Вопрос о необходимости урегулирования рынка охраны и безопасности на Украине поднимался не раз, но только сейчас этот пробел в законодательстве решили заполнить. 8 сентября 2011 года парламент принял Закон Украины «Об охранной деятельности» и направил его на подпись Президенту Украины.
На сегодняшний день порядок оказания охранных услуг регламентируется Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Допускается создание частных охранных структур в любой организационно-правовой форме, которые предоставляют свои услуги исключительно на основе письменных договоров. Вместе с тем законодательством не конкретизирован перечень этих услуг, а также процедура использования ими технических средств.
В условиях отсутствия контроля со стороны государства рынок охранных услуг превратился в стихийный. Огромное количество фирм предоставляют «продукт» низкого качества и нередко принимают участие в физическом захвате имущества субъектов хозяйственной деятельности, так называемом «рейдерстве». При этом в других странах данную проблему уже давно решили. В Польше, Латвии, Казахстане, Молдове, Российской Федерации такие законы успешно функционируют, причем закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» был принят еще в 1992 году.
Попытки урегулировать правовые и экономические принципы осуществления охранной деятельности украинским парламентом предпринимались неединожды. В частности, в 2004 году законопроект «Об охранной деятельности» (№ 1241), внесенный народными депутатами Украины Александром Бандуркой, Владимиром Мойсиком и Василием Барткивым, был подготовлен ко второму чтению, но так и не набрал необходимого количества голосов в парламенте. Годом позже состоялось рассмотрение в первом чтении пакета законопроектов «О службе безопасности субъектов хозяйствования и других юридических лиц» (№ 5738), «Об охранной деятельности» (№ 5739), внесенных народными депутатами Украины Николаем Онищуком, Василием Онопенко и Юрием Кармазиным. Но и эти инициативы в сессионном зале парламента не поддержали.
По убеждению Юрия Кармазина, такой закон уже давно должен был появиться на Украине, но желание Министерства внутренних дел быть монополистом на рынке охраны и безопасности сводило все инициативы на нет. И, несмотря на то, что в нынешнем, еще не подписанном Президентом Украины, законе потенциальные преференции для Государственной службы охраны (ГСО) при МВД сохраняются, урегулировать деятельность охранных структур на законодательном уровне, по мнению г‑на Кармазина, все же надо.
В вопросе необходимости четкого урегулирования охранных услуг на договорной основе солидарен с ним и первый заместитель председателя Комитета Верховного Совета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Владимир Олийнык. Относительно предоставления преференций ГСО г-н Олийнык отмечает, что эта служба должна иметь определенные преимущества, поскольку уровень ее технического оснащения значительно выше, чем у других. Согласно действующему законодательству, только ГСО имеет право использовать боевое оружие. При этом Владимир Олийнык прогнозирует, что уже через некоторое время все представители этого сегмента рынка будут в равных условиях: частные охранные структуры смогут получить право пополнить свой арсенал специальных средств защиты. «Это всего лишь переходной этап, и к нему нужно относиться с пониманием», — говорит г‑н Олийнык.
Правда, и на переходном этапе у народных избранников возникали трудности. Законопроект об охранной деятельности (№ 4824), внесенный народными депутатами Украины Владимиром Малышевым, Василием Грыцаком, Валерием Бевзом, Олегом Новиковым и Александром Буджераком, был принят парламентом за основу еще в 2009 году, после чего был подготовлен ко второму чтению и несколько раз выносился в сессионный зал, но так и не был одобрен. По словам Владимира Малышева, Комитет Верховного Совета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности над текстом законопроекта работал больше года.
Закон Украины «Об охранной деятельности» определяет правовые и организационные принципы оказания охранных услуг на договорной основе, а также общие принципы взаимодействия субъектов охранной деятельности с правоохранительными органами. «Мы четко разграничили полномочия частных охранных структур и правоохранительных органов», — говорит г-н Малышев. При этом установлено государственное регулирование в сфере охранной деятельности. Согласно закону, органами государственного регулирования в сфере охранной деятельности являются Кабинет Министров Украины, а также центральный орган исполнительной власти в сфере охранной деятельности.
Законом также предусмотрено лицензирование охранной деятельности, осуществляемой в порядке, определенном Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». В случае аннулирования лицензии субъекта охранной деятельности выдача новой лицензии ему и созданным им или его учредителем новым субъектам хозяйствования допускается не ранее, чем через год после аннулирования такой лицензии.
Законодательный акт определяет и применение в охранной деятельности физической силы, специальных средств, а также устанавливает четкие запреты, в частности, осуществлять мероприятия по исполнению судебных решений, вмешиваться в индивидуальные или коллективные трудовые споры, сопротивляться действиям компетентных властей по восстановлению правопорядка и пр. «Лейтмотивом этого закона является то, что охранным структурам категорически запрещается участие в «рейдерских» захватах предприятий», — отмечает Владимир Малышев.
По его мнению, одна из главных целей этого закона — гарантировать высокое качество предоставления охранных услуг.
Законодательных инструкций с нетерпением ждали и представители частных охранных структур. По мнению директора охранной фирмы «Сириус» Игоря Николаенко, принять закон, который регламентирует и регулирует деятельность охранных структур, необходимо. «Нужно четко понимать, что можно делать, а чего делать нельзя», — говорит он.
В том, что подписание этого закона Президентом Украины сделает деятельность огромного сегмента рынка законной, убежден и президент общественной организации «Украинская федерация профессионалов безопасности» (УФПБ) Сергей Шабовта: «На украинском рынке мы работаем 15 лет, и каждый раз с ужасом понимаем, что в любой ситуации возможны казусы: вмешайся охранник в какой-то конфликт, его действия можно расценивать как незаконные». По его наблюдениям, текст законопроекта в процессе подготовки ко второму чтению был существенно изменен. «Были сняты механизмы милицейского надзора и давления на рынок, и, в итоге, мы получили достаточно сбалансированный документ», — утверждает он.
При этом г-н Шабовта отмечает, что одной проблемы этот закон так и не решил. Речь идет о необходимости поставить ГСО в один ряд с другими операторами рынка. По его мнению, существование постановления Кабинета Министров № 615 от 10 августа 1993 года «О мерах совершенствования охраны объектов государственной и других форм собственности», которое в нарушение антимонопольного законодательства содержит перечень объектов, подлежащих охране исключительно ГСО, является «величайшим парадоксом».
Председатель Одесского регионального отделения УФПБ Юрий Ермаков, комментируя этот закон, утверждает: «Поскольку милиция является «вооруженным органом исполнительной власти», соответственно она не может быть субъектом охранной деятельности и оказывать услуги по охране собственности. Но теперь данная «обязанность» предусмотрена не только в законе «О милиции», но она появилась и в законе «Об охранной деятельности». По прогнозам г-на Ермакова, хотя сфера действия этого закона и будет распространяться на ГСО, она как не получала лицензию, так и впредь этого делать не планирует. А это, по его словам, нарушение Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
В свою очередь начальник отделения правового обеспечения Департамента ГСО Вячеслав Просянюк отмечает, что закон «Об охранной деятельности» является базовым для всех субъектов хозяйствования, и, конечно, сфера его действия распространяется на подразделения ГСО. «В целом закон производит позитивное впечатление, и мы, как и большинство участников рынка, ждем кардинальных изменений, которые предоставят возможность потребителям получать качественные услуги охраны», — отмечает г‑н Просянюк.
Правда, о качественных изменениях в этом сегменте рынка можно будет говорить не раньше, чем через 6 месяцев с момента опубликования данного закона.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…