С 2001 года действует новая редакция Закона «О банках и банковской деятельности». Этим Законом предусмотрено, что информацию о частных счетах физических лиц банки имеют право раскрывать только по запросу суда. Информация о счетах, открытых для предпринимательской деятельности, может раскрываться, кроме того, по запросу прокуратуры, СБУ, органов внутренних дел и органов налоговой службы — за конкретный период времени.
Тем не менее нормы нового закона срабатывали не всегда, поскольку специальные нормативные акты, предусматривавшие права силовых служб, оставались без изменений. Согласно этим законам, прокуратура, СБУ, органы внутренних дел и органы налоговой службы имели право получать информацию от банков о счетах их вкладчиков и клиентов даже без ссылки на находящееся в их производстве дело.
НОВЫЙ И САМЫЙ ГЛАВНЫЙ
20 февраля 2002 года опубликован и вступил в силу закон, призванный защитить банковскую тайну граждан и юридических лиц, устранив имевшиеся в законодательстве несоответствия. Закон вносит изменения в 13 специальных законов, предусматривающих права различных органов обращаться в учреждения банков и по запросу получать информацию о состоянии банковских счетов вкладчиков и предпринимателей.
Теперь в каждом из специальных законов содержится формулировка, предусматривающая, что запрос направляется, а информация предоставляется в порядке, предусмотренном законом «О банках и банковской деятельности». Тем самым устранены всякие сомнения о приоритетности «банковского» закона над законами «силовиков».
Подчеркнем, что информация о частных счетах физических лиц раскрывается банками только по запросу суда — в случаях, когда суд наделен правом получать информацию о банковских счетах физических лиц. Примером может служить статья 66 Уголовно-процессуального кодекса («Сбор и предоставление доказательств»), согласно которой суд по делам, находящимся в его производстве, вправе требовать от банков информацию, содержащую банковскую тайну. Иными словами, чтобы запросить банк о счетах вкладчика-физлица, суд должен сослаться на находящееся в его производстве уголовное дело, возбужденное против такого физического лица.
Информация о предпринимательских счетах раскрывается только по запросу, составленному на гербовом бланке соответствующего органа прокуратуры, МВД, СБУ и налоговой службы, подписанном руководителем или заместителем органа и скрепленном гербовой печатью. В запросе должна содержаться ссылка на норму закона, предоставляющего соответствующему органу право запрашивать банк об информации, составляющей банковскую тайну.
ИНФОРМАТОРЫ ОСТАЛИСЬ
Несмотря на позитивные изменения, не можем не обратить внимание на другие нормы, оставшиеся без изменений, которые предусматривают обязанность банков информировать органы по борьбе с организованной преступностью о так называемых «крупных» операциях физических и юридических лиц даже без специального запроса, просто по факту наличия крупной операции.
Согласно статье 7 Закона «О мерах противодействия незаконному обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими», банки в течение двадцати суток обязаны сообщить соответствующим правоохранительным органам о гражданах и юридических лицах, единоразовые денежные вклады и переводы которых превышают тысячу минимальных размеров заработной платы (140000 грн).
Закон «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» в части 4 статьи 18 обязывает Национальный банк Украины предварительно информировать специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью о крупномасштабных операциях физических лиц, осуществленных единоразово или в течение 30 суток. Согласно этому закону, крупномасштабными признаются операции, в 100 раз превышающие размер минимальной заработной платы, т. е. 14000 грн. Иными словами, даже если 14000 грн. — итог месячных поступлений на счет, то этот месячный оборот все равно будет считаться крупномасштабной операцией. В отношении юридических лиц крупномасштабной признается операция, в 5000 раз превышающая минимальный размер заработной платы — 700000 грн. Правда, в отличие от Закона «О мерах противодействия незаконному обращению наркотических средств…», информацию об оборотах в 14000 грн. должен сообщать не коммерческий банк, а НБУ на основании поданных ему комбанками отчетов.
Конечно, вышеупомянутые нормы двух законов противоречат закону «О банках и банковской деятельности», предусматривающему иное регулирование предупреждения легализации денег, полученных преступным путем. Этому вопросу в законе посвящена отдельная глава 11.
ОТМЫВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО
Согласно нормам указанной главы, банки обязаны идентифицировать лиц, осуществляющих расчеты по сделкам, общая сумма оплаты по которым превышает 50 тыс. евро (при безналичных расчетах) и 10 тыс. евро (при расчетах наличными). При этом с целью предупреждения преступлений информация относительно идентификации лиц сообщается банками соответствующим органам согласно законодательству Украины, регулирующему вопросы борьбы с организованной преступностью. Идентификация необязательна, если лицо регулярно осуществляет операции от имени клиента и ранее уже было идентифицировано.
Также сообщение об идентификации лиц направляется, если операции имеют признаки сомнительных:
1) операция осуществляется при необычных или неоправданно запутанных условиях;
2) операция не является экономически оправданной или противоречит законодательству Украины.
Помимо этих двух несоответствий, новый закон не учел еще одну норму Закона «О мерах противодействия незаконному обращению наркотических средств…», которая предусматривает обязанность банков раскрывать банковскую тайну о счетах физических лиц по запросу органов дознания, если относительно таких лиц имеются оперативные и другие материалы, свидетельствующие об их причастности к незаконному обращению наркотических средств, психотропных веществ.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Наконец мы хотели бы обратить внимание на еще одно не вполне удачное изменение, внесенное анализируемым нормативным актом в Закон «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью». Речь идет о статусе запросов спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.
Ранее подпунктом «б» пункта 2 статьи 12 Закона «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» предусматривалось, что банки без каких-либо предварительных условий по письменному требованию руководителя соответствующего подразделения обязаны были предоставлять информацию о счетах физических лиц. Сохранился ли особый статус требований спецподразделений по борьбе с организованной преступностью к банкам о предоставлении информации о частных счетах физических лиц после внесения новым законом изменений в указанный подпункт?
Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать последнюю часть статьи 62 нового Закона «О банках и банковской деятельности», ограничивающей число органов, по запросам которых может быть раскрыта информация о частных счетах физических лиц, только судом. Так вот, в последней части этой статьи говорится, что «положения этой статьи не распространяются на случаи уведомления банками в соответствии с законодательством об операциях, имеющих сомнительный характер, и на другие предусмотренные законом случаи уведомлений о банковских операциях специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью» (здесь и далее выделено авторами — А. К., Л. А.). О каких «предусмотренных законом случаях уведомлений о банковских операциях специальных подразделений» идет речь? Подпадает ли под эти случаи тот самый подпункт «б» пункта 2 статьи 12 Закона «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»?
Согласно этому подпункту (в новой редакции), при осуществлении мероприятий по борьбе с организованной преступностью специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины предоставляются следующие полномочия: по письменному требованию руководителей соответствующих спецподразделений получать от банков, других учреждений, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы об операциях, счетах, вкладах физических и юридических лиц. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленном Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Документы и информация должны быть поданы немедленно, а если это невозможно — не позднее чем в течение 10 суток.
ФИЗЛИЦ ИЗМЕНЕНИЯ НЕ КАСАЮТСЯ
К сожалению, без изменений остались формулировки, касающиеся физических лиц. Изменение статьи 12 свелось к тому, что подпункт «б» был дополнен ссылкой на порядок получения информации, предусмотренный Законом «О банках и банковской деятельности». Но в Законе «О банках и банковской деятельности» в свою очередь сказано, что порядок раскрытия информации, изложенный в статье 62 Закона, не распространяется на «другие предусмотренные законом случаи уведомлений о банковских операциях специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью». Мы вернулись к тому, с чего начали: включают ли эти случаи абзац «б» пункта 2 статьи 12 Закона «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»?
По нашему мнению, нет, не включают, поскольку исключения из общего порядка относятся только к случаям автоматического уведомления банками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, но не затрагивают общего порядка раскрытия информации по запросам (отдельным требованиям) органов МВД и Службы безопасности. К случаям такого автоматического уведомления относятся, например, уведомления об идентификации лиц, осуществляющих значительные или сомнительные операции, о чем мы писали выше.
Следовательно, предпоследнюю часть статьи 62 Закона «О банках и банковской деятельности» следует понимать в том смысле, что по крупным и сомнительным операциям банки обязаны информировать спецподразделения независимо от того, по частным или предпринимательским счетам физических лиц проводятся такие операции и независимо от наличия запроса от спецподразделений.
Что же касается порядка предоставления информации по требованию спецподразделений, то такой порядок содержится в 1 и 2 части статьи 62 Закона «О банках и банковской деятельности», и об этом сказано в уточненной редакции абзаца «б» пункта 2 статьи 12 Закона «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», которая в ближайшее время вступит в силу. Как уже было сказано, 1 и 2 части статьи 62 Закона «О банках…» предусматривают, что информация о частных счетах физических лиц предоставляется только по требованию суда. По требованию МВД и СБУ может быть выдана информация только о предпринимательских счетах физических лиц.
Чтобы исключить вопросы об особых правах спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, которые им якобы предоставлены последней частью статьи 62 Закона «О банках и банковской деятельности», подпункт «б» пункта 2 статьи 12 Закона о правах органов, ведущих борьбу с организованной преступностью, следовало бы изложить в такой редакции, которая не оставляла бы никаких сомнений в ее толковании.
2. При осуществлении мер по борьбе с организованной преступностью специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины предоставляются полномочия:
…б) по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью получать от банков, а также кредитных, таможенных, финансовых и других учреждений, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренних и внешних экономических договорах физических и юридических лиц. Документы и информация должны быть предоставлены немедленно, а если это невозможно — не позднее чем на протяжении 10 суток. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объемах, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».
Из текста после слов «получать от» изымаются слова «банков, а также кредитных». Благодаря этому дальнейшее содержание статьи (в том числе в отношении физических лиц) к банкам относиться не будет. В последнем предложении абзаца предполагается указывать, что от банков перечисленная информация (а она по существу является банковской тайной) будет получаться в порядке, предусмотренном не этим Законом, а Законом «О банках и банковской деятельности» для раскрытия банковской тайны.
КИФАК Александр, АНТОНЕНКО Леонид — юридическая фирма «АНК», г. Одесса Тел.: (0482) 348-716 (многоканальный), www.ank.odessa.ua
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…