Принятие Закона Украины «О санкциях» (регистрационный номер законопроекта 4453а), вызванного необходимостью реагировать на давление со стороны Российской Федерации, привело к открытому противостоянию между правозащитниками и властью. Правительственный законопроект позволял Совету национальной безопасности и обороны Украины ограничивать широкий спектр прав, заручившись поддержкой Президента Украины. Принятый в первом чтении документ вызвал замечания даже ОБСЕ и Нацкомтелерадио.
Санкции, согласно принятому за основу законопроекту, касаются не только иностранных государств и их должностных лиц. Среди их потенциальных жертв — граждане и юрлица Украины (статья 1). Основанием для применения санкций были действия, которые создают «потенциальные угрозы национальным интересам», нарушают интересы общества и государства, а также мешают полноценному осуществлению гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод (статья 3). Иными словами, все определяет политическая коньюнктура, а не правовая определенность. Среди санкций (статья 4): блокирование активов, воспрепятствование проезду, запрет на издание печатной продукции, закрытие интернет-сайтов, а также запрет на деятельность партий и общественных организаций.
Как заявляет Кабинет Министров Украины, ко второму чтению из законопроекта были исключены положения, разрешающие применять санкции в отношении украинских граждан. Также из перечня санкций исчезла норма о запрете объединений граждан и СМИ. К сожалению, на момент сдачи номера в печать официальная версия принятого закона не была опубликована.
Что послужило мотивом такой жесткой нормы, как возможность санкций против собственных граждан? Цель закона, как объясняли его авторы, заключалась в том, чтобы наложить ограничения на представителей предыдущей команды украинских руководителей — Виктора Януковича и его соратников. Его вина до сих пор не установлена украинским судом, более того, он пытается добиться признания незаконности отстранения его от власти в Европейском суде по правам человека. Вероятно, этот вопрос будет решен путем осуществления заочного судебного процесса — парламентом уже одобрен соответствующий закон, который позволит осудить экс-президента и конфисковать его активы.
Интересы украинских граждан, полагаем, удалось отстоять. Однако основания для недовольства есть у других государств. Закон обходит вопрос объявления войны государству, против которого будут приниматься санкции, или же разрыва дипломатических отношений. Ни в одной статье нет формулировки о том, что санкции могут направляться сугубо против «государства-оккупанта» (именно таким термином оперирует законопроект № 4443а). В поле подозрения могут находиться совершенно разные государства. Можно сделать вывод, что закон оперирует понятием коллективной ответственности — за нарушения со стороны государства (например, оккупация региона) последуют санкции в отношении отдельных лиц. Не указано, что субъектами совершения определенных действий могут быть только государства, и на них могут быть наложены определенные санкции.
Главное научно-экспертное управление парламента указало на то, что закон все же противоречит Конституции Украины, поскольку предоставляет СНБО полномочия судебного органа и позволяет применять ограничительные меры без доказательства вины судом. Правозащитники опасаются, что применение этого закона спровоцирует не один процесс в Евросуде.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…