Ограничение «маневра» депутата — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (475) » Ограничение «маневра» депутата

Ограничение «маневра» депутата

Вопросы партийной ответственности депутатов, в частности депутатов местных советов, обсуждаются уже достаточно давно. Свое заключение по этому вопросу еще в 2001 году дал Конституционный Суд Украины. Но вопрос остается актуальным. Ведь практика переходов депутатов между фракциями искажает фактическое волеизъявление избирателей. И если в зарубежных странах с развитой демократией данная проблема решается на уровне правовой традиции, то на Украине назрела необходимость урегулирования ответственности депутатов на законодательном уровне.

В связи с этим Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины о статусе депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым и местных советов» (Закон), которым предусматривается введение так называемого императивного мандата, то есть установление ответственности депутата соответствующего совета в случае несоблюдения партийной дисциплины. Заметим, что императивный мандат в своем первичном значении более характерен для мажоритарной избирательной системы, поскольку устанавливает ответственность депутата перед избирателями округа, от которого этот депутат был избран. В странах с пропорциональной избирательной системой данный механизм практически не используется.

Итак, упомянутым Законом вносятся изменения в Законы Украины «О Верховном Совете АРК» и «О статусе депутатов местных советов» и устанавливается, что фракции депутатов в местных советах (кроме сельских и поселковых советов) формируются на партийной основе в соответствии со списками партий, прошедших в соответствующий совет. Депутат местного совета обязан войти в состав фракции той партии, по списку которой он был избран. Невходжение его в состав фракции, выход из фракции или переход в другую фракцию влекут за собой его отзыв, освободившееся место занимает следующий по списку партии кандидат. Кроме того, депутат может быть отозван по решению руководящего органа местной организации партии (блока партий), по списку которой он был избран, также и по другим причинам, установленным самим руководством партийной организации.

При этом Законом не детализированы такие основания, что может создать возможность для злоупотреблений и устранения неугодного депутата, например на основании его деятельности, в частности при его несогласии с позицией партии по отдельным вопросам. Очевидно, что введение такого института как императивный мандат депутатов местных советов возможно только после устранения всех пробелов, дающих возможность как-либо влиять на депутата.

Отзыв депутата производится по решению руководящего органа местного отделения партии (блока партий) в избирательном округе и не требует согласия соответствующего совета. Депутат считается отозванным с момента принятия соответствующего решения руководящего органа партии (блока партий), о чем незамедлительно информируется общественность и соответствующая территориальная избирательная комиссия, в полномочия которой входит признание избранным и регистрация кандидата от партии взамен выбывшего.

Указанные изменения касаются только депутатов Верховного Совета АРК, областных, районных, городских, районных в городах советов. Депутаты сельских и поселковых советов, как известно, избираются по мажоритарной системе, и соответствующие требования к ним не могут применяться.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Конституционный поход» судей

Деловая практика

Форма договора найма жилья

Законодательная практика

Ограничение «маневра» депутата

Системная оппозиция

Зарубежная практика

Квартира — моя, а дом чей?

Историческая практика

Хотел спрятать концы в огонь

Комментарии и аналитика

Принцип Хьюарта: необходима ли нам процессуальная справедливость?

Неделя права

Судьи оценивают перспективы

Аморальность и телевидение

Ускорение на местном уровне

КСУ толкует права депутатов

Требования АМКУ исполнены

Реестр событий

Исправленному стоит верить?

С содержанием судей теперь «Порядок»

На все про все — 3 дня!

Судебные решения

Результаты рассмотрения в Европейском суде по правам человека не могут повлиять на результат рассмотрения дела в национальном суде

Об обязанности суда при рассмотрении дел о бездеятельности органов исполнительной службы

О сроках обжалования действий государственного исполнителя

О содержании жалобы на действия госисполнителя

О сроках исполнительного производства

Об определении подведомственности некоторых споров

Тема номера

Пути усовершенствования исполнения

Как вы службу назовете, так она и...

Трибуна

«Добавленная» ответственность

Частная практика

Кто есть кто в офисе твоем?

Юридический форум

Научный взгляд на Конституцию

Інші новини

PRAVO.UA