![]() |
По мнению Андрея ВИТЧЕНКО, белорусы подошли к данной проблеме категорично, не предложив кроме штрафа других альтернатив |
Одной из громких новостей за последнее время стало сообщение о том, что компания «Оболонь» может перестать существовать на рынке Беларуси. Причиной тому послужило приостановление продажи пива «Огнетушитель» производства завода «Оболонь» в торговых сетях Беларуси в связи с решением Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ), который обвиняет ЗАО «Оболонь» в отсутствии сертификата соответствия на данную продукцию. На что компания поясняет, что реализация пива «Огнетушитель» осуществляется в соответствии с сертификатом, выданным для пива «Оболонь Светлое», поскольку названные продукты являются идентичными по содержимому.
Начальник юридического отдела ЗАО «Оболонь» Андрей Витченко шансы компании в данной ситуации пока оценивает как «50 на 50». Поскольку, с формальной точки зрения, возможно, белорусский госорган и прав.
К примеру, если взять автомобиль Мercedes, который на Украине проходит сертификацию, а рядом поставить точно такой же Мercedes только другого цвета, поменять диски и сделать некоторый «тюнинг» — такая машина уже должна подлежать отдельной сертификации. Несмотря на то, что тюнинговый автомобиль, хоть и перекрашенный в другой цвет, имеет ту же комплектацию. В ситуации с пивом «Огнетушитель» был также сделан своеобразный «тюнинг», и сертификация тут не нужна, несмотря на то, что белорусы формально считают ее необходимой.
В их законодательстве записано, что каждый новый продукт должен пройти сертификацию. Тогда возникает вопрос: что считать «новым продуктом»? Так, на полке стоит обычная бутылка, на этикетке которой написано «пиво светлое», и на полке стоит бутылка красного цвета, с этикеткой «пиво светлое», с надписью по центру «Огнетушитель», ведь в бутылку пива «Огнетушитель» налито обычное пиво светлое, и штрих-код у этих продуктов абсолютно одинаковый. По мнению белорусов, другой цвет бутылки — это уже другой продукт. Но ведь сертификации поддается содержимое, а поскольку внутри тот же продукт, то она не нужна, поскольку на пиво светлое сертификат уже получен.
Самое неприятное в этой ситуации то, что белорусы к ней подходят крайне категорично. Они могли бы предложить, например, устранить такие недостатки в течение, скажем, месяца. И это было бы сделано со стороны компании. Но такого предложения не поступало. Сразу же предлагается наложить штраф, рассчитанный из суммы реализованного за весь период продукта, умноженной на два. Пиво «Огнетушитель» в Беларуси продается два года, и если сейчас взять все объемы продаж за два года и умножить на два — получатся миллионы. Если бы белорусская сторона выявила проблему еще через пять лет, то это были бы суммы продаж за семь лет, умноженные на два. То есть нет какого-то логически фиксированного штрафа. Но больше в штрафных санкциях пугает не их величина — штраф будет налагаться не на компанию «Оболонь», а на тех, кто реализовывал данное пиво. У компании в Беларуси есть дистрибьютор, а у него — огромная розничная сеть по реализации указанной продукции. После наложения таких штрафов дистрибьютор «умрет» сразу же, поскольку штрафы будут огромные, а розница скажет: а зачем нам дальше нужно сотрудничать с компанией «Оболонь»? Таким образом, компанию просто выбросят с рынка.
По мнению г-на Витченко, вся эта ситуация больше похожа на «заказ», так как от пивоваренной компании «Сябар», которую выкупил Heineken, в БелГИМ поступило предложение проверить компанию «Оболонь». В госоргане оригинал такого заявления показали. А поскольку в Беларуси с этим вопросом строго, порой они начинают проверку не столько потому, что проблема есть, сколько потому, что в случае бездеятельности сложности могут возникнуть у них.
Положительными аргументами в пользу «Оболонь» г-н Витченко считает то, что содержимое и штрих-код продуктов абсолютно одинаковый. К тому же между БелГИМом и заводом «Оболонь» было подписано генеральное соглашение о сертификации производства. И в некоторых пунктах этого соглашения говорится о том, что де-факто, без документации, БелГИМ принимает как должным образом сертифицированный продукт все, что они увидели на заводе «Оболонь» во время первого осмотра. Так, представители БелГИМа приезжают на завод с интервалом приблизительно раз в год, смотрят производство, продукцию — и это уже автоматически считается ими принятым по факту.
В свою очередь, юрист компании Heineken в Беларуси Ульяна Евсеева заявила, что к данной ситуации компания Heineken не имеет никакого отношения, поскольку дело возбуждено компетентными государственными органами и сейчас ими же рассматривается. От Heineken никто не подавал никаких заявлений и жалоб, направленных против других производителей. Шла рабочая дискуссия в белорусском компетентном госоргане, и непосредственно сам этот орган, исходя из поступившей к нему информации, решал подведомственные ему вопросы относительно сертификации. Со своей стороны, компания Heineken никаким образом в данном процессе не участвует.
Отметим, что на данный момент БелГИМом рассматривается апелляция компании «Оболонь» на упомянутое решение госоргана.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…