Образ в жизни — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (961) » Образ в жизни

Образ в жизни

Рубрика Тема номера
Воспроизведение чужого образа является нарушением права на образ, если оно вызывает однозначную ассоциацию с конкретным человеком

Дело «Ревизор» против «Инспектора Фреймут» вызвало много вопросов, в их числе и такой: насколько существенно влияет на сходство двух телешоу участие одной и той же ведущей? Если ответ положительный, возникает юридический вопрос: мог ли телеканал запретить конкуренту использовать образ ведущего телепередачи на основании владения исключительными имущественными правами на него?

Охраняется ли образ ведущего и возможно ли отчуждение прав на этот образ? Личные неимущественные права применительно к образу человека ограничиваются именем, изображением и свободой творчества. Оставаясь в рамках рассуждений о личном неимущественном праве, невозможно ответить на вопрос: как отделить образ ведущего от манеры общения и поведения конкретного физического лица?

Поскольку распорядиться правом на имя человек не может (хотя закон предусмотрел несколько исключений), это ограничение обычно обходят путем регистрации имени в виде торговой марки и заключения лицензионного договора (например, украинская ТМ № 196086).

Рассмотрим взаимодополняющие варианты охраны образа ведущего как созданного автором сценария персонажа и как исполненную артистом роль в виде объекта смежных прав.

 

Образ как персонаж

Чтобы обосновать охрану образа как персонажа произведения (объекта авторского права), нужно доказать наличие творческого труда автора. Персонаж пока не стал традиционным объектом авторского права на Украине, однако судебная практика защищает правообладателя, если персонаж является самостоятельной оригинальной частью произведения.

Вот редкий пример того, как в постановлении от 25 ноября 2014 года по делу № 916/1582/14 Высший хозяйственный суд Украины пытался обосновать охрану персонажа: «При создании произведения был создан персонаж, который авторы наделили определенными психоэмоциональными свойствами, а также некоторыми внешними характеристиками, позволившими выделить его среди других подобных существ и персонажей и сделавшими персонаж оригинальным и узнаваемым, то есть способным самостоятельно существовать во времени и пространстве».

На этапе нового рассмотрения упомянутого дела суд, ссылаясь на выводы эксперта, процитировал описание персонажа и сделал вывод, что «персонаж Маша является динамичным образом, имеет черты и свойства (имя, особенности внешнего вида и характера), которые отличают его от других вымышленных персонажей, то есть он имеет все признаки оригинальности» (решение Хозяйственного суда Одесской области от 11 февраля 2015 года. К сожалению, использовать ссылку на это определение как на тест по охраноспособности для других персонажей затруднительно, поскольку высшие судебные инстанции его отменили).

Поскольку у нас отсутствуют критерии признания персонажа самостоятельным объектом охраны, рассмотрим два примера из судебной практики других стран.

Верховный суд РФ в определении от 11 июня 2015 года № 309-ЭС14-7875 первым в российской практике сформулировал эти критерии: персонажами аудиовизуального произведения как самостоятельного результата могут быть созданные и зафиксированные в аудиовизуальном ряде мультфильмов динамические рисованные (кукольные) образы главных героев, обладающие такой совокупностью признаков, которые делают их оригинальными, узнаваемыми и отличаемыми от других героев в силу их внешнего вида, движений, голоса, мимики и других признаков, предназначенных для зрительного и слухового (в случае звукового сопровождения) восприятия.

В законе об авторском праве США (Copyright Act 1976) нет понятия «character», что позволяет судам свободно подходить к определению его содержания и признаков, необходимых для признания персонажа самостоятельным объектом.

В сентябре 2015 года в США рассматривалось дело «DC Comics v. Towle», 802 F.3d 1012 (9th Cir. 2015) об изготовлении лицом бэтмобилей на продажу, и в этом деле суд применил трехступенчатый тест:

1) персонаж должен обладать «физическими и смысловыми (conceptual) качествами»;

2) персонаж должен быть «существенно выраженным» для его узнаваемости как одного и того же персонажа при каждом его появлении, то есть должен демонстрировать постоянные, определяемые свойства и атрибуты, но вместе с тем персонаж не должен иметь постоянную внешность;

3) персонаж должен «содержать некоторые оригинальные элементы выражения».

На основании изложенного можно сделать вывод, что судебная практика США сформировала более жесткие критерии для предоставления охраны персонажам.

 

Остаться правообладателем

Как известно из дела «Ревизор» против «Инспектора Фреймут», истец заявил требования как правообладатель сценария передачи и готовых аудиовизуальных произведений, главным персонажем которых была ведущая передачи. У сценария есть авторы, творческим трудом которых мог быть создан образ ведущей как персонаж, наделенный оригинальными, узнаваемыми и отличительными признаками в силу его внешнего вида, движений, голоса, мимики.

Какова роль человека, воплощающего в кадре образ ведущего? Очевидно, что речь идет об исключительном имущественном смежном праве артиста-исполнителя. Поскольку такие права являются объектом гражданского оборота в силу части 2 статьи 39 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», телеканал мог их приобрести и стать обладателем монополии на образ ведущего телешоу «Ревизор».

Ситуация, когда человек, исполнявший ранее роль ведущего и передавший имущественные смежные права, участвует в создании программы, в которой воспроизводит те же существенные черты образа ведущего, свидетельствует о явном нарушении.

Аналогия с персонажем выглядит вполне жизнеспособной: автор сочинил образ, актеры сыграли роли, воплотив образы, а продюсер нанял актеров, подходящих для воплощения образов, и купил права на готовый продукт, включающие и запрет на использование оригинальных персонажей без его разрешения.

 

Отдельно от объекта

В рамках американской практики защиты right of publicity по делу «Carson v. Here’s Johnny Portable Toilets, Inc.» установлено, что ответчик нарушил «право на образ» путем использования в коммерческих целях фразы, с которой истец (актер-комик) обычно начинал свое выступление. В деле «Lombardo v. Doyle, Dane & Bernbach, Inc.» нарушением права на образ признано использование целого ряда элементов (воздушные шары, шляпы и т.д.), составляющих сценический образ истца.

Таким образом, судебная практика США относит к образу как к объекту охраны любую черту (свойство), способную вызвать в сознании образ знаменитости (это поза, манера одеваться, характерные выражения и т.д.). Воспроизведение чужого образа составляет нарушение указанного права, если оно вызывает однозначную ассоциацию с конкретным человеком.

В случае с «Ревизором» образ ведущей — это ее манера говорить со зрителем, с другими участниками программы, характерные слова и жесты, элемент одежды (белая перчатка) и стиль проведения самой проверки.

Спрос на правовую защиту образа явно превышает предложение по регулированию, а значит, традиционная для гражданского права Украины модель личных неимущественных прав нуждается в пересмотре в сторону легализации коммерческого использования некоторых объектов, начиная с имени и изображения человека.

 

ТОМАРОВ Илларион — руководитель практики интеллектуальной собственности МЮФ ETERNA LAW, г. Киев

 


Мнение

 

Определить образ

Назар ПОЛЫВКА,

партнер ЮК Axon Partners

Эксперты в деле «Ревизора» достаточно хорошо определили понятие образа ведущей как охраняемого объекта.

По их мнению, образ ведущей «Ревизора» — это журналист, который проводит с позиции рядового, но в то же время осведомленного потребителя журналист­ское расследование относительно качества и безопасности обслуживания. Этот журналист имеет свой характерный стиль, язык и предмет (перчатка или платок).

То есть, по мнению экспертов, характеристики личности персонажа — стиль поведения (вызывающе провокационный) и язык — являются лишь частью образа.

Но вместе с тем такой персонаж действует в определенных условиях согласно сценарному сюжету программы, и эти условия также определяют манеру его поведения.

В результате получилась очень интересная ситуация: сама по себе идея программы «Ревизор», где журналист проводит журналистское расследование, и манера поведения ведущей не являются охраняемыми объектами. Но в то же время в совокупности сюжет и характеристики личности персонажа, а также тот факт, что они были описаны в типовом сценарии программы, дают возможность определить образ ведущей программы «Ревизор» как полноценный охраняемый объект права интеллектуальной собственности.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Не высшее образование

Акцент

Чуть-чуть не читается

Государство и юристы

Слухи народа

Спор-лото

Погашение налогового долга по НДС

Зарубежная практика

Общественный — строй!

Неделя права

Признательные решения

Путь в адвокатуру

Рейдерский ухват

Судоперестроение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Менее 30% британцев прибегают к помощи юристов

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ отменил предупреждение ВККС, вынесенное судье

Суд подтвердил законность отмены ареста средств комбината почти на 6 млн грн

Новости юридических фирм

Частная практика

ПЮА «Дубинский и Ошарова» защитило интересы ФИФА и УЕФА

Адвокаты АК «Правочин» выиграли спор в интересах крупного авиаперевозчика

Команда ЮК ARBITRADE выиграла арбитраж GAFTA

МЮФ Baker & McKenzie поддержала команду НаУКМА, одержавшую победу в Telders Moot Court Competition 2016

С. Гришко включен в список рекомендованных арбитров МКАС при ТПП Украины

Отрасли практики

«Белая» Панама

Процессуальный факт

Прозрачное будущее

Конкурентное деление

Залечь на судно

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

IPF-2016

Репортаж

X-фактор

Самое важное

Налогообложение лотерей в ЕС

Техно критический

Западное слияние

Судебная практика

Уйти в поставку

Начислительная техника

Судебная практика

Судебные решения

О перерасчете заработных плат судей

Арендатор должен уведомить о намерении реализовать преимущественное право на продление договора аренды

Судебная практика

Доработать проект

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах отказа от защитника

Судебная практика

Уволить нельзя оставить

Судебная практика

Судебные решения

Тайна последствия

Судебная практика

Победа юмора

Тема номера

Образ в жизни

Соль утраты

Частная практика

Передача в штрафную

Стандартное приведение

Інші новини

PRAVO.UA