Обратная сторона модели — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 35 » Обратная сторона модели

Обратная сторона модели

Существует вероятность, что налоговые органы Украины будут пытаться применять официальный комментарий к Модельной конвенции ОЕCD даже в тех налоговых конвенциях, на которые MLI не распространяется

Многосторонняя конвенция по выполнению мероприятий, касающихся соглашений о налогообложении, с целью противодействия размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения (MLI) является одним из шагов внедрения Плана действий Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибылей из под налогообложения (план BEPS).

Цель MLI — предотвращение злоупотреблений положениями международных конвенций об избежании двойного налогообложения (налоговые конвенции), что приводило к неуплате налогов вследствие использования искусственных иностранных корпоративных структур и/или операций во избежание налогообложения.

Украина подписала MLI 23 июля 2018 года. Верховная Рада Украины ратифицировала MLI 28 февраля 2019 года. 8 августа 2019 года Украина направила ратификационные документы по MLI депозитарию OECD, что означает: с 1 декабря 2019 года MLI вступит в силу для Украины. Украина станет 31-м государством, для которого MLI вступит в силу.

Важно, что MLI различает даты вступления в силу и введения в действие. Проще говоря, несмотря на дату вступления в силу с 1 декабря 2019 года, MLI будет применяться для Украины в отношении налогов, удерживаемых у источника выплаты, с 1 января 2020 года, а в отношении других налогов — с 1 июня 2020 года.

Обоюдный интерес

Украина выбрала 77 налоговых конвенций, к которым будет применяться MLI. Однако стоит обратить особое внимание на то, что MLI применяется только к налоговым конвенциям государствами, выбравшими налоговую конвенцию по Украине в качестве документа, на который распространяется MLI и для которого MLI введена в действие на дату совершения соответствующих операций. Кроме того, чтобы соответствующая налоговая конвенция считалась измененной, необходимо, чтобы Украина и другое государство выбрали одинаковые положения налоговой конвенции, которая изменяется MLI.

Для того чтобы узнать, выбрало ли другое государство налоговую конвенцию с Украиной в качестве такой, на которую распространяется действие MLI, и каким образом такая налоговая конвенция будет изменена, можно воспользоваться специальным «инструментом», размещенным на сайте ОECD.

Приведем примеры:

— поскольку Нидерланды не выбрали налоговую конвенцию с Украиной, в качестве такой, на которую распространяется MLI, то вступление в силу и начало применения MLI для Украины никаким образом не повлияет на налоговую конвенцию между Украиной и Нидерландами;

— Кипр выбрал налоговую конвенцию с Украиной, однако еще не депонировал ратификационные документы относительно MLI. Соответственно, несмотря на вступление в силу и введение в действие MLI для Украины налоговая конвенция Украина —Кипр не будет изменена до вступления в силу и введения в действие MLI для Кипра;

— Мальта, как и Украина, выбрала налоговую конвенцию Мальта — Украина в качестве такой, на которую распространяется MLI. Как для Мальты, так и для Украины MLI будет применяться к налогам у источника выплаты с 1 января 2020 года. Однако по другим налогам MLI применяться для Мальты будет с 1 января 2021 года, в то время как для Украины MLI будет применяться с 1 июня 2020 года. Это означает, что до 1 января 2021 года положения налоговой конвенции Мальта — Украина в отношении других налогов, кроме налогов у источника выплаты, останутся без изменений, предусмотренных MLI.

Первоочередные задачи

Об изменениях, которые будут внесены в налоговые конвенции в связи со вступлением в силу и введением в действие MLI, написано уже много.

В то же время в ближайшем будущем наибольшее внимание налогоплательщикам, которые осуществляют операции с иностранными контрагентами, следует уделить тесту основной цели. Этот тест предусматривает возможность отказа в предоставлении предусмотренных налоговой конвенцией льгот или преимуществ (освобождение или уменьшение налогообложения), если основной или одной из основных целей структуры или операции было получение таких льгот или преимуществ по налоговой конвенции. Этот тест подобен концепции деловой цели, которую налоговики иногда использовали для доначисления налогов. Поэтому налогоплательщикам необходимо заранее проанализировать свои структуры и операции с иностранными контрагентами (особенно со связанными лицами) и подготовить детальное обоснование бизнес-причин существования соответствующих структур и осуществления соответствующих хозяйственных операций.

Не следует также оставлять без внимания предусмотренные MLI изменения относительно налогообложения доходов нерезидентов от продажи акций и корпоративных прав, если их стоимость преимущественно касается расположенной в Украине недвижимости, в отношении которых будет введен «имущественный» тест не только на дату продажи, а также и на протяжении 365 дней, предшествовавших операции по продаже акций/корпоративных прав.

MLI-изменения относительно определения термина «постоянное представительство» также важны, однако пока не будут внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины, налоговики, скорей всего, не начнут обращать особое внимание на фактически существующие, однако юридически не оформленные постоянные представительства нерезидентов. Поэтому эти изменения, вероятно, останутся без должного внимания украинского бизнеса.

Несомненно, крайне важны и предусмотренные MLI изменения в процедуре взаимного согласования, однако для их надлежащей имплементации, очевидно, необходимо внести соответствующие изменения и в Налоговый кодекс Украины.

Тонкости толкования

Следует также учитывать, что комментарий к Модельной конвенции ОЕCD об избегании двойного налогообложения (на базе которой заключены все налоговые конвенции Украины) уже учитывает некоторые положения плана BEPS и MLI. Поскольку как налоговые органы, так и суды используют комментарий к Модельной конвенции в качестве дополнительного источника для толкования налоговых конвенций, существует вероятность, что налоговые органы Украины будут пытаться применять официальный комментарий даже к тем налоговым конвенциям, на которые MLI не распространяется.

 

РЕУН Андрей — партнер, руководитель налоговой практики ЮФ Evris, г. Киев

 



МНЕНИЕ

Механизм отсутствует

Анастасия МОСУНОВА,

налоговый менеджер отдела налогово-юридического консультирования «KPMG в Украине»

Даже если MLI вступит в силу, это не значит, что у украинских налоговых органов автоматически появится возможность доначислять дополнительные налоговые обязательства нерезидентам, которые осуществляют свою деятельность в Украине через «не оформленные» постоянные представительства (ПП). В частности, в некоторых случаях положения MLI не смогут работать в Украине без внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс (НК) Украины.

Например, согласно действующей редакции НК Украины агентское ПП существует, только если физическое лицо уполномочено согласовывать условия договоров с украинскими покупателями от имени нерезидента, то есть действует на основании доверенности. Согласно MLI агентское ПП существует, даже если физическое лицо фактически согласовывает условия таких договоров (без доверенности). Поскольку определение агентского ПП в НК Украины уже, чем в MLI, налоговые органы не смогут доначислить нерезиденту дополнительные налоговые обязательства на основании положений MLI, так как положения конвенций не могут устанавливать дополнительное налоговое бремя на налогоплательщиков, если обязательство облагать налогами такую деятельность отсутствует на уровне национального законодательства.

Также сегодня отсутствует рабочий механизм доначисления налоговыми органами налоговых обязательств нерезидентам, у которых есть «не оформленные» ПП в Украине, что существенно усложнит выполнение MLI.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Расставить приоритеты

Акцент

Сложности перевода

Государство и юристы

Сто дней от приказа

Банкопат

Убирать наповал

Залог победы

Документы и аналитика

Сдержать марку

Зарубежная практика

Сетевой фильтр

Новости

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Новости из-за рубежа

Карта событий

Отрасли практики

Обратная сторона модели

Ощущение недоказанности

Самое важное

Кадровый дуэт

Обстоятельное рассмотрение

Судебная практика

Читать до десяти

Простительная ошибка

Отменная редакция

Судебные решения

О нюансах обжалования действий госисполнителя, которыми при исполнении решения суда нарушены права лица, не являющегося стороной дела

Суд не должен принимать меры обеспечения иска, которые фактически являются тождественными удовлетворению исковых требований

Тема номера

Поставить под удар

Подтянуть форму

Частная практика

Балльное место

Інші новини

PRAVO.UA