Из-за коллизии в законодательстве, которая недавно была частично разрешена, последние несколько лет крупнейшие мировые производители и импортеры средств защиты растений безосновательно обвинялись фискальными и правоохранительными органами в контрабанде психотропных веществ.
Снять арест
В 2017—2018 годах у многих крупнейших мировых производителей и импортеров средств защиты растений (СЗР) при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине возникали серьезные проблемы с введением в хозяйственный оборот СЗР, в составе которых в качестве вспомогательных элементов (например, растворителя) может содержаться незначительное количество гамма-бутиролактона (ГБЛ). В некоторых отраслях, таких как агрохимический сектор и полиграфия, ГБЛ часто используется как эффективный растворитель с чрезвычайно низкой способностью его экстракции из конечного продукта. В Украине ГБЛ относится к психотропным веществам списка 2 «Психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых допускаются исключения некоторых мер контроля» таблицы ІІІ перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 770 от 6 мая 2000 года с изменениями и дополнениями (Перечень).
Проблемы у производителей и импортеров СЗР начинались уже на границе, когда во время таможенного оформления импортируемых СЗР таможенные органы отбирали пробы препаратов и отправляли их на исследование в специализированную таможенную лабораторию. Лаборатория в своих отчетах указывала, что в составе исследованного товара найдены признаки ГБЛ, который относится к психотропным веществам. Поскольку, согласно Перечню, контролируется любое количество ГБЛ (даже ничтожно малое), такого заключения фискальным органам было достаточно для приостановления таможенного оформления, изъятия всего товара (часто на практике даже без содержания ГБЛ) и инициирования производства о нарушении таможенных правил по статье 483 Таможенного кодекса Украины «Перемещение или действия, направленные на перемещение товаров через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля». Данная статья предусматривает перемещение или действия, направленные на перемещение товаров через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля, то есть с использованием специально изготовленных хранилищ (тайников) и других средств или способов, затрудняющих обнаружение таких товаров, или путем придания одним товарам вида других, или с предоставлением фискальным органам как основания для перемещения товаров поддельных документов или документов, полученных незаконным путем либо содержащих ложные сведения о наименовании товаров, их весе или количестве. По сути таможенные органы инкриминировали импортерам СЗР осуществление контрабанды (до декриминализации такое нарушение таможенных правил называлось «контрабандой» и было уголовно наказуемым), то есть, по мнению таможенников, импортеры под видом СЗР на самом деле ввозили психотропное вещество (ГБЛ), которое потом синтезировали и продавали в Украине.
Эти абсурдные обвинения поддерживала и Служба безопасности Украины (СБУ), инициировавшая уголовные дела в отношении руководителей импортеров по статье 305 Уголовного кодекса (УК) Украины «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров или фальсифицированных лекарственных средств». Дальше следовали выемки, обыски, арест товара и много других «сюрпризов»».
Статья 2 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» предусматривает, что СЗР, которые содержат малое количество наркотических средств, психотропных веществ, и поэтому риска злоупотребления ими нет или он незначителен, и из которых указанные средства или вещества нельзя изъять легкодоступными способами в количестве, при котором возможно злоупотребление, могут изыматься из сферы действия некоторых мер контроля. На практике указанная выше норма не применялась правоохранительными органами, которые игнорировали экспертные заключения, подтверждающие, что психотропные вещества, содержащиеся в СЗР в малом количестве, невозможно изъять из них с целью отдельного применения. Кроме того, ни по одному делу СБУ не смогла предоставить доказательства наличия каких-либо лабораторий (пусть даже кустарных), где якобы импортеры вычленяли ГБЛ из СЗР для последующей перепродажи. Тот факт, что оригинальные СЗР, продаваемые по всему миру и во многих странах ЕС, значительно дороже нескольких грамм ГБЛ и в такой практике совершенно нет никакого экономического смысла, также не смущал правоохранителей.
Для защиты интересов агрохимиков необходимо было снять арест с их товара, оспаривая определения об аресте путем подачи апелляционных жалоб и ходатайств, а также закрыть уголовные производства из-за отсутствия состава преступления. Далее необходимо было выиграть дела о нарушении таможенных правил в судах уже против фискальных органов, доказывая абсурдность обвинений в сокрытии товаров. Это требовало значительного временного ресурса и часто заканчивалось срывом маркетингового сезона, что в свою очередь означало упущенную выгоду и «подмоченную» деловую репутацию надежного поставщика.
Коллизия законодательства
Согласно Закону Украины «О пестицидах и агрохимикатах», обращение СЗР без государственной регистрации запрещается. СЗР допускаются для импорта и применения только после их государственной регистрации в соответствии с процедурой государственных испытаний, регистрации и включения в реестр пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для применения в Украине. Таким образом, все СЗР еще до ввоза на таможенную территорию Украины проходят процедуру обязательной государственной регистрации, которая включает в себя множество экспертиз авторитетных научно-исследовательских учреждений и по результатам которой Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды) выдает на них регистрационное удостоверение, подтверждающее соблюдение обязательных требований законодательства. Прохождение разрешительных процедур требует значительного времени (два-три года) и обходится производителям/импортерам в десятки тысяч долларов.
Таким образом, в связи с раскрытием полного досье препарата успешная регистрация СЗР, использующих ГБЛ в качестве растворителя, должна обеспечивать их импорт и применение без необходимости получения дополнительных разрешительных документов. Однако на законодательном уровне существует коллизия между положениями законодательства в сфере оборота агрохимии и психотропных веществ, когда одна норма разрешает, а другая одновременно запрещает их ввоз. Кроме того, в действующем законодательстве нормы относительно импорта некоторых веществ как части СЗР вообще не урегулированы надлежащим образом. Подобная ситуация создает существенные препятствия для коммерческой деятельности законопослушного бизнеса, способствует коррупции и препятствует формированию положительного имиджа нашей страны перед иностранными инвесторами.
Международный опыт
ГБЛ не включен в перечень психотропных веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Согласно требованиям Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, страна-участник в случае необходимости пересматривает и принимает решение о целесообразности усиления мер контроля за подконтрольными веществами путем включения в Перечень их новых видов или исключения из Перечня веществ, в отношении которых не фиксируются злоупотребления или использование для производства наркотических средств и психотропных веществ.
Анализ систематизированной информации, указанной в таблице, о статусе и правовом регулировании ГБЛ в различных юрисдикциях позволяет сделать вывод, что статус ГБЛ на международном уровне никак не урегулирован и каждая страна самостоятельно определяет его правовой режим, исходя из ситуации, сложившейся в конкретной юрисдикции.
Кто виноват и что делать?
Когда чрезмерная активность фискальных и правоохранительных органов начала принимать угрожающие масштабы для агрохимической индустрии, профильные ассоциации при поддержке ряда посольств инициировали процесс законодательных изменений с целью разрешения сложившейся коллизии.
И наконец, 16 мая 2018 года Кабинет Министров Украины принял поправки к Перечню, исключающие из регулирования гамма-бутиролактон, входящий в количестве, не превышающем 15 %, в состав СЗР, на которые Минприроды выдано свидетельство о государственной регистрации. Однако это лишь первый шаг к разрешению данной проблемы.
Для системного решения коллизии между законодательством о средствах для защиты растений и нормативными актами об ограниченных в обороте и запрещенных веществах необходимо внесение изменений в Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», а также в лицензионные условия, которые позволили бы производителям и импортерам СЗР с незначительным содержанием таких веществ получить соответствующие разрешительные документы.
ТЕРЕЩЕНКО Александр — адвокат ЮФ Aequo, юридический советник Агрохимического комитета ЕБА, г. Киев
Юрисдикция |
Статус и правовое регулирование ГБЛ |
Австралия |
ГБЛ не имеет статуса наркотического средства, но классифицируется как опасное для здоровья вещество. Недавно принятое законодательство позволяет оборот наркотических средств для промышленных целей. Однако ГБЛ классифицируется как контролируемое вещество. |
Канада |
ГБЛ является контролируемым веществом согласно приложению VI к закону о контролируемых наркотических и других веществах (Controlled Drugs and Substances Act). Приложение VI требует от поставщиков собирать и хранить информацию о закупке ГБЛ. Закон также запрещает импорт/экспорт ГБЛ в Канаду и из нее, признавая это либо уголовным преступлением, наказуемым тюремным заключением на срок до десяти лет, либо преступлением, наказуемым в результате суммарного производства (по совокупности статей) тюремным заключением на срок до 18 месяцев. |
Германия |
ГБЛ не упоминается в законодательстве относительно оборота наркотических средств, но его оборот контролируется. Владение не является незаконным, но может быть наказуемо согласно закону о лекарственных средствах в случае выявления намерения продать для употребления человеком или синтеза ГГБ (гамма-гидроксибутират). В последние годы наблюдается увеличение объемов потребления ГБЛ в связи с запретом ГГБ. |
Гонконг |
ГБЛ является опасным наркотическим средством, контролируемым согласно главе 134 приложения 1 к постановлению об опасных наркотических веществах (Dangerous Drugs Ordinance). Любое лицо, которое владеет ГБЛ не в соответствии с указанным постановлением, может нести уголовную ответственность при осуждении по обвинительному заключению в виде штрафа в размере 1 000 000 гонконгских долларов и/или лишения свободы до семи лет. |
Израиль |
ГБЛ имеет статус запрещенного вещества с 2007 года. |
Нидерланды |
ГБЛ находится в списке 1 Opiumwet. Соответственно, экспорт, импорт, владение, производство, продажа и транспортировка ГБЛ запрещены. Тем не менее использование наркотических средств, запрещенных Opiumwet, не является незаконным, но в основном рассматривается как угроза здоровью общества. |
Польша |
ГБЛ классифицируется как наркотическое средство с 1 июля 2015 года. |
Россия |
ГБЛ классифицируется как психотропное средство с 2012 года. Его оборот ограничен, а незаконная (нелицензированная) купля, продажа или любой другой способ использования наказуемы тюремным заключением до 20 лет. |
Великобритания |
Регламент о злоупотреблении наркотическими средствами (Misuse of Drugs Regulations) признает законным импорт, экспорт, производство, поставку, предложение поставки или владение ГБЛ, кроме случаев, |
Соединенные |
ГБЛ регулируется как контролируемое вещество согласно списку I. Как аналог ГГБ, он также считается контролируемым веществом в случае употребления человеком, согласно приложению I к закону о контролируемых веществах (Schedule I of the Controlled Substances Act). |
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…