Оборотная связь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Оборотная связь

Уменьшение регуляторного давления 
на бизнес увеличит оборот украинских 
товаров на международном рынке, 
уверены в правительстве

Алина Назарчук, «Юридическая практика»

Упрощение и четкая регламентация лицензирования внешнеэкономических операций, а также отмена отдельных видов лицензирования — таковы ключевые приоритеты правительства в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Так, с целью выполнения Плана приоритетов действий правительства на 2018 год Кабинет Министров Украины зарегистрировал в парламенте проект Закона Украины  9388 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дерегуляции и либерализации административных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности» (законопроект). Изменения затронут положения относительно лицензирования экспорта, импорта товаров, специального лицензирования, а также лицензирования осуществления резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины. Кроме того, важным предложением правительства является отмена лицензирования импорта, экспорта алкогольных напитков и табачных изделий.

Повышение тарифа

Поскольку особенности и цели лицензирования в сфере внешнеэкономической деятельности концептуально отличаются от лицензирования видов хозяйственной деятельности, законопроектом предлагается вывести лицензирование в сфере ВЭД изпод действия Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». В связи с этим законопроектом предлагается четко регламентировать процедуру выдачи лицензии на экспорт (импорт), специальных лицензий, а также лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины путем внесения изменений в Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» (закон о ВЭД).

В частности, конкретизируются перечень и требования к документам, которые подаются субъектами ВЭД для получения лицензии, срок подачи, исключительный перечень оснований для отказа, а также основания для переоформления, аннулирования и выдачи дубликатов лицензий. Остановимся на самых основных процедурных уточнениях.

Вопервых, для упрощения и ускорения процедуры выдачи лицензии предусматривается функционирование межведомственного обмена информацией в электронной форме между Министерством экономического развития и торговли Украины (региональными органами лицензирования) и Государственной фискальной службой Украины.

Вовторых, следует обратить внимание на предложенную регламентацию переоформления лицензии на экспорт (импорт). Основаниями для переоформления будут изменения условий внешнеэкономического договора (контракта), касающихся наименования и местонахождения сторон договора, их банковских реквизитов, наименования и кода товара согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД), количества, цены, стоимости товара, государства происхождения или назначения, а также базисных условий поставки товара. В то же время в случае установления и распределения квоты изменения по таким характеристикам, как наименование товара, сведения о составе, предназначении, отрасли использования товара, код товара согласно УКТВЭД, государство происхождения или назначения, а также объем квоты во время переоформления лицензии на экспорт (импорт) не допускаются. Изменения затронут и финансовую сторону вопроса. За выдачу, переоформление лицензии на экспорт (импорт) в режиме неавтоматического лицензирования, специальной лицензии, лицензии на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины взимается сбор в размере 0,7 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (наянваря 2019 года эта сумма составит 1345 грн); за выдачу, переоформление лицензии на экспорт (импорт) в режиме автоматического лицензирования — 0,4 размера прожиточного минимуму (768 грн). Для сравнения: сейчас за выдачу экспортной (импортной) лицензии взимается фиксированный сбор: в режиме неавтоматического лицензирования — 780 грн, в режиме автоматического лицензирования — 220 грн.

Зарубежные инвестиции

Новацией законопроекта также является регламентирование порядка выдачи лицензии на инвестирование движимого имущества за пределами Украины. Так, согласно законопроекту, резиденты (физические лица, физические лица — предприниматели, юридические лица) могут инвестировать движимое имущество за пределами Украины с целью его внесения в уставные фонды предприятий, созданных за границей. Сейчас этот вопрос регулируется Указом Президента Украины 839/95 «Об инвестировании имущественных ценностей резидентами за пределами Украины», а также утвержденным постановлением КМУ от 19 февраля 1996 года  229 положением о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины. К слову, законопроект предлагает путем внесения изменений в закон о ВЭД более детально урегулировать данный вид инвестирования. Среди значимых изменений — расширение перечня документов, подаваемых для получения лицензии. Так, заявитель кроме копии учредительных документов должен будет предоставить заверенную копию решения участников (учредителей) или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами, об осуществлении инвестирования. Сейчас требование получения согласия на данный вид инвестирования установлено только в случае инвестирования за границу государственного имущества, разрешение на которое предоставляет соответствующий орган государственной власти. Согласно законопроекту для получения лицензии на осуществление инвестирования движимого имущества, пребывающего в государственной собственности, необходимо подать заверенную копию документа, подтверждающего согласие субъекта управления объектом государственной собственности. Отметим, что такими субъектами выступают не только органы государственной власти, но и, к примеру, государственные хозяйственные объединения и государственные холдинговые компании. Таким образом, законопроект расширяет перечень субъектов, которые смогут предоставлять согласие на инвестирование государственного имущества за пределами Украины.

Законопроект дополняет и перечень оснований для отказа в выдаче и переоформлении лицензии на осуществление имущественных инвестиций. В частности, среди новых оснований для отказа следующие: пребывание заявителя — юридического лица в процессе прекращения путем ликвидации (прекращение предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя), подача заявления относительно инвестирования сырья, комплектующих изделий и запасных частей, недвижимого имущества, товаров, для экспорта которых предусмотрено лицензирование или специальный режим. В то же время будет исключено такое основание для отказа, как применение к заявителю на момент осуществления инвестиций специальных санкций, предусмотренных статьей 37 закона о ВЭД, или наличие фактов нарушения установленных сроков проведения расчетов по внешнеэкономическим операциям.

«Антисухой» закон

Но все же изменения, предложенные правительственным законопроектом, в случае его принятия наиболее ощутят производители алкогольных напитков и табачных изделий. Как уже упоминалось ранее, импорт и экспорт алкогольных напитков и табачных изделий предлагают осуществлять без лицензии. Соответствующие изменения будут внесены в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Впрочем, шаг навстречу производителям алкоголя имеет свои ограничения. Так, субъекты хозяйствования — производители спирта этилового продолжат осуществлять его реализацию на экспорт через государственные предприятия (организации), специально уполномоченные на это Кабинетом Министров Украины. Что касается табака, то таможенное оформление табачного сырья будет возможно только при наличии лицензии на изготовление табачных изделий.

В то же время отменяется требование относительно внесения ежегодной платы на право импорта, экспорта спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, которая сейчас составляет 780 грн и взимается в местные бюджеты.

Необходимость упрощения оборота алкоголя и табачных изделий в правительстве обосновывают тем, что данный вид лицензирования утратил позитивный регулирующий эффект, а его отмена является шагом по дерегуляции в сфере оборота указанной продукции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Постройке — смирно

Государство и юристы

Ковер-версия

Хватит мыть!

Изобретательный бум

Оборотная связь

Исполнительное производство

Самых частных правил

Карта событий

Стать в строй

Отрасли практики

Закупочные сцены

ОООстрая недостаточность

Продвижение

Стратегический PRогноз

Судебная практика

Спех без причины

Занять диспозицию

Судебные решения

Товарно-транспортная накладная не может свидетельствовать о реальности хозяйственной операции в целом

Предприниматель не может дважды быть привлечен к ответственности за допуск лиц к работе без оформления трудового договора

Акты по формам Н-5 и Н-1 не являются решением субъекта властных полномочий

Неправильное указание декларантом кода УКТВЭД 
не всегда влечет за собой ответственность

Тема номера

Тонкий намек

Охранная грамота

ВОИС света

Разведение роликов

Трибуна

Поход ограничен

Частная практика

Tax-осмотр

Інші новини

PRAVO.UA