Обновленный финконтроль — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (428) » Обновленный финконтроль

Обновленный финконтроль

Зарегистрированный еще 1 сентября 2004 года законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об аудиторской деятельности» № 6073 23 февраля с.г. наконец-то был принят парламентом в целом как Закон. «ЮП» решила выяснить отношение украинских аудиторов к предлагаемым изменениям.

Шагом марш в Реестр!

Закон Украины «Об аудиторской деятельности», изложенный согласно изменениям в новой редакции, предусматривает, что аудиторской деятельностью могут заниматься только те аудиторы и аудиторские фирмы, которые включены в Реестр аудиторских фирм и аудиторов. (Напомним, что, согласно действующему законодательству, включение в такой Реестр не является обязательным условием для осуществления этого вида деятельности.) Главный аудитор «Международной аудиторской группы» Михаил Кондратьев полностью согласен с таким решением законодателя. Как он пояснил, сегодня ведение Реестра аудиторских фирм и аудиторов регулируется только подзаконными нормативными актами и в законодательстве не указано, что такой Реестр является обязательным. По мнению г-на Кондратьева, именно законодательное закрепление требования относительно обязательного включения в Реестр сможет оградить заказчиков аудиторских услуг от недобросовестных исполнителей. В то же время в Международной аудиторской компании Midsnell Group International «Консалтинг Лтд» убеждены, что вышеуказанные изменения никоим образом не повлияют на защиту прав клиентов.

Аудитор: юрист или экономист?

Позитивно относятся отечественные аудиторы к законодательной инициативе по ужесточению требований, которые предъявляются к лицам, имеющим намерение заниматься аудиторской деятельностью. Действующим законодательством установлено, что право на получение сертификата на занятие аудиторской деятельностью имеют физические лица, которые получили высшее образование, определенные знания по вопросам аудита и опыт работы не менее трех лет подряд на должности аудитора, ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста или экономиста. Изменениями в Закон эти требования корректируются в сторону большей строгости. Предусмотрено, что право на получение сертификата будут иметь те физические лица, которые получили высшее юридическое или экономическое образование, необходимые знания по вопросам аудита, финансов, экономики и хозяйственного права, обладают опытом работы не менее 3-х лет подряд на должности ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста, экономиста, ассистента (помощника) аудитора.

Аудиторы Международной аудиторской компании Midsnell Group International «Консалтинг Лтд» считают вышеуказанные изменения весьма уместными. По их мнению, аудитор обязательно должен иметь именно юридическое или экономическое образование. Специфика деятельности аудиторов предусматривает необходимость повышенных требований как к объему, так и к качеству знаний специалистов в данной сфере.

Г-н Кондратьев, вполне согласный с мнением своих коллег, добавляет, что приоритет должен отдаваться экономическому образованию. Аудит очень тесно связан с юриспруденцией, но одних лишь знаний в области права для того, чтобы быть полноценным аудитором, недостаточно. Потому г-н Кондратьев не исключает целесообразности еще большей жесткости в требованиях относительно высшего образования и, соответственно, закрепления на законодательном уровне нормы о том, что право заниматься аудиторской деятельностью могут иметь только лица с высшим экономическим образованием.

Зачем сертификату срок?

В последнее время активно обсуждается возможность установления бессрочности сертификата о квалификационной пригодности на занятие аудиторской деятельностью (по примеру свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью). Оказалось, практикующие аудиторы не являются приверженцами данной позиции. Напомним, действующим Законом предусмотрено, что срок действия сертификата не может превышать 5 лет. Законопроект тоже предусматривает аналогичный срок действия, однако в нем указано, что «продолжение срока действия сертификата осуществляется через пять лет по итогам контрольного тестирования по специальности в порядке, установленном Аудиторской палатой Украины». Законодательство, регламентирующее аудиторскую деятельность на Украине, весьма динамично. Как пояснил «ЮП» Михаил Кондратьев, основываясь на тех знаниях, которые были у физического лица при получении сертификата, подтверждающего квалификационную пригодность на занятие аудиторской деятельностью на территории Украины, невозможно работать в течение длительного времени. В любом случае, аудиторы должны осуществлять ежегодное повышение квалификации, и это должно чем-то подтверждаться. Без надлежащих знаний современного отечественного законодательства аудитор просто не сможет работать.

Аспекты деятельности АПУ

Законопроект предусматривает расширение полномочий Аудиторской палаты Украины (АПУ). Помимо уже закрепленных законодательством функций АПУ «осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими фирмами и аудиторами требований этого Закона, стандартов аудита, норм профессиональной этики аудиторов».

Председатель Комиссии АПУ по контролю качества, исполнительный директор аудиторской фирмы «Бухгалтер» (г. Днепропетровск), член Президиума Совета Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко указал, что АПУ уже достаточно давно занимается контролем качества аудиторских услуг, предоставляемых на Украине. Этот процесс длится уже несколько лет и в рядах аудиторов вызывает понимание и стремление стать лучше. Опрошенные нами практикующие аудиторы также едины во мнении, что контроль за их деятельностью со стороны АПУ просто необходим. Председатель Наблюдательного совета АПУ, президент ЗАО «Внешинформаудит», вице-президент Союза аудиторов Украины Светлана Столярова также считает, что такой контроль необходим для улучшения качества, и фактически он уже осуществляется. В то же время, по мнению председателя Дисциплинарной комиссии АПУ Владимира Головача, вопросы контроля недостаточно урегулированы ни в действующем законодательстве, ни в законопроекте. По его словам, в Законе должен быть детально расписан порядок осуществления такого контроля, иначе данная норма не будет иметь юридической силы.

Как выяснилось, не все проблемные вопросы разрешены в законопроекте. Например, г-н Головач справедливо отметил, что АПУ должна состоять исключительно из аудиторов. В настоящее время в состав АПУ входят представители различных государственных органов. По его же мнению, АПУ, с учетом ее целей и задач, должна осуществлять свою деятельность исключительно на профессиональной основе.

Напоследок хотелось бы отметить, что изменениями в Закон Украины «Об аудиторской деятельности» всех проблем в этой профессиональной сфере не решить. В настоящее время в связи с нередкими случаями предоставления некачественных аудиторских услуг страдает авторитет, так сказать, сознательных аудиторов. Тормозят развитие отечественного аудита и объективно существующие общеэкономические факторы. Тем не менее, принятие Закона в новой редакции все же является позитивным явлением, а сам обновленный Закон призван обеспечить более эффективное осуществление аудиторской деятельности, которая была бы приемлемой как для заказчиков таких услуг, так и для самих аудиторов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Подведение итогов: а воз и ныне там!..

Деловая практика

Взгляд сквозь «единое окно»

Законодательная практика

Новый закон для «ящика»

Комментарии и аналитика

Как правильно реорганизовать компанию

Незаконный или недействующий акт?

Благоприятные условия для холдингов

Неделя права

АМКУ: покой нам снится…

Нет приговора — нет преступления

«Электронная» отчетность

Евросуд модернизируется

Олимпийцы надели не те брюки

Реестр событий

Судебно-правовой «форсаж» ВСУ

Лидеры рынка — теперь вместе!

Заработная плата судей по закону!

Совет коллеги

Одна сейчас, а вторая - про запас!

Акции миноритариев подлежат выкупу

Судебная практика

Софизмы исполнительного производства

Аспекты вступления в полномочия ОСМД

Судебные решения

Где граница между здоровой критикой и клеветой?

О полномочиях областных управлений юстиции

Об аспектах исполнительного производства в случае открытия производства по делу о банкротстве должника

Последствия отказа от получения постановления об открытии исполнительного производства

Про практику розгляду судами кримінальних справ про злочини, вчинені стійкими злочинними об’єднаннями

Тема номера

«Мартышка и очки» при исполнении...

Как надо исполнять судебные решения

Частная практика

Обновленный финконтроль

Юридический форум

Как правильно финансировать?

Інші новини

PRAVO.UA