Ратификация FATCA не повлияет на ведение бизнеса — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Обмену подлежит

Ратификация FATCA не повлияет на ведение бизнеса в Украине

Правительственные законопроекты об имплементации FATCА являются следующим шагом в запуске обмена налоговой информацией

4 ноября с.г. с подписью Президента Украины возвращен Закон Украины «О ратификации Соглашения между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA)» (соглашение). Напомним, что соответствующее межправительственное соглашение Украина и США подписали еще в 2017 году. И уже тогда началась активная подготовка к запуску нового инструмента. Как рассуждает Светлана Мусиенко, партнер Sayenko Kharenko, не ожидается, что ратификация FATCA существенно повлияет на ведение бизнеса в Украине. Это связано в первую очередь с ограниченным кругом подотчетных лиц и содержанием информации, которая подлежит обмену с налоговыми органами США. «Напомним, что обмен в рамках FATCA односторонний: из Украины в США, и только. Обязанность по сбору возлагается на подотчетные финансовые учреждения в Украине, в которых был открыт подотчетный счет. Учитывая, что межправительственное соглашение о применении положений FATCA было подписано между Украиной и США в 2017 году, большинство подотчетных финансовых учреждений подготовились к ратификации FATCA заранее и уже собирают необходимую информацию», — рассказывает эксперт.

По мнению Катерины Гамрецкой, менеджера группы международного налогового планирования «KPMG в Украине», ратификация FATCA повлияет на хозяйственных субъектов Украины, которые в рамках соглашения являются подотчетными финансовыми учреждениями Украины, так как на них возложено обязательство по сбору и передаче информации о подотчетных счетах, которыми владеют или которые контролируются гражданами США. Поскольку за неисполнение этих обязательств к подотчетным финансовым учреждениям Украины может быть принудительно применено взыскание в размере 30 % от суммы переводов через банковскую систему США или банковскую систему страны, подписавшей соглашение, а также через банки, которые подписали данное соглашение самостоятельно, такое взыскание станет дополнительной административной нагрузкой на хозяйственных субъектов Украины, которые являются подотчетными финансовыми учреждениями в понимании соглашения. «Во избежание этого риска хозяйственным субъектам Украины, осуществляющим финансовую деятельность, мы рекомендуем уже сейчас провести анализ, являются ли они подотчетными финансовыми учреждениями Украины в понимании соглашения», — рекомендует эксперт.

С целью приведения положений внутреннего законодательства Украины в соответствие с требованиями соглашения правительством были разработаны соответствующие законопроекты № 2102 и № 2103, которые были успешно приняты парламентом в первом чтении 29 октября 2019 года. Законопроектами предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и Законы Украины «О банках и банковской деятельности» и «О депозитарной системе Украины».

Законопроектами предлагается внести изменения в вышеупомянутые законы в части порядка раскрытия банковской тайны и доступа к информации, содержащейся в системе депозитарного учета. В Налоговый кодекс Украины — изменения, касающиеся понятийного аппарата и предоставления сведений по подотчетным счетам. В частности, предложено определить, что с целью выявления отчетных счетов финансовые агенты обязаны принимать меры, необходимые для установления государства или территории, резидентом которой является физическое лицо — владелец финансового счета, юридическое лицо — владелец финансового счета, физическое лицо — конечный бенефициарный владелец (контролер) юридического лица, являющегося владельцем финансового счета.

«Если владельцем финансового счета является физическое лицо — нерезидент, такой счет считается подотчетным для такого лица.

Если владельцем финансового счета является юридическое лицо — резидент, конечным бенефициарным владельцем (контролером) которого является нерезидент, такой счет считается подотчетным для такого нерезидента.

Финансовые агенты устанавливают подотчетность финансового счета по результатам проведения процедуры комплексной проверки», — говорится в законопроекте № 2103.

В случае если финансовый агент обнаружил факт предоставления владельцем финансового счета недостоверной информации для установления подотчетности такого счета, финансовый агент обязан отказать владельцу такого финансового счета в дальнейшем предоставлении любых финансовых услуг, а также может расторгнуть договорные отношения с ним.

Учли авторы и ответственность за непредоставление, предоставление с нарушением установленного срока, предоставление не в полном объеме или с недостоверными сведениями или с ошибками отчетов о соответствующих счетах финансовыми агентами. В данном случае такие действия повлекут наложение штрафа — 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. При этом уплата штрафа не освобождает налогового агента от обязанности подачи отчета о подотчетных счетах. Тем не менее авторы законопроектов называют случаи, когда подобный штраф не будет применяться. Это касается отчетов, когда недостоверные сведения или ошибки в отчете о подотчетных счетах возникли в связи с предоставлением владельцем финансового счета недостоверной информации и при условии, что финансовый агент: применял обоснованные и предусмотренные в соответствующих условиях (обстоятельствах) меры для проведения проверки статуса налогового резидентства владельцев финансовых счетов и конечных бенефициарных собственников (контролеров) таких владельцев финансовых счетов, своевременно сообщил об этом центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику. Сам же отчет в соответствии с этой нормой финансовые агенты обязаны подавать ежегодно до 1 сентября календарного года центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику.

В то же время законопроекты предусматривают, что если международным договором, содержащим положения об обмене информацией, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, или заключенным на его основании межведомственным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных настоящим Законом, применяются правила международного договора. Перечень таких международных договоров публикуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику.

«Для осуществления обмена немаловажными являются изменения подзаконных нормативных актов. Предполагаем, что в ближайшее время представителям подотчетных финучреждений следует подготовиться к приведению внутренних процедур в соответствие с такими изменениями, поскольку они должны быть приняты профильными госорганами в течение шести месяцев с момента принятия законов», — рассуждает Светлана Мусиенко о необходимой нормативной базе, позволяющей полноценную имплементацию соглашения.

При этом она отмечает, что о полной готовности налоговых органов Украины к автоматическому обмену налоговой информацией говорить рано. В то же время пока еще есть время для внесения изменений, которые позволят провести первый обмен информацией с налоговыми органами США в 2020 году. И работа в этом направлении уже ведется.

О подготовке финучреждений рассуждает Катерина Гамрецкая. По ее мнению, представителям финучреждений уже сейчас нужно знать, что в следующем году им придется подать государственным органам Украины на один отчет больше. «Для подготовки такого отчета необходимо осуществить детальный анализ всех счетов, начиная с 2014 года, для чего нужно будет привлечь дополнительный административный персонал или воспользоваться услугами внешних консультантов. Следовательно, мы рекомендуем не затягивать с отчетом, так как его подготовка займет существенное время», — рекомендует эксперт.

«Необходимые изменения также позволят ускорить начало автоматического обмена информацией в рамках других международных договоров, в том числе Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, разговоры о присоединении Украины к которому ведутся уже давно. Речь идет об обмене в формате CRS. Назвать точные сроки вряд ли кто-то возьмется, но есть предположения: первый обмен в рамках CRS может состояться в 2022 году по результатам 2021 года как базового. Вот начало этого обмена действительно окажет большое влияние на украинский бизнес и богатых украинцев», — резюмирует Светлана Мусиенко.

Как предполагают в Министерстве финансов Украины, автоматический обмен информацией будет осуществляться в одностороннем порядке, но наше государство в дальнейшем сможет провести консультации с Соединенными Штатами о внесении изменений в соглашение в части введения двустороннего обмена.

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA