Рынок фармацевтических услуг на Украине сегодня характеризуется нестабильностью законодательства и правоприменительной практики, что вызывает много спорных вопросов в данной сфере. И видимо, сейчас наилучший момент для ее усовершенствования.
Так, в гостинице «Русь» 6 апреля с.г. прошел II Ежегодный форум по фармацевтическому праву Ассоциации юристов Украины (АЮУ), который собрал представителей государственных органов и юристов-экспертов в вопросах, связанных с оборотом фармацевтической продукции на Украине.
Открывая мероприятие, председатель Комитета по фармацевтическому праву АЮУ, советник ЮК «Правовой альянс» Андрей Горбатенко отметил, что по данным некоторых исследований, законодательство, регулирующее оборот фармацевтической продукции, является лидером по количеству и быстроте внесения изменений. «Несмотря на то что в этом году удалось расширить работу Форума, охватить все темы, к сожалению, не удалось», — резюмировал он.
Также об общей характеристике и тенденциях фармацевтического рынка рассказал Евгений Живодерников, заместитель генерального директора компании SMD.
В ходе первой сессии, посвященной финансовым, инвестиционным и налоговым аспектам фармацевтического бизнеса, о налоговых аспектах маркетинговых расходов фармацевтических компаний в контексте Налогового кодекса Украины рассказала управляющий партнер, сертифицированный аудитор АФ «Аксенова и Партнеры» Елена Макеева.
Так, она дала участникам Форума практические советы, связанные с вопросами определения маркетинговых услуг. В частности, г-жа Макеева отметила, что в Налоговом кодексе Украины определение «маркетинговые услуги» состоит из двух частей. Она порекомендовала при заключении договора использовать вторую часть данного определения, в котором даны примеры таких услуг. Кроме того, по ее мнению, необходимо использовать как можно чаще термин «реклама» в договоре о предоставлении рекламных услуг.
Еще одним из аспектов доклада Елены Макеевой стало документальное оформление разного рода проектов. В качестве примера она представила участникам порядок документирования процедуры исследования рынка. «Любое мероприятие необходимо оформлять приказом и назначать ответственное лицо за его исполнение. Также в случае проверок налоговыми органами их представителям можно предоставить налоговый отчет о процедуре исследования рынка и акт выполненных работ», — порекомендовала г-жа Макеева. Причем она отметила, что чем подробнее составлены документы, тем качественнее будет налоговый отчет.
«Трансформация бизнеса: от некоммерческого представительства до дочерней компании» — тема доклада Светланы Мусиенко, партнера, руководителя фармацевтической и налоговой практики МЮФ DLA Piper. Г-жа Мусиенко ознакомила участников Форума с плюсами и минусами некоммерческого представительства. В частности, среди плюсов она отметила упрощенные учет и отчетность, налогово-нейтральное финансирование и упрощенное трудоустройство иностранных сотрудников. К минусам, по ее мнению, относится ограниченность видов деятельности и осуществления операций.
Кроме того, Светлана Мусиенко отметила, что в процессе трансформации бизнеса иногда имеет смысл часть деятельности оставлять на представительство. По ее мнению, самой удобной моделью в данном случае будет та, которая, удовлетворяя коммерческие требования, не приводит к существенным налоговым и регуляторным рискам.
На второй сессии «Основные тенденции регулирования рынка лекарственных средств» наибольшее количество вопросов в ходе дискуссии участники Форума адресовали председателю государственной службы Украины по лекарственным средствам Алексею Соловьеву, связаны они были с ценообразованием. Отвечая на вопросы, г‑н Соловьев отметил, что нельзя опираться в наценках на лекарственные средства только на цену производителя. Также он заверил присутствующих, что государство не будет сравнивать цены на инновационные препараты с референтными, поскольку сегодня на рынке Украины таких препаратов всего лишь 4 %.
Кроме того, он сообщил участникам, что в ближайшее время будет утверждена форма сертификата качества лекарственного средства.
На последних двух сессиях участники мероприятия обсудили основные тенденции конкуренции и промоции на фармацевтическом рынке, а также вопросы интеллектуальной собственности.
Так, о результатах исследований рынков оптовой и розничной реализации лекарственных средств рассказала Элиза Терещенко, начальник отдела рынков промышленности Управления исследований продовольственных и промышленных рынков департамента исследований Антимонопольного комитета Украины.
Она отметила, что сегодня видна тенденция роста цен на фармацевтическом рынке. Так, в ходе первого этапа исследования на 138 региональных рынках выявлены 16 признаков коллективной и 94 индивидуальной монополии. Кроме того, уже возбуждено 36 дел относительно нарушения антиконкурентного законодательства.
Г-жа Терещенко также обратила внимание на то, что по состоянию на сегодня 59 участников рынка не подали соответствующие документы, запрашиваемые АМКУ в ходе первого этапа проверки рынка, и напомнила, что требования Комитета являются обязательными для исполнения. В случае непредоставления всех запрошенных документов АМКУ будет вынужден применять к таким субъектам штрафные санкции.
Тимур Бондарев, управляющий партнер, председатель практики фармацевтики и охраны здоровья АО Arzinger, выступил с докладом «Исследования АМКУ фармацевтического рынка. К чему готовиться». Он подробно рассказал о полномочиях АМКУ и отметил, что до лета будет принят ряд решений по проводимым сейчас расследованиям. Также он указал, что сегодня предприятия недооценивают полномочия АМКУ, что приводит как раз к применению штрафных санкций.
«На закуску» участникам Форума была оставлена сессия, посвященная вопросам интеллектуальной собственности.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…