Обеспечительные меры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика 38-39 (1187-1188) » Обеспечительные меры

Обеспечительные меры

Пленум ВС внес ряд конституционных представлений и требует решить ситуацию с недофинансированием судебной системы

Представители судебной власти в очередной раз обращают внимание руководства страны на критическое состояние кадрового наполнения и материального обеспечения судебной системы Украины. В частности, на заседании Пленума Верховного Суда (ВС) 18 сентября с.г. Председатель ВС Валентина Данишевская обратила внимание, что уже год судебная система находится на грани выживания из-за кадрового голода в судах первой и апелляционной инстанций. По ее словам, хотя в этом году Президент Украины привел к присяге 200 судей, в то же время практически 200 судей ушли в отставку, в итоге в вопросе преодоления кадрового голода изменений не произошло. «Первая инстанция с начала года потеряла уже 129 судей, а апелляционная — 68 судей», — отметила Валентина Данишевская.

Председатель ВС также напомнила о критической ситуации с финансовым обеспечением участников судебного процесса в судах первой и апелляционной инстанций. «Судьи из-за нехватки кадров и так работают за двоих, а иногда и за пятерых, при этом вынуждены еще тратить свое время на такие вопросы, как обеспечение марками, конвертами, бумагой, постоянно беспокоиться, хватит ли на этой неделе финансов, чтобы сообщить сторонам о рассмотрении их дела, или нет», — подчеркнула г-жа Данишевская.

Пленум ВС решил направить обращения к Президенту Украины, председателю Верховной Рады Украины и премьер-министру Украины с требованием неотложно подготовить проект закона о внесении изменений в государственный бюджет Украины для исправления сложившейся ситуации путем увеличения расходов на судебную систему в размере 2 млрд 292,9 млн грн.

Также на заседании Пленум ВС решил внести ряд конституционных представлений в Конституционный Суд Украины (КСУ), которые инициировали суды.

В частности, было решено внести конституционное представление об официальном толковании части 1 статьи 105 Конституции Украины в аспекте возможного привлечения Президента Украины к административной ответственности за совершение административного правонарушения во время исполнения обязанностей.

С соответствующим запросом к Пленуму ВС обратился Хмельницкий горрайонный суд Хмельницкой области, на рассмотрении которого находится дело об административном нарушении правил карантина Президентом Украины Владимиром Зеленским. Напомним, что в июне с.г. во время рабочей поездки в Хмельницкую область на Президента Украины, руководителя Офиса Президента Украины Андрея Ермака, главного государственного санитарного врача Украины Виктора Ляшко были составлены административные протоколы за нарушение карантинных ограничений, а именно посещение кафе во время соответствующего запрета работы заведений общественного питания.

Как отметил судья Большой Палаты ВС Леонид Лобойко, выступивший с докладом по указанному вопросу, на рассмотрение КСУ уже выносился вопрос о толковании Конституции Украины на предмет возможности привлечения к ответственности Президента Украины, но в аспекте уголовной ответственности. И в решении от 10 декабря 2003 года КСУ № 19-рп/2003 пришел к выводу, что единственным способом привлечения главы государства к ответственности во время исполнения им обязанностей является процедура импичмента.

В то же время, по словам г-на Лобойко, применение нормы права по аналогии в данном случае может быть ошибочным, поскольку Президент Украины согласно законодательству является субъектом отдельных административных правонарушений. «Субъекты, имеющие право налагать административные взыскания, требуют четких ориентиров относительно того, препятствует ли привлечение к административной ответственности Президента Украины реализации возложенных на него полномочий и не снижается ли уровень его правовой защиты», — подчеркнул Леонид Лобойко.

С учетом этого Пленум ВС поддержал инициативу Хмельницкого горрайонного суда Хмельницкой области: за внесение такого представления проголосовали 144 судьи, а против — 2.

Также Пленум ВС обратился в КСУ с представлением, в котором просит проверить на конституционность пункт 3 раздела III «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» от 2 октября 2019 года № 145-IX.

По словам заместителя Председателя ВС, председателя Кассационного хозяйственного суда Богдана Львова, указанными положениями на протяжении трех лет запрещается осуществлять исполнительные действия относительно объектов права государственной собственности, которые внесены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, кроме взыскания денежных средств и товаров, переданных в залог по кредитным договорам.

«Эти нормы противоречат ряду конституционных норм. Судебное решение должно быть исполнено, и одна из главных обязанностей государства заключается в том, что оно должно обеспечивать исполнение судебных решений, а не принудительно, путем принятия законодательных актов, это исполнение приостанавливать», — отметил Богдан Львов.

 

Анатолий ГВОЗДЕЦКИЙ • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA