Согласно статье 6 Закона, продавец (производитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции. Продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от производителя (импортера) соответствующей информации о товаре.
Во время рассмотрения требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о продукции или недобросовестной рекламой, необходимо исходить из предположения, что у потребителя нет специальных знаний о свойствах и характеристиках продукции, которую он приобретает
9 сентября 2010 года коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «У» (ОАО «У») на постановление Окружного административного суда г. Киева от 18 сентября 2008 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 9 декабря 2009 года по делу по иску ОАО «У» к Главному Киевскому городскому управлению по делам защиты прав потребителей — об отмене постановления, установила следующее.
В июне 2008 года ОАО «У» обратилось в суд с иском к Главному Киевскому городскому управлению по делам защиты прав потребителей, в котором просило отменить постановление ответчика № * от 14 сентября 2007 года о наложении взысканий, предусмотренных статьей 23 Закона Украины «О защите прав потребителей».
Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 18 сентября 2008 года, оставленным без изменений определением Киевского апелляционного административного суда от 9 декабря 2009 года, отказано в удовлетворении исковых требований.
Не соглашаясь с принятыми по делу решениями, ОАО «У» обратилось в Высший административный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение судов первой и апелляционной инстанций и принять новое судебное решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив правовую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, проанализировав правильность применения судами норм материального и процессуального права, коллегия судей Высшего административного суда Украины считает, что отсутствуют основания для отмены судебных решений, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на таких основаниях.
Как установлено судами предыдущих инстанций, работниками ответчика была проведена проверка ОАО «У» по вопросам соблюдения требований законодательства Украины о защите прав потребителей по жалобам гр-на Н., гр-ки М.
По результатам проверки составлен акт от 27 марта 2007 года № ** о нарушении истцом пункта 4 части 3 статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей» (Закон) — отказ в возмещении убытков потребителям-абонентам телефона и нарушение статьи 15 Закона.
Постановлением Главного Киевского городского управления по делам защиты прав потребителей от 14 сентября 2007 года к истцу на основании акта проверки от 27 марта 2007 года применен штраф в размере 371,5 грн за отказ потребителям в реализации их прав, предусмотренных частью 3 статьи 10 Закона.
Судами установлено, что ответчиком заключен с истцом договор о получении услуги соединения с Интернетом. При работе в сети происходят несанкционированные подключения к неизвестному оператору. При этом истцом начисляется плата за международную связь, которая данными потребителями не заказывалась и не использовалась.
Как отмечает в жалобе потребитель
гр-ка М., она обращалась к истцу по поводу некачественного предоставления услуги: «скачки» скорости, внезапные разъединения с Интернетом, однако истец недостатков не исправил, а спустя некоторое время она получила сообщение о значительной сумме задолженности за международные переговоры с Австрией.
Пунктом 1 статьи 1 Закона предусмотрено, что безопасность продукции — это отсутствие любого риска для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей природной среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, изготовления и утилизации продукции.
Согласно статье 6 Закона, продавец (производитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции.
Продавец (производитель, исполнитель) по требованию потребителя обязан предоставить ему документы, подтверждающие надлежащее качество продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, обеспечивающей возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги). Информация о продукции не является рекламой.
Согласно части 7 статьи 15 Закона, в случае если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и о производителе (исполнителе, продавце) вызвало: 1) приобретение продукции, не имеющей необходимых потребителю свойств, — потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков; 2) невозможность использования приобретенной продукции по назначению — потребитель имеет право требовать предоставления в приемлемо короткий, но не более месяца, срок надлежащей информации. Если информация в обусловленный срок не будет предоставлена, потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения убытков; 3) причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя — потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) требования, предусмотренные статьей 16 этого Закона, а также требовать возмещения убытков, причиненных природным объектам, которые находятся в его владении на правах собственности или на других основаниях, предусмотренных законом или договором.
Убытки, причиненные потребителю недобросовестной рекламой, подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме.
Продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от производителя (импортера) соответствующей информации о товаре.
Во время рассмотрения требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о продукции или недобросовестной рекламой, необходимо исходить из предположения, что у потребителя нет специальных знаний о свойствах и характеристиках продукции, которую он приобретает.
Согласно статье 32 Закона Украины «О телекоммуникациях», потребители во время заказа и/или получения телекоммуникационных услуг имеют право на: 1) государственную защиту своих прав; 2) свободный доступ к телекоммуникационным услугам; 3) безопасность телекоммуникационных услуг; 4) выбор оператора, провайдера телекоммуникаций; 5) выбор вида и количества телекоммуникационных услуг; 6) бесплатное получение от оператора, провайдера телекоммуникаций исчерпывающей информации относительно содержания, качества, стоимости и порядка предоставления телекоммуникационных услуг; 7) своевременное и качественное получение телекоммуникационных услуг; 8) получение от оператора, провайдера телекоммуникаций имеющихся сведений относительно предоставленных телекоммуникационных услуг; 9) ограничение оператором, провайдером телекоммуникаций доступа потребителя к отдельным видам услуг на основании его собственного письменного заявления; 10) возврат от оператора, провайдера телекоммуникаций неиспользованной части средств при отказе от подписанных телекоммуникационных услуг в случаях и в порядке, определенных правилами предоставления и получения этих услуг; 11) отказ от телекоммуникационных услуг в порядке, установленном договором о предоставлении телекоммуникационных услуг; 12) возмещение убытков, причиненных вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения оператором, провайдером телекоммуникаций обязанностей, предусмотренных договором с потребителем или законодательством; 13) обжалование неправомерных действий операторов, провайдеров телекоммуникаций путем обращения в суд и уполномоченные государственные органы; 14) отказ от оплаты телекоммуникационной услуги, которую они не заказывали; 15) получение сведений относительно возможности и порядка отказа от заказанной телекоммуникационной услуги; 16) бесплатное получение от оператора, провайдера телекоммуникаций счетов за предоставленные телекоммуникационные услуги. По личному обращению потребителя с учетом технической возможности оборудования телекоммуникационной сети начисленная к оплате сумма за предоставленные услуги должна быть расшифрована только за тот расчетный период, к которому потребитель имеет претензии, с указанием номера абонента, которого вызывал потребитель, вида услуги, времени начала и окончания каждого сеанса связи, объема предоставленных услуг, суммы средств к уплате за каждый сеанс связи. Телекоммуникационные услуги, которые предоставляются необособленно (анонимно), расшифровке не подлежат; 17) другие права, определенные законодательством Украины и договором о предоставлении телекоммуникационных услуг.
Таким образом, услуги, предоставляемые истцом, должны быть безопасными, а пользователь в свою очередь имеет право на получение полной информации, которая касается соответствующей услуги.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушении истцом законодательства о защите прав потребителей, а спорное постановление ответчика № * от 14 сентября 2007 года о наложении взысканий, предусмотренных статьей 23 Закона, принято в пределах компетенции и согласно нормам действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 2201 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, суд кассационной инстанции отклоняет кассационную жалобу и оставляет решение без изменений, если отсутствуют основания для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 224 КАС Украины суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если признает, что суды первой и апелляционной инстанций не допустили нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных решений или совершении процессуальных действий.
Коллегия судей считает, что доводы кассационной жалобы не дают оснований для вывода о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению дела.
С учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанций приняты законные и обоснованные решения, с соблюдением норм материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 220, 2201, 223, 224, 231 КАС Украины, коллегия судей Высшего административного суда Украины постановила:
— кассационную жалобу ОАО «У» отклонить;
— постановление Окружного административного суда г. Киева от 18 сентября 2008 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 9 декабря 2009 года — оставить без изменений.
Определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Верховном Суде Украины на основаниях, предусмотренных статьей 237 КАС Украины.
(Определение Высшего административного суда Украины от 9 сентября 2010 года. Дело № К-3132/10. Председательствующий — Леонтович Е.Г. Судьи — Васильченко Н.В., Кравченко О.А., Цуркан М.И., Черпицкая Л.Т.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…