Об обязательстве уплачивать сбор за пользование услугами службы регулирования движения судов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (604) » Об обязательстве уплачивать сбор за пользование услугами службы регулирования движения судов

Об обязательстве уплачивать сбор за пользование услугами службы регулирования движения судов

Согласно статье 115 Кодекса торгового мореходства Украины, с судов, которые пользуются услугами службы регулирования движения судов, взимается сбор.

Согласно статьям 189, 190 Хозяйственного кодекса Украины, ставки на услуги службы регулирования движения судов относятся к свободным тарифам

24 июня 2009 года коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерной судоходной компании «У» (АСК «У») на постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 4 марта 2009 года по делу по иску государственного предприя­тия «Д» (ГП «Д») к АСК «У» — о взыскании 32 290,87 грн, установила следующее.

ГП «Д» обратилось в Хозяйственный суд г. Киева с иском к АСК «У» и просило взыскать с ответчика 10 413,52 грн задолженности за услуги службы регулирования движения судов за период с 1 декабря 2007 года по 31 января 2008 года, а также 1323,74 грн пени и 729,03 грн штрафа.

В ходе судебного разбирательства истец увеличил размер исковых требований и просил дополнительно взыскать задолженность и за период с 4 февраля 2008 года по 30 мая 2008 года, а именно: 22 507,35 грн основного долга, 2729,16 грн пени и 1572,52 грн штрафа.

Решением Хозяйственного суда г. Киева от 13 октября 2008 года в иске отказано на основании того, что истцом не предоставлены доказательства предоставления услуг службы регулирования движения судов в указанные периоды.

По апелляционной жалобе ГП «Д» судебное решение пересмотрено в апелляционном порядке и постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 4 марта 2009 года отменено, принято новое решение, которым с АСК «У» в пользу ГП «Д» взыскано 32 920,87 грн основного долга и соответствующие судебные издержки. В части взыскания пени и штрафа производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.

В части удовлетворения иска постановление мотивировано тем, что предоставление услуг службы регулирования движения судов за указанные периоды подтверждается лоцманскими квитанциями и выставленными истцом на основании этих квитанций счетами, поскольку получение лоцманских услуг без услуг службы регулирования движения судов технически невозможно.

Не соглашаясь с принятым по делу постановлением, АСК «У» обратилась в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение апелляционным хозяйственным судом норм материального и процессуального права, просит его отменить, а решение Хозяйственного суда г. Киева от 13 октября 2008 года оставить в силе.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив полноту и правильность установления хозяйственными судами предыдущих инстанций обстоятельств дела и применение норм материального и процессуального права, судебная коллегия Высшего хозяйственного суда Украины считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.

Статьей 207 Гражданского кодекса (ГК) Украины установлены требования к письменной форме сделки, согласно которой сделка считается совершенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Сделка считается совершенной в письменной форме, если она подписана ее стороной (сторонами). Вместе с тем, согласно статье 181 Хозяйственного кодекса Украины, допускается заключение договоров упрощенным способом путем подтверждения принятия к исполнению заказов. В соответствии со статьей 11 ГК Украины основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются, в частности, действия лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.

Приказом Министерства транспорта Украины от 11 сентября 2000 года № 498 утверждено Положение о государственной морской лоцманской службе, в соответствии с нормами которого услуги лоцмана (лоцманские услуги) предоставляются на основании соответствующей заявки капитана судна или морского агента, уполномоченного судовладельцем. Доказательством предоставления лоцманских услуг является лоцманская квитанция, оформленная согласно требованиям этого положения (раздел 4 Положения, статья 101 Кодекса торгового мореходства (КТМ) Украины).

В соответствии со статьей 110 КТМ Украины в районах интенсивного судоходства (портовые и прибрежные воды, узости, пересечения морских путей) решением центрального органа исполнительной власти в транспортной отрасли создаются службы регулирования движения судов, осуществляющие радиолокационное обслуживание. Зона действия и порядок движения судов в зоне устанавливаются Правилами плавания в этой зоне, которые утверждаются центральным органом исполнительной власти в транспортной отрасли.

Приказом Минтранса от 15 апреля 2004 года № 312 «Об обеспечении лоцманского проведения и регулирования движения судов в территориальных, внутренних водах и на внутренних водных путях Украины» на ГП «Д» с 00 часов 00 минут 1 мая 2004 года возложены функции по обеспечению лоцманского проведения и регулирования движения судов на судоходных путях в территориальных водах, фарватерах, каналах, акваториях, подходных каналах, внутренних и внешних рейдах портов и терминалов всех форм собственности за счет сборов за услуги лоцманских служб и постов (служб) регулирования движения судов.

Министерством транспорта и связи Украины издан приказ № 340 от 28 мая 2001 года «Об утверждении Положения о службе регулирования движения судов». Согласно пункту 4.1 этого Положения, службы регулирования движения судов (СРДС) создаются для предоставления услуг по регулированию движения судов, находящихся в зоне действия СРДС, с целью обеспечения безопасности мореходства, эффективности судоходства, охраны человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения окружающей среды судами.

Согласно статье 115 КТМ Украины, с судов, которые пользуются услугами службы регулирования движения судов, взимается сбор, порядок взимания и размер которого устанавливаются центральным органом исполнительной власти в транспортной отрасли по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики. Таким образом, услуги СРДС являются платными. Приказом Министерства транспорта Украины от 27 июня 1996 года № 214 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины под № 374/1399 24 июля 1996 года) утверждены Сборы и плата за услуги, предоставляе­мые судам в морских торговых портах Украины, в том числе лоцманский сбор и сбор за пользование услугами службы регулирования движения судов. Данным приказом Сборы и плата установлены лишь для судов заграничного плавания. Тем не менее, согласно пункту 62 Сборов и платы (приказ Минтранса от 15 декабря 2000 года № 711 «О внесении изменений и дополнений в Сборы и плату за услуги, предоставляемые судам в морских торговых портах Украины») расчеты за предоставление судовладельцам других услуг, не предусмотренных Сборами и платой, производятся по тарифам, которые утверждаются соответственно начальником порта, руководителями морских агентств и других предприятий, предоставляющих услуги судам.

Согласно указанному приказу и учитывая положения статей 189, 190 Хозяйственного кодекса Украины о том, что ставки на эти услуги относятся к свободным тарифам, определяемым расценками истца, с 27 апреля 2007 года приказом по предприятию № 229 ГП «Д» установило расценки на свои услуги, которые предоставляются в Дунайском регионе и ставки которых не были установлены вышеуказанным приказом. Письмом Министерства транспорта и связи Украины № 1484/27/10-07 от 6 марта 2007 года согласована правомерность разработки указанных тарифов с органом управления. Об установленных расценках уведомлены все заинтересованные судовладельцы, в частности, и ответчик, что подтверждается письмом № 1981 от 24 апреля 2007 года.

Хозяйственными судами установлено, что на основании представленных ответчиком заявок истцом в период с 1 декабря 2007 года по 30 мая 2008 года предоставлены лоцманские услуги и услуги службы регулирования движения судов, оплату которых заказчик обязался произвести согласно предоставленным исполнителем счетам. Выполнение указанных услуг подтверждено лоцманскими квитанциями, подписанными государственными лоцманами и капитанами судов АСК «У». На основании лоцманских квитанций истцом для АСК «У» выставлены счета, включающие оплату услуг службы регулирования движения судов, однако ответчик не оплатил услуги службы регулирования движения судов. Задолженность ответчика за эти услуги составляет 32 920,87 грн. Факт предоставления ответчику лоцманских услуг и прохождения его судов ­глубоководного судового хода р. Дунай — Черное море, последним не отрицается, поскольку технически невозможно получение лоцманских услуг без услуг СРДС.

С учетом вышеизложенных норм законодательства и установленных обстоятельств дела относительно фактического предоставления истцом указанных услуг на основании представленных заявок и лоцманских квитанций, выставления счетов для оплаты услуг, размер сбора за которые может осуществляться по свободным ценам, установленным предприя­тием, на которое возложена обязанность по регулированию движения судов, а также отсутствия полной оплаты со стороны ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному заключению об удовлетворении исковых требований в час­ти взыскания основного долга.

В силу требований статьи 1117 Хозяйственного процессуального кодекса Украины кассационная инстанция не имеет права устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или другого доказательства, о преимуществе одних доказательств над другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства. Поэтому доводы кассационной жалобы, которые требуют дополнительной оценки доказательств по делу, что не входит в полномочия кассационной инстанции, не могут быть основанием для отмены судебного решения.

Учитывая изложенное, коллегия судей считает, что при рассмотрении дела хозяйственными судами предыдущих инстанций фактические обстоятельства дела установлены на основе полного и объективного исследования материалов дела, выводы судов соответствуют этим обстоятельствам и им предоставлена правильная юридическая оценка с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решений.

Руководствуясь статьями 1115, 1117, 1119, 11111 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил:

— кассационную жалобу АСК «У» оставить без удовлетворения;

— постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 4 марта 2009 года оставить без изменений.

(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 24 июня 2009 года. Дело № 46/148. Председательствующий — Шаргало В.И. Судьи — Мачульский Г.Н., Олейник В.Ф.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Плати все налоги или…

Законодательная практика

Обжалование по единому стандарту

За блокадами были законы

Комментарии и аналитика

«Момент истины» для определения суда

Неделя права

Сроком на пять лет

Тарифные баталии

В Минтранс — за тарифом

Чьи полномочия?

«Экоконкуренты» ГАИ

Новости законотворчества

Диппредставительства могут уполномочить представлять интересы украинцев в судах

Конституционный процесс предлагают изменить повторно

«Блокирование» политических партий предлагают ограничить

Поведение депутатов хотят урегулировать отдельным кодексом

Новости из зала суда

Суд отказал в защите чести и достоинства гендиректору ОАО «Турбоатом»

Суд подтвердил арест Евгения Горбенко

Суд отменил запрет на проведение собрания акционеров ОАО «БТА-Банк»

Суд продлил арест экс-судьи Игоря Зварича

Новости из-за рубежа

К Google подали иск в суд

Экс-тренер «Баварии» проиграл суд газете, «распявшей» его на кресте

Суд над экс-президентом Либерии возобновится в Гааге

Новости профессии

КСУ признал неконституционным антикризисный закон

Судьи обучались организации управлению в судах

Минюст привлек Университет штата Огайо к усовершенствованию законодательной работы

В Ассоциации юристов новый Генеральный партнер

Минюст начал информировать о порядке принудительного исполнения судебных решений

Новости юридических фирм

«Астерс» — советник ЕБРР в связи с предоставлением кредита АПК

«Саенко Харенко» — юридический советник ЕБРР по кредиту «Укрэксимбанку»

«АС Консалтинг» сотрудничает со «Студией 1+1»

«Василь Кисиль и Партнеры» — советник корпорации СМЕ

Новости юридического мира

Noerr признана лучшей юридической фирмой Германии в сфере M&A

Debevoise & Plimpton консультировала ОАО «РусГидро» при получении листинга

Allen & Overy объявила финансовые результаты за прошедший год

Реестр событий

Секретариат «оптимизируется»

Судей осудили «без суда и следствия»

Судебная практика

Корабль лавировал, лавировал...

Судебные решения

Об обязательстве уплачивать сбор за пользование услугами службы регулирования движения судов

Об определении подсудности дела о возмещении вреда, понесенного вследствие принятия предписания капитана морского порта

Тема номера

Спасание на море по договору

Частная практика

Адвокат всегда в оппозиции

Долг платежом красен

Юридический форум

Нет денег — нет дела

Победители вернулись с практики

Сатисфакции нет, но...

Інші новини

PRAVO.UA