Отказ суда во взыскании суммы, начисленной за просрочку бюджетного возмещения по НДС на том основании, что на день подачи искового заявления такое начисление не было предусмотрено законом, не может быть признан обоснованным. Отсутствие на время обращения в суд за защитой нарушенного права материальной нормы относительно способа его восстановления не ограничивает возможность применения соответствующих положений законодательных актов, которые действовали на время совершения нарушения, но со временем утратили силу. Нормы права, претерпевшие изменения, должны применяться исключительно в пределах сроков действия каждой из их редакций и не могут быть применены по аналогии права
2 декабря 2008 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства по исключительным обстоятельствам по жалобе открытого акционерного общества «М» (
В августе 2005 года
Хозяйственный суд Донецкой области постановлением от 9 февраля 2006 года, оставленным без изменений определением Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 18 апреля 2006 года, исковые требования удовлетворил.
Высший административный суд Украины постановлением от 22 мая 2008 года принятые по делу судебные решения отменил, в удовлетворении исковых требований отказал.
В жалобе о пересмотре решения суда кассационной инстанции по исключительным обстоятельствам
Проверив по материалам дела изложенные в жалобе доводы, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины считает, что жалоба является обоснованной на следующих основаниях.
Как установлено судом первой инстанции, согласно поданной истцом налоговой декларации по НДС за январь 2005 года, а также расчету экспортного возмещения этого налога сумма указанного возмещения имеет отрицательное значение и составляет 24 527 474 грн. В связи с уплатой бюджетной задолженности по НДС истец изменил размер исковых требований и просил взыскать в его пользу из Государственного бюджета Украины 127 710 грн бюджетной задолженности по НДС и 739 745,65 грн процентов за несвоевременное возмещение этого налога.
По мнению ответчика, право на начисление процентов за несвоевременное возмещение НДС на основании подпункта 7.7.3 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»
Отменяя решения судов первой и апелляционной инстанций, Высший административный суд Украины исходил из того, что на время обращения с иском такое начисление не было предусмотрено законом. Отказ на указанном основании во взыскании суммы, начисленной за просрочку бюджетного возмещения, нельзя признать обоснованным.
Судами установлено, что в предусмотренный законом срок
Согласно части 1 статьи 1166 Гражданского кодекса Украины, имущественный ущерб, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также ущерб, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, которое его нанесло.
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» от 4 декабря 1990 года №
На протяжении периода, за который истец сначала просил взыскать бюджетную задолженность по НДС с процентами, её погашение регулировалось следующим образом.
С 1 июня 2005 года подпункт 7.7.3 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» предусматривает, что налогоплательщик может принять самостоятельное решение о зачислении надлежащей ему полной суммы бюджетного возмещения в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу следующих налоговых периодов. Указанное решение отображается налогоплательщиком в налоговой декларации, поданной им по результатам отчетного периода, в котором возникает право на подачу заявления о получении бюджетного возмещения согласно нормам этой статьи. При принятии такого решения указанная сумма не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения следующих налоговых периодов.
Кроме того, пункт 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в той же редакции включал подпункт 7.7.8, согласно которому сумма бюджетного возмещения, не уплаченная в сроки, определенные этим пунктом, считалась бюджетной задолженностью. На сумму бюджетной задолженности начислялась пеня на равные ставки, размер которой определялся согласно подпункту 16.4.1 пункта 16.4 статьи 16 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года №
Согласно пункту 13 «Переходные положения» раздела 2 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» пункт 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» вступил в силу с 1 июня 2005 года, кроме подпункта 7.7.8 этого пункта, который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года. К этой дате должна была применяться процедура согласования суммы и предоставление бюджетного (экспортного) возмещения, которая действовала до вступления в силу Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год», с учетом того, что такое бюджетное возмещение предоставлялось на протяжении 30 календарных дней, следующих за днем предоставления налоговой декларации налогового периода, по результатам которого возникало право на такое получение согласно редакции подпункта 7.7.2 пункта 7.7 статьи 7 этого Закона.
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины „О Государственном бюджете Украины на 2005 год“ и некоторые другие законы Украины» от 7 июля 200 года №
Тем не менее, отказ суда во взыскании суммы, начисленной за просрочку бюджетного возмещения по НДС на том основания, что на день подачи искового заявления такое начисление не было предусмотрено законом, не может быть признан обоснованным. Отсутствие на время обращения в суд за защитой нарушенного права материальной нормы относительно способа его восстановления не ограничивает возможность применения соответствующих положений законодательных актов, которые действовали на время совершения нарушения, но со временем утратили силу. Нормы права, претерпевшие изменения, должны применяться исключительно в пределах сроков действия каждой из их редакций и не могут быть применены по аналогии права.
С учетом изложенного принятые по делу судебные решения подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 241–244 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— жалобу
— постановление Высшего административного суда Украины от 22 мая 2008 года, определение Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 18 апреля 2006 года и постановление Хозяйственного суда Донецкой области от 9 февраля 2006 года отменить;
— дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление является окончательным и не может быть обжаловано, кроме случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 2 декабря 2008 года. Дело № 21‑1169во08. Председательствующий — Кривенко В. В. Судьи — Гусак Н.Б., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Самсин И.Л., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…