О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (345) » О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

(Рекомендации президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 4 июня 2004 года № 04-5/1193)

(Продолжение. Начало в №30 (344) от 27 июля 2004 года)

6. Распорядитель имущества

6.1. При решении вопроса о назначении распорядителя имущества судам следует учитывать следующее.

6.1.1. Согласно части 1 статьи 11 и статье 13 Закона, распорядитель имущества назначается хозяйственным судом, как правило, одновременно с введением процедуры распоряжения имуществом при открытии производства по делу.

Если при открытии производства по делу о банкротстве распорядителя имущества назначить невозможно вследствие необходимости обеспечения государственному органу по вопросам банкротства реализации его права по предоставлению предложений кандидатуры распорядителя имущества в делах о банкротстве государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25 процентов, отсутствия кандидатуры, несоответствия предложенной кандидатуры установленным Законом требованиям (часть 3 статьи 31, часть 5 статьи 13 Закона), отсутствия согласия арбитражного управляющего, кандидатура которого предложена суду, на назначение его распорядителем имущества и т.п., распорядитель имущества назначается хозяйственным судом в подготовительном заседании.

6.1.2. Правом предложить хозяйственному суду кандидатуру распорядителя имущества наделены кредиторы и государственный орган по вопросам банкротства относительно государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25 процентов.

Судам при открытии производства по делам о банкротстве государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25 процентов, следует привлекать к участию в деле государственный орган по вопросам банкротства и осуществлять назначение распорядителя имущества такого должника в подготовительном заседании с учетом предложений государственного органа по вопросам банкротства относительно кандидатуры распорядителя имущества (в случае их поступления). Такой вывод подтвержден постановлением Верховного Суда Украины от 18 мая 2004 года по делу № 6/260-4/201.

Предложения должны быть предоставлены государственным органом по вопросам банкротства в установленный судом срок до дня проведения подготовительного заседания по делу о банкротстве.

В определении о назначении распорядителя имущества суд должен указать основания для назначения определенного кандидата и отклонения других предложенных кандидатур.

При выборе кандидатуры распорядителя имущества судам следует учитывать образование, опыт и показатели работы в предыдущих делах, количество дел, в которых участвует арбитражный управляющий, наличие у него организационных и технических возможностей выполнять обязанности распорядителя имущества в конкретном деле, страхование ответственности арбитражного управляющего и другие обстоятельства, свидетельствующие о способности арбитражного управляющего надлежащим образом выполнять предусмотренные Законом обязанности.

6.1.3. Определение о назначении распорядителя имущества вступает в силу с момента его вынесения, но может быть обжаловано в установленном порядке. По смыслу этой нормы подача апелляционной или кассационной жалобы не останавливает действие соответствующего определения.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 99 ХПК Украины, апелляционный хозяйственный суд, пересматривая определение в апелляционном порядке, может воспользоваться правом применить меры по обеспечению, а суд кассационной инстанции, в соответствии со статьей 1211 ХПК Украины, — остановить исполнение обжалованного определения до окончания его пересмотра в порядке кассации.

6.1.4. По смыслу статьи 31 Закона арбитражный управляющий лично выполняет полномочия, возложенные на него хозяйственным судом в пределах прав, предусмотренных этим Законом.

Согласно части 5 статьи 31, части 8 статьи 13 Закона, арбитражный управляющий имеет право самостоятельно привлекать для обеспечения выполнения своих полномочий на договорной основе других лиц, если иное не предусмотрено Законом или решением комитета кредиторов.

Из содержания этой нормы, в частности, следует, что указанным лицам может быть выдана доверенность на выполнение отдельных действий от имени арбитражного управляющего (например, для процессуального представительства, получения имущества, подлежащего передаче к конкурсной массе, получения справок и других документов, получения исполнения по соглашениям и т.п.). Однако арбитражный управляющий не имеет права использовать институт представительства (материального и процессуального) для передачи другим лицам полномочий, которые он должен осуществлять лично и за которые несет установленную законом имущественную, административную и уголовную ответственность.

6.2. Полномочия распорядителя имущества могут быть прекращены судом досрочно:

1) в соответствии с частью 8 статьи 13 Закона по заявлению самого распорядителя имущества при наличии уважительных причин, по которым он не может в дальнейшем выполнять обязанности распорядителя имущества в конкретном деле;

2) в соответствии с частью 9 статьи 31 Закона по заявлению сторон или других участников производства по делу в случае установления фактов невыполнения или ненадлежащего выполнения арбитражным управляющим своих обязанностей.

7. Меры по обеспечению требований кредиторов

7.1. Согласно части 1 статьи 12 Закона, хозяйственный суд по ходатайству сторон или участников производства по делу о банкротстве либо по собственной инициативе имеет право принять меры по обеспечению требований кредиторов, в том числе предусмотренные статьей 67 ХПК Украины.

Выбирая меры обеспечения, суду следует учитывать, что такие меры не должны делать невозможной оперативно-хозяйственную деятельность должника, то есть не иметь характера полного запрета на осуществление перечисления средств, передачи имущества, заключения соглашений, необходимых для ведения такой деятельности.

При наложении ареста на имущество или запрете распоряжения имуществом хозяйственному суду следует указывать, относительно какого конкретно имущества принимаются меры обеспечения и какие именно действия запрещается совершать органам управления должника.

8. Подготовительное заседание

8.1. Подготовительное заседание, в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона, должно быть проведено не позже, чем на 30-ый день с момента принятия заявления об открытии производства по делу о банкротстве.

Хозяйственным судам следует учитывать, что продление этого срока по инициативе сторон или суда Законом не предусмотрено, поэтому отложить рассмотрение дела в подготовительном заседании или объявить перерыв суды могут в пределах установленного Законом тридцатидневного срока.

8.2. В подготовительном заседании суд должен проверить наличие признаков неплатежеспособности должника, размер требований кредитора (кредиторов), их бесспорность.

В случае если будет установлено, что заявление было подписано лицом, не имевшим права его подписывать, заявление подлежит оставлению без рассмотрения; если будет установлено, что на момент подачи заявления отсутствовал хотя бы один из признаков неплатежеспособности, предусмотренных статьей 1 и частью 3 статьи 6 Закона, дело о банкротстве подлежит прекращению.

Прекращение производства по делу о банкротстве на этих основаниях не препятствует повторному обращению с заявлением о возбуждении дела о банкротстве при наличии установленных Законом признаков неплатежеспособности.

В случае установления судом факта удовлетворения должником требований инициирующего кредитора (кредиторов) вопреки действию моратория суд не должен прекращать производство по делу о банкротстве, учитывая, что этот факт является результатом противоправных действий должника.

8.3. При отсутствии оснований для прекращения производства по делу о банкротстве в подготовительном заседании хозяйственный суд определением обязывает заявителя подать за его счет в официальный печатный орган Верховного Совета Украины или Кабинета Министров Украины (соответственно газеты «Голос Украины» или «Урядовый курьер») объявление о возбуждении дела о банкротстве.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона в газетном объявлении должны обязательно содержаться такие сведения: полное наименование должника, его почтовый адрес, банковские реквизиты, наименование и адрес хозяйственного суда, номер дела, сведения о распорядителе имущества (обязательно фамилия и почтовый адрес).

В соответствии с частью 13 статьи 11 Закона хозяйственному суду предоставлено право оставить без рассмотрения заявление об открытии производства по делу о банкротстве, если заявителем не выполнены требования определения хозяйственного суда относительно публикации объявления об открытии производства по делу о банкротстве в десятидневный срок.

Суд может оставить заявление об открытии производства по делу без рассмотрения только в случае, если он убедился в том, что заявителем на протяжении десяти дней со дня вынесения определения не подано объявление в официальные печатные органы. Для этого суд может вменить в обязанность кредитора предоставить в определенный срок доказательства подачи (послания) объявления в редакцию официального печатного органа.

Хотя в данном случае оставление без рассмотрения заявления об открытии производства по делу о банкротстве является правом, а не обязанностью хозяйственного суда, судам следует контролировать выполнение заявителем требований определения об осуществлении публикации и не допускать необоснованного затягивания сроков публикации объявления.

8.4. После опубликования в официальном печатном органе объявления об открытии производства по делу о банкротстве заявления с требованиями к должнику, возникшими до дня открытия производства по делу о банкротстве, согласно части 15 статьи 1 и части 1 статьи 14 Закона, имеют право подавать все кредиторы независимо от наступления срока исполнения обязательств.

Законом предоставлено право подавать в хозяйственный суд письменные заявления с требованиями к должнику кредиторам по требованиям относительно выплаты заработной платы, авторского вознаграждения, алиментов, а также по требованиям относительно возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан. Однако следует учитывать, что при отсутствии таких заявлений распорядитель имущества обязан внести в реестр сведения о требованиях относительно выплаты заработной платы, авторского вознаграждения, алиментов, а также о требованиях относительно возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, согласно данным учета должника.

8.5. Закон устанавливает определенные гарантии прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника: относительно очередности удовлетворения требований (часть 1 статьи 31), относительно права не согласиться на заключение мирового соглашения (часть 3 статьи 35) и т.п.

Согласно части 2 статьи 26 Закона, имущество должника, являющееся предметом залога, включается в состав ликвидационной массы, но используется исключительно для первоочередного удовлетворения требований залогодержателя.

В силу коллизии между нормами Закона и законов Украины «Об ипотеке» и «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений», вступивших в силу с 1 января 2004 года, в части регулирования правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, в связи с открытием производства по делам о банкротстве судам следует исходить из системного толкования норм приведенных выше законов и учитывать следующее.

До внесения соответствующих изменений в Закон взыскание на предмет залога в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» и Законом Украины «Об ипотеке», отдельно от производства по делу о банкротстве не может осуществляться, поскольку установление в Законе особого порядка удовлетворения имущественных требований к должнику не предполагает удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке (мораторий на удовлетворение требований кредиторов предусматривает прекращение мер, направленных на обеспечение выполнения обязательств отдельных кредиторов).

Удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом (ипотекой), должно осуществляться по правилам, установленным Законом.

8.6. Судья, рассматривающий дело о банкротстве, отказывает в принятии заявлений текущих кредиторов с требованиями к должнику, основанными на обязательствах, возникших после открытия производства по делу, поскольку споры по таким требованиям подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Такой отказ не лишает кредитора права обратиться с исковым заявлением к должнику в общем порядке.

8.7. Должник вместе с распорядителем имущества рассматривает копии заявлений кредиторов, поступивших в их адрес. Должник может признать требования полностью, частично или отклонить. Если требования должником признаются полностью, то они включаются распорядителем имущества в реестр требований кредиторов. Задача распорядителя имущества состоит в проверке обоснованности признания должником денежных требований.

Распорядителю имущества не предоставлено право самостоятельно включать в реестр требования кредиторов, за исключением случаев, если руководитель должника уклоняется от рассмотрения требований кредиторов или вообще отсутствует и местонахождение его неизвестно.

О последствиях рассмотрения заявлений распорядитель имущества письменно сообщает заявителям и в хозяйственный суд.

Если должник не признает требования кредитора или признает частично, он обязан письменно обосновать свои возражения, ссылаясь на соответствующие доказательства и нормы закона, и предъявить эти доказательства и возражения в хозяйственный суд.

8.8. Кредиторы, подавшие в хозяйственный суд заявления с требованиями к должнику, приобретают процессуальные права участников производства по делу о банкротстве.

Учитывая то, что во время производства по делу о банкротстве за счет имущества должника подлежат удовлетворению требования всех кредиторов, а соотношение требований кредиторов с имущественной массой должника влияет на объем удовлетворения, которое может быть ими получено, такие кредиторы с момента подачи в хозяйственный суд своих заявлений имеют право знакомиться с материалами дела и заявлять в хозяйственный суд свои возражения относительно признания требований других кредиторов до даты утверждения реестра требований кредиторов.

8.9. Требования кредиторов, признанные должником или относительно которых должник не заявил в хозяйственный суд своих возражений, при условии отсутствия возражений со стороны распорядителя имущества и других кредиторов, включаются в реестр.

8.10. Требования кредиторов к должнику, относительно признания которых распорядителем имущества или другими кредиторами представлены возражения, рассматриваются хозяйственным судом с вызовом должника, кредитора, требования которого оспариваются, и других кредиторов, заявивших возражения относительно этих требований.

Если хозяйственный суд сделал вывод, что спорные требования кредитора обоснованны и подтверждены соответствующими документами, такие требования признаются судом; в противном случае в удовлетворении таких требований суд отказывает полностью или частично. О признании или отказе в признании требований каждого кредитора суд выносит определение.

8.11. Определение, вынесенное хозяйственным судом по результатам рассмотрения кредиторских требований, может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, исходя из следующего.

Правовым последствием вынесения определения об отказе в признании требований кредитора является лишение кредитора права участвовать в деле о банкротстве и получить удовлетворение своих требований, что по смыслу равнозначно отказу в удовлетворении исковых требований в исковом производстве.

Вследствие вынесения определения о признании требований кредитор приобретает право участвовать в производстве по делу о банкротстве и получить удовлетворение своих требований за счет имущества должника, что по смыслу приравнивается к судебному решению об удовлетворении иска.

При таких обстоятельствах отсутствие указания в Законе о возможности обжалования таких определений не может быть препятствием для обжалования этих судебных актов.

8.12. Согласно части 2 статьи 14 Закона, требования конкурсных кредиторов, заявленные после окончания срока, установленного для их представления, или не заявленные вообще, не рассматриваются и считаются погашенными, о чем хозяйственный суд указывает в определении, которым утверждает реестр требований кредиторов. Указанный срок является предельным и возобновлению не подлежит.

Погашение требований кредиторов относительно гражданско-правовых обязательств, которое происходит вследствие применения части 2 статьи 14 Закона, следует считать прекращением этих обязательств в соответствии с частью 1 статьи 598 ГК Украины, а относительно обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) — погашением налогового обязательства в понимании Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

8.13. Закон и ХПК Украины не содержат предписаний о запрете на принятие судом искового заявления к должнику, относительно которого уже возбуждено дело о банкротстве, а также на решение спора по этому иску по сути.

Верховный Суд Украины в своем постановлении от 18 марта 2002 года по делу № 01-10/16 указал, что возбуждение дела о банкротстве не отнесено статьей 62 ХПК Украины к основаниям для отказа суда в принятии искового заявления.

Поэтому суды должны в установленном ХПК Украины порядке принимать исковые заявления к лицу, относительно которого возбуждено дело о банкротстве, и решать спор по этому требованию по сути, по правилам искового производства, до опубликования в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве. После публикации объявления хозяйственный суд на основании пункта 1 статьи 79 ХПК Украины останавливает исковое производство и разъясняет истцу содержание части 2 статьи 14 Закона, указывая это в определении или протоколе судебного заседания.

Если истец не обратился в месячный срок со дня публикации с заявлением о признании его требований к должнику в деле о банкротстве, хозяйственный суд возобновляет исковое производство и отказывает в удовлетворении иска на основании части 2 статьи 14 Закона.

В случае обращения истца с заявлением о признании его требований к должнику в деле о банкротстве после вынесения определения суда по результатам рассмотрения этих требований исковое производство подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 80 ХПК Украины.

8.14. В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона (в редакции Закона от 7 марта 2002 года № 3088-ІІІ) требования конкурсных кредиторов, заявленные после окончания срока, установленного для их представления, или не заявленные вообще, не рассматриваются и считаются погашенными, о чем хозяйственный суд отмечает в определении, которым утверждает реестр кредиторов.

Предписание части 2 статьи 14 Закона распространяется исключительно на конкурсных кредиторов, поэтому права требования текущих кредиторов не прекращаются.

8.15. По результатам предварительного заседания хозяйственный суд выносит определение, в котором указывает размер требований каждого кредитора, признанных судом и должником, которые должны быть включены в реестр требований кредиторов, а также назначает дату проведения собрания кредиторов.

На основании размера требований кредиторов, указанных в этом определении, определяется количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов.

8.16. Определение, вынесенное хозяйственным судом по результатам предварительного заседания, подлежит обжалованию лишь в случае, если в ней хозяйственный суд решил вопрос о признании или отказе в признании требований кредитора.

9. Собрание кредиторов, комитет кредиторов

9.1. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона участниками собрания кредиторов с правом голоса являются кредиторы, требования которых включены в реестр кредиторов.

Кредиторы, требования которых погашены в соответствии с Законом, не принимают в дальнейшем участия в деле о банкротстве (постановление Верховного Суда Украины от 25 мая 2004 года по делу № 24/112Б о признании банкротом ОАО «Сталькон»).

9.2. Собрание кредиторов на время действия процедур банкротства избирает комитет кредиторов в составе не больше семи лиц для оперативного и квалифицированного представительства интересов всех кредиторов в деле и решения вопросов о введении тех или иных процедур банкротства, контроля за деятельностью арбитражного управляющего, предоставления согласия на заключение арбитражным управляющим существенных соглашений должника или соглашений должника, относительно которых существует заинтересованность, и осуществления других действий, предусмотренных Законом.

9.3. Членами комитета кредиторов, в соответствии с частью 6 статьи 16 Закона, считаются отдельные кредиторы, а не физические лица, являющиеся их представителями в деле о банкротстве.

9.4. Решение собрания кредиторов или комитета кредиторов является способом волеизъявления кредиторов и не может признаваться хозяйственным судом недействительным, поскольку по своей правовой природе не является актом юридического лица, государственного или иного органа.

Принимая судебные акты в деле о банкротстве, суд должен давать оценку таким решениям, в соответствии с требованиями статьи 43 ХПК Украины, и принимать их во внимание, если они не противоречат действующему законодательству.

(Окончание в следующем номере)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Председателям тоже надо учиться

Динамика изменений УК

Прокуроры должны активизировать работу

Деловая практика

Лебедь, рак и регистратор

Комментарии и аналитика

Исчерпание национальных средств защиты

Неделя права

Банк «Надра» обвиняет

Взрывоопасное дело «Воли-кабель»

Решается судьба «Укртелекома»

Защита прав авторов в России

Информация, распространенная Ющенко, недостоверна?

Проституцию... легализировать?

Судебная практика

Граждан испортил земельный вопрос?

Из аренды да в приватизацию

Судебные решения

Городские советы обязаны предоставлять право пользования земельным участком заявителю

Предоставление в пользование земельного участка не может считаться отказом от такого участка

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Тема номера

Проблемные вопросы земельных отношений

Земельный сервитут в украинском праве

Самоуправляющийся земельный контроль

Трибуна

Неужели непонятно? Объясняю!

Прецедентность судебной практики: проблемы легализации

Частная практика

Расширение по-юридически

Юридический форум

Какой статус у судебной практики?

Інші новини

PRAVO.UA