В последние годы одно из ключевых мест в практике расследований Антимонопольного комитета Украины (Комитет) занимают соглашения между хозяйствующими субъектами в цепочке реализации товаров по вертикали.
По смыслу части 1 статьи 8 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (Закон) вертикальные согласованные действия по поставке и использованию товаров в определенных Законом случаях нарушением не являются. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 8 Закона, в частности, если такие соглашения приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или на значительной его части.
В отсутствие четких критериев определения существенности ограничения конкуренции в украинском законодательстве и правоприменительной практике следует обратиться к опыту Еврокомиссии, которой принято Руководство по вертикальным ограничениям (2010/C130/01, Руководство). Пунктом 97 Руководства определено, что существенное антиконкурентное влияние вертикальных ограничений, вероятно, возникает, когда минимум одна из сторон обладает или получает некоторую степень рыночной власти и сделка содействует установлению, сохранению или усилению такой рыночной власти или позволяет ею пользоваться. В то же время степень рыночной власти участников соглашения, которая является достаточной для установления нарушения в виде антиконкурентных согласованных действий, меньше степени рыночной власти, достаточной для установления доминирования на рынке.
Рыночной властью при этом считается возможность удерживать цены на уровне выше конкурентного или поддерживать производство относительно количества, качества товара, его разнообразия или инноваций ниже конкурентного уровня на протяжении конкретного периода времени. Такое определение в целом соответствует дефиниции рыночной власти, которая содержится в Методике определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденной распоряжением Комитета от 5 марта 2002 года № 49-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 1 апреля 2002 года под № 317/6605.
Таким образом, считаем, что одним из ключевых вопросов квалификации вертикальных ограничений как содержащих нарушение конкурентного законодательства является установление степени рыночной власти сторон. Ее отсутствие в большинстве случаев свидетельствует о невозможности существенного ограничения конкуренции, на которое распространяется антимонопольный запрет, при реализации вертикальных ограничений.
ЮФ MT Partners
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…