Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №51 (261) » О соблюдении банковской тайны

О соблюдении банковской тайны

Налоговая служба не вправе получать всю информацию, являющуюся банковской тайной

Наряду с другими субъектами предпринимательской деятельности, банки на Украине подвергаются всевозможным проверкам многочисленных контролирующих органов. Но в отличие от иных учреждений банк является хранителем особой информации — банковской тайны. Этот статус возлагает на банки особые обязанности и предоставляет особые права.

Рассмотрим конкретный пример. Орган налоговой службы проводит в банке плановую проверку за отчетный период. Сотрудники налоговой службы предоставляют руководству банка перечень проверяемых направлений деятельности банка. После этого сотрудники налоговой службы запрашивают в структурных подразделениях банка информацию, необходимую для проверки. В связи с этим возникает вопрос об объеме такой информации: можно ли предоставить для проверки кредитный договор с клиентом или иной договор об оказании банковской услуги?

В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона Украины № 2121-III от 7 декабря 2000 года «О банках и банковской деятельности», вступившего в силу 17 января 2001 года после опубликования в газете «Урядовый курьер», банковской тайной является информация о деятельности и финансовом положении клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания и взаимоотношений с клиентом при оказании услуг банком, если разглашение тайны может нанести материальный или моральный ущерб клиенту. Возможность или невозможность нанесения разглашением указанной информации материального или морального ущерба клиенту является субъективным фактором, определить который может только сам клиент банка. Исходя из этого, банковской тайной является любая информация о деятельности клиента, о которой стало известно банку при обслуживании клиента.

Согласно части 2 статьи 60 указанного выше Закона, банковской тайной, в частности, являются: сведения о состоянии счетов клиентов, в том числе состояние корреспондентских счетов банков в Национальном банке Украины; операции, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, совершенные им сделки; финансово-экономическое положение клиентов; системы охраны банка и клиентов; информация об организационно-правовой структуре юридического лица — клиента, его руководителях, направлениях деятельности; сведения относительно коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны какого-либо проекта, изобретений, образцов продукции и другая коммерческая информация; информация относительно отчетности по отдельному банку, за исключением информации, подлежащей опубликованию; коды, используемые банками для защиты информации.

Указанный перечень не может считаться исчерпывающим, так как в том же Законе говорится о том, что это отдельные (частные) виды информации, являющиеся банковской тайной. Информация о деятельности клиента может включать в себя и другие сведения. Статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» регламентирует порядок раскрытия банковской тайны. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 62 этого Закона, информация, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками органам государственной налоговой службы Украины по их письменному требованию в связи с вопросами налогообложения или валютного контроля операций по счетам конкретного юридического или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени.

Из вышеуказанной нормы следует, что органы налоговой службы имеют право по письменным требованиям получать информацию, являющуюся банковской тайной, только одного вида — об операциях по счетам субъектов предпринимательской деятельности. Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», иная информация о деятельности клиента (банковская тайна) раскрывается банками по письменному запросу или письменному разрешению собственника такой информации, а также по письменному требованию или по решению суда.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 части 1 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине», органы государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном законодательством для раскрытия банковской тайны, имеют право получать бесплатно от банков справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах, о текущих и вкладных (депозитных) счетах, информацию о наличии и обороте средств на этих счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности, и другую информацию, связанную с начислением и уплатой налогов, иных платежей.

Органы государственной налоговой службы в установленном законом порядке имеют право осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные деньги с потребителями, и иных документов (независимо от способа подачи информации, включая компьютерный), связанных с начислением и уплатой налогов, иных платежей; наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (лицензий, патентов и пр.), а также получать от должностных лиц письменные пояснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время проверок.

Проверка в банках указанных выше документов сотрудниками органов налоговой службы должна проводится с соблюдением порядка, предусмотренного для раскрытия банковской тайны, так как в нем закреплено, что такие проверки осуществляются в установленном законом порядке. В отношении банков подобный порядок установлен статьей 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Согласно статье 61 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», банки обязаны обеспечить сохранение банковской тайны, а руководители и служащие банков — не разглашать и не использовать с выгодой для себя или третьих лиц конфиденциальную информацию, ставшую им известной при исполнении ими служебных обязанностей.

Таким образом, если информация касается только банка, то при проведении в проверок сотрудники органов налоговой службы имеют право требовать, а служащие банка обязаны предоставить информацию и документы, связанные с начислением и уплатой налогов, иных платежей, письменные пояснения, справки, сведения по вопросам, возникающим во время проверок. Если же информация касается деятельности клиентов банка, то при проведении в банках проверок сотрудники органов налоговой службы имеют право истребовать, а служебные лица банка предоставляют информацию, документы, связанные с начислением и уплатой налогов, иных платежей, письменные пояснения, справки, сведения по вопросам, возникающим во время проверок, в порядке, установленном для раскрытия банковской тайны.

При условии соблюдения действующего законодательства сотрудниками органов налоговой службы и работниками банков в ходе проверок органами налоговой службы банков, последние могут быть источником информации только об операциях по счетам конкретных субъектов предпринимательской деятельности. Что же касается иной информации о клиентах — субъектах предпринимательской деятельности, и какой-либо информации о клиентах — физических лицах (не субъектах предпринимательской деятельности), то такая информация может быть получена сотрудниками органов налоговой службы в банках только по письменному разрешению самих клиентов либо по письменному требованию или решению суда.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Правовой статус следователя

Деловая практика

Суд признал: монополия «Укрспецюста» недопустима

Идет борьба за ОАО «Киевский речпорт»

О соблюдении банковской тайны

Законодательная практика

Возбуждение уголовного дела можно будет обжаловать?

В противоречии с Конституцией

Голосование не состоялось

Зарубежная практика

Проверка на конституционность

В Германии борются с наркобизнесом

Равенство права на собственность

Молдова вводит двойное гражданство

Конституция в картинках

Готовится новый Закон «О рекламе»

Неделя права

Совместный проект КПИ и Всемирной академии ВОИС

Избран новый председатель юридического комитета EВA

ЗАО «Оболонь» дополнила исковые требования

Минюст провел проверку НИИ судебных экспертиз

Новости профессии

Вводится специализация судей

Пилот Су-27 останется под стражей

Дом правосудия

Председателя не отпустим!

Прецеденты

Признание действий по проведению общего собрания акционеров неправомерными

Признание договора комиссии недействительным

Взыскание задолженности

Судебная практика

Варшавская конвенция устарела?

Нет долга — нет банкрота

Тема номера

Гражданин, попрошу, пройдемте…

Евроконвенция и право Украины

Частная практика

Основной принцип работы — конфиденциальность во всем

Юридический форум

«Сбербанк»: точка зрения вкладчика

«Стюарт энд Стюарт»: представительство на Украине

Профессионалы, объединяйтесь!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: