Статья 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» предусматривает, что если контролирующий орган не может самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика согласно подпункту «а» пункта 4.2.2 статьи 4 этого Закона в связи с неустановлением фактического местонахождения предприятия или его отделенных подразделений, местонахождения физического лица или уклонением налогоплательщика или его должностных лиц от предоставления сведений, предусмотренных законодательством, а также если невозможно определить сумму налоговых обязательств в связи с неведением налогоплательщиком налогового учета или отсутствием определенных законодательством первичных документов, сумма налоговых обязательств налогоплательщика может быть определена косвенным методом.
Если основанием для применения косвенных методов является отсутствие отдельных документов учета, такой метод может применяться исключительно для определения объекта налогообложения или его элементов, связанных с такими документами
28 февраля 2007 года Высший административный суд Украины, рассмотрев кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Дрогобычском районе Львовской области на решение Хозяйственного суда Львовской области от 6 апреля 2005 года и постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 26 мая 2005 года по делу по иску Государственной налоговой инспекции в Дрогобычском районе Львовской области к открытому акционерному обществу «НК «Г» (ОАО «НК «Г») — о согласовании налогового обязательства, установил следующее.
В январе 2005 года Дрогобычская объединенная государственная налоговая инспекция Львовской области (правопреемником которой является Государственная налоговая инспекция в Дрогобычском районе Львовской области) обратилась в Хозяйственный суд Львовской области с иском к ОАО «НК «Г» о согласовании налогового обязательства с использованием косвенного метода.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что согласно подпункту 19.3.6 пункта 19.3 статьи 19 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года № 2181-ІІІ до 1 января 2005 года действует правило, в соответствии с которым если налогоплательщик отказывается согласовать налоговое обязательство, начисленное налоговым органом с использованием косвенного метода, налоговый орган обязан обратиться в суд с иском о признании такой суммы налогового обязательства.
Решением Хозяйственного суда Львовской области от 6 апреля 2005 года, оставленным без изменений постановлением Львовского апелляционного хозяйственного суда от 26 мая 2005 года, Дрогобычской объединенной государственной налоговой инспекции Львовской области в удовлетворении исковых требований о согласовании налогового обязательства, определенного налоговыми уведомлениями-решениями от 11 ноября 2004 года № *, №**, отказано полностью.
Не соглашаясь с указанными судебными решениями, Дрогобычская объединенная государственная налоговая инспекция Львовской области обжаловала их в кассационном порядке.
В кассационной жалобе жалобщик просит отменить данные решение и постановление по причине нарушения норм материального права и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Определением Высшего административного суда Украины от 14 июня 2006 года в порядке статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Украины осуществлена замена Дрогобычской объединенной государственной налоговой инспекции Львовской области на Государственную налоговую инспекцию в Дрогобычском районе Львовской области.
Заслушав судью-докладчика, пояснения присутствующих в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права и материалы дела, коллегия судей считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.
Как видно из материалов дела и установлено судами предыдущих инстанций, истцом проводилась внеплановая документальная проверка правильности начисления и своевременности внесения в бюджет сумм акцизного сбора ОАО «НК «Г» за период с 1 августа по 30 сентября 2004 года.
Проверкой установлено, что за указанный период ОАО «НК «Г» не доначислен акцизный сбор по реализации (отгрузка, передача) подакцизных нефтепродуктов в сумме 16 597 012 грн. Истец считал, что в связи с нарушением ответчиком статей 2, 3, 6 декрета КМУ «Об акцизном сборе» от 26 декабря 1992 года № 18-92 им было меньше уплачено в бюджет акцизного сбора за период с 1 августа по 30 сентября 2004 года на 16 597 012 грн.
По результатам указанной проверки был составлен акт от 8 ноября 2004 года № *** о результатах внеплановой документальной проверки правильности начисления и своевременности внесения в бюджет сумм акцизного сбора ОАО «НК «Г» за период с 1 августа по 30 сентября 2004 года.
На основании данного акта было вынесено налоговое уведомление-решение № * от 11 ноября 2004 года, которым определена сумма налогового обязательства ответчика по акцизному сбору — 13 375 673,42 грн, в том числе основной платеж 6 687 836,71 грн, штрафные (финансовые санкции) — 6 687 836,71 грн, и налоговое уведомление-решение № ** от 11 ноября 2004 года, которым определено налоговое обязательство по акцизному сбору в сумме 19 818 350,92 грн, в том числе основной платеж — 9 909 175,46 грн, штрафные (финансовые) санкции — 9 909 175, 46 грн.
На основании пункта 4.3 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и Методики определения сумм налоговых обязательств косвенными методами, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 мая 2002 года № 697, начальником Дрогобычской ОГНИ принято решение № 8 от 4 ноября 2004 года о применении косвенных методов для определения суммы налогового обязательства по акцизному сбору путем анализа информации о доходах и расходах ОАО «НК «Г».
Основанием для применения косвенного метода определения налогового обязательства, по мнению налогового органа, стало неподтверждение ответчиком в ходе проверки расчетов, приведенных в «рассчетах акцизного сбора», поданных в Дрогобычскую ОГНИ за период август-сентябрь 2004 года, и отсутствие отдельных документов учета, которые необходимы для определения сумм налоговых обязательств.
Истцом была использована информация Львовской государственной железной дороги, а именно: первичные документы на перевозку (отгрузку) нефтепродуктов железнодорожным транспортом с налива ОАО «НК «Г» — корешки дорожных ведомостей за август-сентябрь 2004 года.
Статьей 3 декрета Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе» от 26 декабря 1992 года № 18-92 установлено, что объектом налогообложения являются обороты от реализации произведенных на Украине подакцизных товаров (продукции), в том числе из давальческого сырья, путем их продажи, обмена на другие товары (продукцию, работы, услуги), бесплатной передачи товаров (продукции) или с частичной их оплатой, а также объемы отгруженных подакцизных товаров (продукции), изготовленных из давальческого сырья.
Согласно статье 6 декрета Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе», от 26 декабря 1992 года № 18-92, суммы акцизного сбора, которые подлежат уплате, определяются плательщиками самостоятельно, исходя из объемов реализованных подакцизных товаров (продукции) по установленным ставкам.
Статья 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года № 2181 предусматривает, что если контролирующий орган не может самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика согласно подпункту «а» пункта 4.2.2 статьи 4 этого Закона в связи с неустановлением фактического местонахождения предприятия или его отделенных подразделений, местонахождения физического лица или уклонением налогоплательщика или его должностных лиц от предоставления сведений, предусмотренных законодательством, а также если невозможно определить сумму налоговых обязательств в связи с неведением налогоплательщиком налогового учета или отсутствием определенных законодательством первичных документов, сумма налоговых обязательств налогоплательщика может быть определена косвенным методом.
Этот метод может применяться также в случаях, когда декларация была подана, но во время документальной проверки, которая проводится контролирующим органом, налогоплательщик не подтверждает расчеты, приведенные в декларации, имеющимися документами учета в порядке, предусмотренном законодательством.
Если основанием для применения косвенных методов является отсутствие отдельных документов учета, такой метод может применяться исключительно для определения объекта налогообложения или его элементов, связанных с такими документами.
Если налогоплательщик подает другие документы учета или другие подтверждения, достаточные для определения показателей отсутствующих документов учета, косвенные методы не применяются.
В соответствии с пунктом 3 Методики определения сумм налоговых обязательств косвенными методами, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 мая 2002 года № 697, которая действовала на момент определения сумм налоговых обязательств налоговым органом, предполагалось, что косвенные методы определения сумм налоговых обязательств применяются исключительно при наличии оснований, предусмотренных пунктом 4.3 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
Согласно пункту 5 Методики, решение о применении косвенных методов определения сумм налоговых обязательств принимает руководитель органа государственной налоговой службы. В этом решении обязательно отмечаются основания его принятия.
Суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу, что в решении от 4 ноября 2004 года о применении косвенных методов при проверке финансово-хозяйственной деятельности ответчика, которое принято начальником Дрогобычской объединенной ОГНИ, не указано основание для применения косвенного метода, а лишь сказано о применении методики определения сумм налоговых обязательств по акцизному сбору за период август-сентябрь 2004 года косвенными методами, а именно: с использованием метода анализа информации о доходах и расходах налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов предыдущих инстанций о безосновательности доводов истца относительно того, что основанием для определения суммы налогового обязательства по акцизному сбору косвенными методами было непредоставление ответчиком необходимых документов учета, поскольку в решении о применении косвенных методов не указаны основания его принятия, не указано, какие именно документы не были предоставлены ответчиком, не указан период, за который не были предоставлены документы ОАО «НК «Г».
Кроме того, суды пришли к верному выводу о том, что использование Дрогобычской ОГНИ корешков дорожных ведомостей для начисления акцизного сбора является неверным, так как корешки дорожных ведомостей содержат информацию об отправителе, получателе и перевозчике грузов, но не содержат информацию о собственнике нефтепродуктов, плательщике сбора, объекте налогообложения акцизным сбором (обороты от реализации произведенных подакцизных товаров (продукции), в том числе из давальческого сырья, путем их продажи, обмена на другие товары (продукцию, работы, услуги), безвозмездной передачи товаров (продукции) или с частичной их оплатой, а также объемы отгруженных подакцизных товаров (продукции), изготовленных из давальческого сырья). Следовательно, информация, которую содержат корешки дорожных ведомостей, не может быть использована для начисления акцизного сбора с использованием косвенного метода, поскольку таким образом невозможно достоверно установить объект налогообложения акцизным сбором и сделать выводы о занижении акцизного сбора ответчиком.
При указанных обстоятельствах судами предыдущих инстанций правомерно определено, что косвенные методы были применены в данном случае налоговым органом безосновательно.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов предыдущих инстанций, сделанных согласно вышеупомянутым правовым нормам.
Согласно части 1 статьи 224 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если признает, что суды первой и апелляционной инстанций не допустили нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных решений или совершении процессуальных действий.
Руководствуясь статьями 220, 221, 223, 224, 230 Кодекса административного судопроизводства Украины, Высший административный суд Украины определил:
— кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Дрогобычском районе Львовской области оставить без удовлетворения, а решение Хозяйственного суда Львовской области от 6 апреля 2005 года и постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 26 мая 2005 года — без изменений.
Определение вступает в законную силу с момента оглашения и обжалованию не подлежит, кроме как на основаниях, в срок и в порядке, определенных статьями 237—239 КАС Украины.
(Определение Высшего административного суда Украины от 28 февраля 2007 года. Дело № К-7779/06. Председательствующий — Конюшко К.В. Судьи — Ланченко Л.В., Нечитайло А.Н., Пилипчук Н.Г., Степашко А.И.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…