О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ НЕРЕЗИДЕНТОВ НА УКРАИНЕ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (235) » О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ НЕРЕЗИДЕНТОВ НА УКРАИНЕ

О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ НЕРЕЗИДЕНТОВ НА УКРАИНЕ

Статья 7 Закона Украины “О предприятиях…” определяет представительство как обособленное подразделение предприятия. Закон «О ВЭД» указывает, что представительством иностранного субъекта хозяйственной деятельности является учреждение или лицо, представляющее интересы данного субъекта на Украине и имеющее для этого должным образом оформленные полномочия.

В нашей статье под представительством понимается обособленное подразделение нерезидентной компании, осуществляющее свою деятельность на Украине.

Кануло в лету время, когда многие зарубежные субъекты хозяйствования осуществляли свое присутствие на Украине посредством представительств. С тех пор создана и благополучно существует целая индустрия обслуживания представительств, хотя «спрос» на подобную форму деятельности опустился почти до нуля.

Постепенно представительства на Украине лишились многих преимуществ: введены ограничения на временный ввоз имущества, более жесткими стали правила налогообложения.

Вместе с тем, представительства в последнее время незаслуженно «выпали» из поля зрения законодательства.

НАЧАТЬ С НАЧАЛА

Начнем с вопросов, возникающих при регистрации. В отличие от представительств (обособленных подразделений) резидентов, представительства нерезидентов (далее — ПН) подлежат государственной регистрации. С этого шага и начинается смещение понятий. Так уж сложилось, что регистрацией ПН изначально занимался МВЭСторг. Процедура регистрации формально могла продлиться до 60 дней (именно такой срок и был целью представительств, поскольку стоило это «удовольствие» 2500 американских долларов).

Затем победила позиция ГНАУ: многочисленные в то время ПН начали подозревать в получении доходов и обязали становиться на учет в налоговых инспекциях по месту расположения.

Это нововведение отменило монополию МВЭСторга на госрегистрацию ПН. Может быть, здесь сыграли какую-то роль название и невыгодное положение в тексте, но мало кто обратил внимание на статью 22-20 Закона Украины № 334/94 «О прибыли…». С тех пор появилась законная возможность сократить расходы средств и времени на госрегистрацию ПН. Конечно, раз существует множество «нестыковок» и шероховатостей в регистрации по новым правилам, другую ситуацию представить себе уже трудно. Коснемся хотя бы проблемы формулировок. Регистрируясь, к примеру, в ГНИ ПН получает свидетельство о госрегистрации в качестве плательщика налога на прибыль и форму 4-ОПП. В других инстанциях для подтверждения факта регистрации требуют свидетельство о госрегистрации ПН, т.е. то, что ранее (да и сейчас) выдавалось министерством. Доходит до того, что прошедшим регистрацию в ГНИ рекомендуется все-таки получить свидетельство министерства, так сказать, для «полного счастья». Чего стоит процедура присвоения кода ЗКПО! Местная ГНИ сначала присваивает ПН свой код, а затем, основываясь на данных этой регистрации, орган статистики заменяет его на свой ЗКПО, после чего ГНИ не признает выданные ею ранее регистрационные документы. Добрым словом следует помянуть и разрешительную систему МВД, которая, помимо всего прочего, стоит на страже выполнения Закона «О языках…» в части соблюдения статьи 37, обязывающей официальные названия государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций излагать на украинском языке. Не хочется спорить с блюстителями порядка о том, к какой институции из перечисленных в статье 37 они относят ПН.

Бей СВОИХ, ЧТОБЫ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ

Таким образом, на «рынке» ПН складывается ситуация, когда потенциальный учредитель может выбирать, каким путем (читай — за какую сумму) он может зарегистрировать ПН. Если такой учредитель согласен с положением, что ПН приравнивается к субъектам хозяйственной деятельности (т.е. наделяется полномочиями оплачивать налоги и подавать отчетность украинским органам власти), нет никаких сомнений, что ему следует воспользоваться нормой Закона «О прибыли…».

ПН, зарегистрированное в установленном порядке в качестве налогоплательщика, вправе вести хозяйственную деятельность на Украине, быть субъектом внешнеэкономической деятельности, в соответствии с Законом «О ВЭД», что практически означает вступление этого представительства в стройные ряды украинских предприятий.

Однако это не совсем так. У ПН в стране регистрации имеются лишь наемные работники, а учредитель (он же собственник) находится за пределами этой страны. Такое ПН на равных с остальными участниками хозяйственного рынка может осуществлять экономическую деятельность на Украине. Однако в отличие от других участников ПН не имеет уставного фонда и в любой момент может прекратить собственную деятельность, не обращая внимание на действующие нормы.

Несмотря на формулировку статьи 22–20, МВЭСторг не прекратил регистрацию ПН. Возникает любопытный вопрос: чем практически отличаются министерские ПН от ПН, зарегистрированных по линии ГНАУ? Для выяснения этого вопроса обратимся к истокам.

В Законе «О прибыли…» вопросам налогообложения нерезидентов уделено достаточно много места. Суть же сводится к следующему: если нерезидент (или ПН, которое не занимается хозяйственной деятельностью на Украине) получает доходы, источник происхождения которых находится на Украине, то этот нерезидент является плательщиком налога на прибыль (статья 2.1.2., 2.1.4.). Нельзя не упомянуть также об ответственности: статья 2.5. Закона определяет, что ПН, начавшее свою хозяйственную деятельность на Украине до постановки на учет в налоговом органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а его доходы — скрытыми от ГНИ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместе с тем Закон «О прибыли…» недостаточно четко, но все-таки допускает существование на Украине ПН с иным статусом (статья 1.16).

Если есть необходимость добиться закрепления за ПН статуса неплательщика налога на прибыль, не допустить, чтобы ПН рассматривалось как субъект налогообложения, следует не допускать операций, которые могут быть впоследствии квалифицированы как «хозяйственная деятельность», как это определяется в статье 1.32 Закона, а именно непосредственного, регулярного, постоянного и существенного участия в организации деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной форме. Отчасти этому способствует специальный статус банковских счетов, открываемых для таких ПН.

Именно с таких «позиций» возможно успешное противостояние любому давлению по вопросам регистрации в ГНИ. Следует учесть, что и при таком статусе ПН является плательщиком налогов и сборов на зарплату персоналу (пенсионного сбора, соцстраха, налога на безработицу и подоходного налога).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

ЭВТАНАЗИЯ

Деловая практика

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ НЕРЕЗИДЕНТОВ НА УКРАИНЕ

Законодательная практика

КТО ЗАЩИТИТ ДОЛЖНИКА?

НОВЫЙ РУССКИЙ АДВОКАТ

Зарубежная практика

А ЗДЕСЬ У НАС ГОСТИНИЦА БУДЕТ!..

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ…

Издание

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

БУДУЩЕЕ — ЗА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ»!

Неделя права

НИ ДАТЬ, НИ ВЗЯТЬ

НА МЕСТО!

Новости из-за рубежа

МУССАУИ БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬСЯ САМ

МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ — ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

Новости профессии

О СОСТОЯНИИ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

НАЗНАЧЕН ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА

УБИТ ЗАМПРОКУРОРА СУМСКОГО РАЙОНА

НЕ ОТКЛАДЫВАЯ В ДОЛГИЙ ЯЩИК

ОСНОВА — СОТРУДНИЧЕСТВО!

Первая полоса

КОЛИЧЕСТВО — НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ

Прецеденты

СТРАХОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

НЕДОСТИЖИМАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Тема номера

БОЛЬШОЙ ОБМАН ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

РЕКЛАМНЫЕ ДОГОВОРА И АВТОРСКОЕ ПРАВО

Юридический форум

ЗЕМЛЕ НУЖЕН ХОЗЯИН

ПЕРСПЕКТИВЫ НОТАРИАТА НА УКРАИНЕ

Інші новини

PRAVO.UA