О последствиях заключения соглашения о намерениях — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (462) » О последствиях заключения соглашения о намерениях

О последствиях заключения соглашения о намерениях

Договор о намерениях (протокол о намерениях и т.п.), если в нем нет волеизъявления сторон относительно предоставления ему силы предварительного договора, не считается предварительным договором. Данная норма корреспондирует со статьей 182 Хозяйственного кодекса Украины, нормами которой также предусмотрено, что соглашение сторон о намерениях (протокол о намерениях и т.п.) не признается предварительным договором и не порождает юридических последствий.

Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев материалы кассационной жалобы Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений «Т» на постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 3 апреля 2006 года по делу Хозяйственного суда Львовской области по иску Общества с ограниченной ответственностью «ТТ» к Закрытому акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений «Т»; 3-е лицо, не заявляющее исковых требований на стороне истца: Исполнительный комитет Трускавецкого городского совета — о побуждении к заключению договора, установил следующее.

Решением от 12—19 декабря 2005 года Хозяйственного суда Львовской области исковые требования удов­летворены. ­ЗАО «Т» обязано заключить с ООО «ТТ» согласно законодательству договор о предоставлении услуг связи.

Постановлением от 3 апреля 2006 года Львовского апелляционного хозяйственного суда решение от 12—19 декабря 2005 года Хозяйственного суда Львовской области оставлено без изменений.

Судебные решения мотивированы тем, что, в соответствии с пунктом 3 статьи 179 Хозяйственного кодекса Украины, заключение хозяйственного договора является обязательным для сторон, если он основан на государственном заказе, выполнение которого является обязанностью для субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, или существует прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствования либо органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Не соглашаясь с судебными решениями, ЗАО лечебно-оздоровительных учреждений «Т» обратилось в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой и просит их отменить, ссылаясь на то, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, в частности, статьи 179, 182 Хозяйственного кодекса Украины, статьи 143, 627 Гражданского кодекса Украины.

Коллегия судей, принимая во внимание пределы пересмотра дела в кассационной инстанции, проанализировав на основании фактических обстоятельств дела применение норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого судебного акта, считает необходимым кассационную жалобу ­удовлетворить.

ООО «ТТ» обратилось с исковым заявлением о побуждении ЗАО «Т» к заключению договора о предоставлении услуг связи.

Принимая решение об обязательстве ответчика заключить с истцом ­договор о предоставлении услуг связи, хозяйственные суды исходили из того, что протокол намерений, который ­стороны подписали 15 октября 2004 года относительно телефонизации объектов ответчика, по своей сути является предварительным договором.

Согласно статье 635 Гражданского кодекса Украины, предварительным является договор, стороны которого обязуются на протяжении определенного срока (в определенный срок) заключить договор в будущем (основной договор) на условиях, установленных предварительным договором.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, — в письменной форме.

Договор о намерениях (протокол о намерениях и т.п.), если в нем нет волеизъявления сторон относительно предоставления ему силы предварительного договора, не считается предварительным договором.

Данная норма корреспондирует со статьей 182 Хозяйственного кодекса Украины, нормами которой также преду­смотрено, что соглашение сторон о намерениях (протокол о намерениях и т.п.) не признается предварительным договором и не порождает юридических последствий.

Согласно нормам действующего законодательства, при заключении предварительного договора необходимо согласование всех его существенных условий, к которым относятся все существенные условия основного договора, поскольку отсутствие хотя бы одного из существенных условий будущего договора исключает возможность квалифицировать отношения между сторонами как договорные.

Соглашения о намерениях, протоколы о намерениях и т.п. не являются договорами и не порождают обязательства заключить в будущем основной договор.

Статьей 627 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что, согласно статье 6 этого Кодекса, стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

В статье 179 Хозяйственного кодекса Украины приведен исчерпывающий перечень случаев, когда заключение хозяйственного договора является обязательным для сторон.

Заключение хозяйственного договора является обязательным для сторон, если он основан на государственном заказе, выполнение которого является обязанностью для субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, или существует прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствования или органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Вышеуказанный договор о предоставлении услуг связи относится к договорам о предоставлении телекоммуникационных услуг.

В соответствии со статьей 32 Закона Украины «О телекоммуникации» потребители во время заказа и/или получения телекоммуникационных услуг имеют право на выбор оператора, провайдера телекоммуникаций.

Данным Законом не предусмотрена обязательность заключения договора о предоставлении телекоммуникационных услуг для потребителей, которым является ЗАО «Т».

Учитывая изложенное, коллегия судей считает, что хозяйственными судами дана неправильная юридическая оценка обстоятельствам дела, поэтому судебные решения не отвечают действующему законодательству Украины и обстоятельствам дела и подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 1115, пунктом 1 статьи 1119, статьей 11111 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил:

— кассационную жалобу удовлетворить;

— постановление от 3 апреля 2006 года Львовского апелляционного хозяйственного суда и решение от 12—19 декабря 2005 года Хозяйствен­ного суда Львовской области по делу № 1/1025-21/394 отменить;

— в иске отказать;

— поручить Хозяйственному суду Львовской области издать соответствующие приказы с учетом статьи 122 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 19 июля 2006 года. Дело № 1/1025-21/394. Председательствующий — Божок В.С. Судьи — Волковицкая Н.А., Коробенко Г.П.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA