О полномочиях органов налоговой службы в сфере валютного регулирования и валютного контроля — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (741) » О полномочиях органов налоговой службы в сфере валютного регулирования и валютного контроля

О полномочиях органов налоговой службы в сфере валютного регулирования и валютного контроля

Предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» меры ответственности (штрафные (финансовые) санкции) к резидентам, нерезидентам, виновным в нарушении правил валютного регулирования и валютного контроля, применяются Национальным банком Украины и подчиненными ему учреждениями. Данным положением не предусмотрено применение штрафных (финансовых) санкций органами налоговой службы

7 февраля 2012 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмот­рев в порядке письменного производства дело по иску общества с ограниченной ответственностью «К» (ООО «К») к Государственной налоговой инспекции в г. Керчи Автономной Республики Крым (ГНИ в г. Керчи) — о признании недействительными налоговых уведомлений-решений по жалобе ООО «К» о пересмотре постановления Высшего административного суда Украины от 15 апреля 2010 года, установила следующее.

В феврале 2004 года ООО «К» обратилось в суд с иском, в котором просило признать недействительным, в частности, налоговое уведомление-решение ГНИ в г. Керчи от 19 января 2004 года № *, которым ему определено 18 170 грн налогового обязательства в виде пени за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Суды рассматривали дело неоднократно.

Хозяйственный суд Автономной Ре­спублики Крым постановлением от 19 июня 2007 года, оставленным без изменений определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 26 сентября 2007 года, исковые требования удовлетворил.

При этом суды сослались, в частности, на то, что спорное налоговое уведомление-решение не соответствует действующему законодательству, поскольку осуществление расчетов между резидентом и нерезидентом в данном случае в национальной валюте Украины не требует получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины и не является основанием для наложения штрафных (финансовых) санкций. Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что санкции, предусмотренные статьей 16 Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года № 15‑93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Декрет), применяются только Национальным банком Украины и подчиненными ему лицами.

Постановлением от 15 апреля 2010 го­да Высший административный суд Украины эти решения изменил, исковые требования удовлетворил частично: отменил налоговое уведомление-решение ГНИ от 19 января 2004 года № * в части определения 18 170 грн штрафных (финансовых) санкций, наложенных на основании статьи 16 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», суммой налогового обязательства по платежу «пеня за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности», в удовлетворении исковых требований об отмене этого налогового уведомления-решения в части наложения 18 170 грн штрафных (финансовых) санкций отказал.

Изменяя принятые по делу судебные решения, кассационный суд исходил из того, что ГНИ в г. Керчи правильно применила к истцу штрафные (финансовые) санкции, но при принятии оспариваемого налогового уведомления-решения безосновательно определила сумму штраф­ной (финансовой) санкции суммой налогового обязательства истца.

В жалобе в Верховный Суд Украины ООО «К» поставило вопрос о пересмотре и отмене решения кассационного суда. В обоснование указанного истец приложил решение Высшего административного суда Украины от 1 февраля 2007 года, в котором этот суд пришел к выводу, что предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» меры ответствен­ности (штрафные (финансовые) санкции) к резидентам, нерезидентам, виновным в нарушении правил валютного регулирования и валютного контроля, применяются Национальным банком Украины и подчиненными ему учреждениями. При этом суд указал, что данным положением не предусмотрено применение штрафных (финансовых) санкций органами налоговой службы.

Таким образом, коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины по этому делу следует определиться с вопросом о компетенции государственных органов относительно применения штрафных (финансовых) санкций, установленных пунктом 2 статьи 16 указанного Декрета.

Выполняя возложенные на Верховный Суд Украины задачи, в контексте рассмат­риваемых правоотношений, суд исходит из того, что статьей 16 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» вопрос относительно компетентного органа, который должен применять санкции за нарушение предписаний Декрета, решен однозначно — полномочным органом является Национальный банк Украины.

Именно этим нормативно-правовым актом должен руководствоваться Высший административный суд Украины при разрешении спора по этому делу.

Положение Указа Президента Украины «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применении штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 27 июня 1999 года № 734/99, которым органы государственной налоговой службы наделены полномочиями применять к резидентам и нерезидентам Украины санкции, предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Декрета, не подлежит применению, поскольку, регулируя по-иному вопросы, которые были урегулированы законом (Декретом, изданным в пределах полномочий, предоставленных Законом Украины «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» от 18 ноября 1992 года № 2796-XII), Указ противоречит ограничениям, установленным пунктом 4 Переходных положений Конституции Украины и необоснованно создает противоречия в правовом регулировании отношений.

С учетом приведенного постановление кассационного суда подлежит отмене, а определение апелляционного суда — оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 241 — 243 Кодекса административного судопроизводства Украины (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в Верховный Суд Украины), коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:

— жалобу ООО «К» удовлетворить;

— постановление Высшего административного суда Украины от 15 апреля 2010 года отменить, определение Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 26 сентября 2007 года оставить в силе.

Постановление является окончательным и не может быть обжаловано, кроме случая, предусмотренного пунктом 2 час­ти 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.

(Постановление Верховного Суда Украины от 7 февраля 2012 года. Дело № 21-904а10. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Коротких А.А., Кривенда О.В., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Резонанс в диссонанс

Акцент

На судебной гуще

Государство и юристы

Разгрузочный момент

Подготовка в положении

Государство и юристы

Новости законотворчества

УК Украины предлагают дополнить проступками

Комитет поддержал законопроект о госпошлине

О защите прав интеллектуальной собственности УЕФА

Конституционный Суд Украины: итоги 2011 года

Судьи Конституционного Суда Украины в лицах

Подконституционное правосудие

Неделя права

Пошли на повышение

Этичное наказание

Нажаловаться любым путем

Памяти Виталия Розвадовского

Неделя права

Новости из-за рубежа

Борьба с курением и свобода слова

Электронное обучение

Новости из зала суда

Судебная практика

Судья назначен законно

«Дело Вовка» направлено на новое рассмотрение

Суд «не отменил» выговор судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

МПЦ EUCON усиливает налоговую практику

Arzinger и фармкомпании обсудили вопросы патентных споров в фармацевтике

Юристы DLA Piper Украина выступили на юридическом круглом столе в рамках CEO Networking Dinner

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует группу «Успех» в вопросах создания агрохолдинга

ЮФ Integrites выступила в качестве трансакционного советника группы ближневосточных инвесторов

ЮФ «Саенко Харенко» выиграла арбитраж по Регламенту ГАФТА

ЮФ «Астерс» консультирует МФК относительно финансирования агрохолдинга «Мрия»

Отрасли практики

Банкротство по собственному желанию

ВТО предупреждает

КСУ напомнил о праве

Налоговое творчество

Санкции заставят себя ждать

Арбитраж не принимает

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Вынесут УПК на Комиссию

Решения недели

Судебная практика

Признание задолженности

Продиктованные условия

Погашение авансом

Самое важное

Новый корпоративный сайт издательства «Юридическая практика»

Председатель на подписке

Фактический расчет

Отсчет на тысячи

Третейский путь

Слуховая атака

Судебная практика

Фоторепортеры без границ?

Судебная практика

Судебные решения

О полномочиях органов налоговой службы в сфере валютного регулирования и валютного контроля

Тема номера

Сокращение в производственных рядах

Формальный подход – плачевный исход

Обстоятельный подход

Переплата оседает в бюджете

Частная практика

Минюст «фильтрует» адвокатов

Все ушли на форум

Інші новини

PRAVO.UA