Предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» меры ответственности (штрафные (финансовые) санкции) к резидентам, нерезидентам, виновным в нарушении правил валютного регулирования и валютного контроля, применяются Национальным банком Украины и подчиненными ему учреждениями. Данным положением не предусмотрено применение штрафных (финансовых) санкций органами налоговой службы
7 февраля 2012 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску общества с ограниченной ответственностью «К» (ООО «К») к Государственной налоговой инспекции в г. Керчи Автономной Республики Крым (ГНИ в г. Керчи) — о признании недействительными налоговых уведомлений-решений по жалобе ООО «К» о пересмотре постановления Высшего административного суда Украины от 15 апреля 2010 года, установила следующее.
В феврале 2004 года ООО «К» обратилось в суд с иском, в котором просило признать недействительным, в частности, налоговое уведомление-решение ГНИ в г. Керчи от 19 января 2004 года № *, которым ему определено 18 170 грн налогового обязательства в виде пени за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Суды рассматривали дело неоднократно.
Хозяйственный суд Автономной Республики Крым постановлением от 19 июня 2007 года, оставленным без изменений определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 26 сентября 2007 года, исковые требования удовлетворил.
При этом суды сослались, в частности, на то, что спорное налоговое уведомление-решение не соответствует действующему законодательству, поскольку осуществление расчетов между резидентом и нерезидентом в данном случае в национальной валюте Украины не требует получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины и не является основанием для наложения штрафных (финансовых) санкций. Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что санкции, предусмотренные статьей 16 Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года № 15‑93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Декрет), применяются только Национальным банком Украины и подчиненными ему лицами.
Постановлением от 15 апреля 2010 года Высший административный суд Украины эти решения изменил, исковые требования удовлетворил частично: отменил налоговое уведомление-решение ГНИ от 19 января 2004 года № * в части определения 18 170 грн штрафных (финансовых) санкций, наложенных на основании статьи 16 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», суммой налогового обязательства по платежу «пеня за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности», в удовлетворении исковых требований об отмене этого налогового уведомления-решения в части наложения 18 170 грн штрафных (финансовых) санкций отказал.
Изменяя принятые по делу судебные решения, кассационный суд исходил из того, что ГНИ в г. Керчи правильно применила к истцу штрафные (финансовые) санкции, но при принятии оспариваемого налогового уведомления-решения безосновательно определила сумму штрафной (финансовой) санкции суммой налогового обязательства истца.
В жалобе в Верховный Суд Украины ООО «К» поставило вопрос о пересмотре и отмене решения кассационного суда. В обоснование указанного истец приложил решение Высшего административного суда Украины от 1 февраля 2007 года, в котором этот суд пришел к выводу, что предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» меры ответственности (штрафные (финансовые) санкции) к резидентам, нерезидентам, виновным в нарушении правил валютного регулирования и валютного контроля, применяются Национальным банком Украины и подчиненными ему учреждениями. При этом суд указал, что данным положением не предусмотрено применение штрафных (финансовых) санкций органами налоговой службы.
Таким образом, коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины по этому делу следует определиться с вопросом о компетенции государственных органов относительно применения штрафных (финансовых) санкций, установленных пунктом 2 статьи 16 указанного Декрета.
Выполняя возложенные на Верховный Суд Украины задачи, в контексте рассматриваемых правоотношений, суд исходит из того, что статьей 16 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» вопрос относительно компетентного органа, который должен применять санкции за нарушение предписаний Декрета, решен однозначно — полномочным органом является Национальный банк Украины.
Именно этим нормативно-правовым актом должен руководствоваться Высший административный суд Украины при разрешении спора по этому делу.
Положение Указа Президента Украины «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применении штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 27 июня 1999 года № 734/99, которым органы государственной налоговой службы наделены полномочиями применять к резидентам и нерезидентам Украины санкции, предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Декрета, не подлежит применению, поскольку, регулируя по-иному вопросы, которые были урегулированы законом (Декретом, изданным в пределах полномочий, предоставленных Законом Украины «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» от 18 ноября 1992 года № 2796-XII), Указ противоречит ограничениям, установленным пунктом 4 Переходных положений Конституции Украины и необоснованно создает противоречия в правовом регулировании отношений.
С учетом приведенного постановление кассационного суда подлежит отмене, а определение апелляционного суда — оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 241 — 243 Кодекса административного судопроизводства Украины (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в Верховный Суд Украины), коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— жалобу ООО «К» удовлетворить;
— постановление Высшего административного суда Украины от 15 апреля 2010 года отменить, определение Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 26 сентября 2007 года оставить в силе.
Постановление является окончательным и не может быть обжаловано, кроме случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 7 февраля 2012 года. Дело № 21-904а10. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Коротких А.А., Кривенда О.В., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…