Указ Президента Украины “О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности” был революционным шагом. Он вызвал своеобразный шок в системе органов государственной власти и особенно контролирующих органов. Однако цель – уменьшить вмешательство государства в предпринимательскую деятельность – была не совместима со старыми методами работы государственной системы.
За четыре года действия Указа система приспособилась его “обходить”. Шок прошел, и контролирующие органы стали активно искать способы избежать органичений, которые были введены Указом. При этом увеличилось количество органов, которые уполномочены проводить проверки и накладывать штрафы. Яркий пример – фонды обязательного государственного социального страхования. Процесс “размножения” этих фондов наблюдается два последних года, и при этом каждый новый или обновленный фонд получает самостоятельные полномочия проверять и штрафовать предпринимателей.
Второй способ обхода Указа – это применение права на оперативно-розыскную деятельность. Если Указ и ограничил налоговые органы в праве проводить “неожиданные” и постоянные проверки, то это не коснулось прав налоговой милиции на проведение оперативно-розыскной деятельности. Теперь то, что раньше называлось “оперативной проверкой”, камуфлируется под розыскную деятельность. В эту оперативную работу активно включился ОБЭП. Силовые органы особенно активно “разыскивают” малых предпринимателей на рынках. Насколько этот подход отвечает идеологии Указа – большой вопрос.
В сложившейся ситуации можно сделать несколько выводов.
1. Простое и быстрое решение вопроса с проверками в Указе оказалось действенным лишь на недолгое время. Необходимо искать комплексные решения и такие, которые обойти будет труднее.
2. Безусловно, роль Указа была велика и его не надо отменять, но и принимать Закон, который просто копирует нормы Указа, уже неактуально. Новый закон или даже ряд законов должны носить комплексный характер. Сейчас видятся следующие шаги:
– принятие Закона “Об основах единой государственной регуляторной политики” – это будет общий закон, и он будет определять принципы и методы реализации регуляторной политики;
– принятие изменений и дополнений к ряду законов, где будет повышена ответственность чиновников за невыполнение регуляторной политики – то есть за чрезмерное и неоправданное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Мы должны достичь баланса меры ответственности с мерой полномочий, данных чиновнику от имени государства;
– принятие ряда изменений и дополнений к законам, которыми определяются полномочия конкретных органов на осуществление проверок. Данные дополнения должны внести в соответствующие законы процедурные нормы, где подробно описывается каждый возможный шаг. В идеале было бы хорошо разработать и принять Административно-процедурный кодекс.
Как видите, это большая и комплексная работа. А ведь параллельно необходимо вплотную заняться и административной реформы. Кроме ответственности чиновника в рамках его компетенции, должна, наконец, появиться политическая ответственность министров за состояние дел в порученной им сфере. Эти две ответственности взаимно дополняются и неотделимы друг от друга.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…