Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» был революционным шагом. Он вызвал своеобразный шок в системе органов государственной власти и особенно контролирующих органов. Однако цель — уменьшить вмешательство государства в предпринимательскую деятельность — была не совместима со старыми методами работы государственной системы.
За четыре года действия Указа система приспособилась его «обходить». Шок прошел, и контролирующие органы стали активно искать способы избежать органичений, которые были введены Указом. При этом увеличилось количество органов, которые уполномочены проводить проверки и накладывать штрафы. Яркий пример — фонды обязательного государственного социального страхования. Процесс «размножения» этих фондов наблюдается два последних года, и при этом каждый новый или обновленный фонд получает самостоятельные полномочия проверять и штрафовать предпринимателей.
Второй способ обхода Указа — это применение права на оперативно-розыскную деятельность. Если Указ и ограничил налоговые органы в праве проводить «неожиданные» и постоянные проверки, то это не коснулось прав налоговой милиции на проведение оперативно-розыскной деятельности. Теперь то, что раньше называлось «оперативной проверкой», камуфлируется под розыскную деятельность. В эту оперативную работу активно включился ОБЭП. Силовые органы особенно активно «разыскивают» малых предпринимателей на рынках. Насколько этот подход отвечает идеологии Указа — большой вопрос.
В сложившейся ситуации можно сделать несколько выводов.
1. Простое и быстрое решение вопроса с проверками в Указе оказалось действенным лишь на недолгое время. Необходимо искать комплексные решения и такие, которые обойти будет труднее.
2. Безусловно, роль Указа была велика и его не надо отменять, но и принимать Закон, который просто копирует нормы Указа, уже неактуально. Новый закон или даже ряд законов должны носить комплексный характер. Сейчас видятся следующие шаги:
— принятие Закона «Об основах единой государственной регуляторной политики» — это будет общий закон, и он будет определять принципы и методы реализации регуляторной политики;
— принятие изменений и дополнений к ряду законов, где будет повышена ответственность чиновников за невыполнение регуляторной политики — то есть за чрезмерное и неоправданное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Мы должны достичь баланса меры ответственности с мерой полномочий, данных чиновнику от имени государства;
— принятие ряда изменений и дополнений к законам, которыми определяются полномочия конкретных органов на осуществление проверок. Данные дополнения должны внести в соответствующие законы процедурные нормы, где подробно описывается каждый возможный шаг. В идеале было бы хорошо разработать и принять Административно-процедурный кодекс.
Как видите, это большая и комплексная работа. А ведь параллельно необходимо вплотную заняться и административной реформы. Кроме ответственности чиновника в рамках его компетенции, должна, наконец, появиться политическая ответственность министров за состояние дел в порученной им сфере. Эти две ответственности взаимно дополняются и неотделимы друг от друга.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…