Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №25 (547) » О налогообложении филиалов юрлиц

О налогообложении филиалов юрлиц

Рубрика FALSE
Способы налогового учета при регистрации обособленных и необособленных подразделений предприятия в других городах

Наиболее обстоятельно проблема структурного деления юридических лиц решена в Хозяйственном кодексе Украины (ХК). Согласно части 1 статьи 64 ХК, предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.). Кроме того, частью 4 статьи 64 ХК предусмотрено право предприятий создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия (организации, учреждения) определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия (организации, учреждения) или другими учредительными документами.

Вместе с тем данной статьей установлено, что предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, ­согласовывая вопросы о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием (организацией, учреждением). Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.

Итак, структурные подразделения юри­дического лица делятся на обособленные и необособленные.

Согласно статье 1 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон о госрегистрации), обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юридического лица, которое:

— находится вне его местонахождения;

— производит продукцию, выполняет работы или операции, предоставляет услуги в едином замкнутом технологическом процессе с юридическим лицом;

— либо представительство, осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.

Согласно приведенной норме Закона, под обособленные подразделения подпадают практически все без исключения подразделения.

В Гражданском кодексе Украины (ГК) под обособленным подразделением понимаются филиалы и представительства. Так, в соответствии с частью 1 статьи 95 ГК: «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций».

Представительство определено в час­ти 2 статьи 95 ГК: «Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица».

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Согласно нормам Закона о госрегистрации, сведения в госреестр должны вноситься практически по всем подразделениям предприятия. Так, согласно час­ти 4 статьи 4 данного Закона, обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации. Однако сведения о них приобщаются к их регистрационному делу и включаются в Единый государственный реестр. Это следует из норм ГК (статья 89 и часть 5 статьи 95) и ХК (часть 2 статьи 58). Сведения же о необособленных подразделениях в Реестр не включаются.

В итоге внесение или невнесение соответствующих данных в Единый госреестр формально определяет статус подразделения — обособленный или необособленный (структурный).

Исходя из норм, заложенных в ГК и ХК, а также других нормативных актов, расположение подразделения предприятия в другой местности, а также участие подразделения в едином замкнутом технологическом процессе с юридическим лицом не является решающим признаком для отнесения этого подразделения к обособленному в целях постановки его на учет самостоятельным налогоплательщиком. Это связано с тем, что действующее законодательство не предусматривает для структурных подразделений:

— имущество;

— отдельный баланс;

— доверенность от руководителя предприятия на заключение (подписание) каких-либо соглашений, в том числе трудовых;

— счета в банках.

Филиал, представительство как обособленные подразделения должны (могут) иметь ряд дополнительных юридических признаков:

1) в соответствии со статьей 95 ГК филиалы (обособленные подразделения)

— наделяются имуществом юридического лица, их создавшего,

— действуют на основании утвержденного этим лицом положения;

2) предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособ­ленные подразделения в соответствии с законом (статья 64 ХК);

3) в соответствии со статьей 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» предприятие может выделять обособленные подразделения на отдельный баланс, и лишь тогда такие обособленные подразделения обязаны вести отдельный бухгалтерский учет.

Согласно части 3 статьи 64 ХК, предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

Действующее законодательство не ограничивает право предприятия самостоятельно определять, какие именно подразделения будут созданы за пределами местонахождения этого предприятия. Другое дело, что в зависимости от избранной формы подразделения будет определяться его правовой, в частности налоговый, статус, а следовательно, соответствующие права и обязанности самого предприятия, например необходимость согласовывать расположение филиала (обособленного подразделения) с местными органами власти (часть 4 статьи 64 ХК).

Хотелось бы отметить, что Госу­дарственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) тоже различает обособ­ленные и необособленные (структурные) подразделения. Об этом свидетельствует, в частности, ее письмо № 4816/6/29-0116 от 20 июля 2001 года. Кроме того, ГНАУ считает, что подразделениям, находящимся на значительном расстоянии от руководящего органа юрлица, целесообразно предоставлять определенную самостоятельность. Хотя обычно налоговые органы по месту нахождения головного офиса, имея планы по поступлению налогов, не заинтересованы в оттоке поступлений налогов в другие регионы.

Способы налогового учета при регистрации обособленных подразделений предприятия в других городах

Согласно регистрационным ­правилам «единого окна», госрегистратор по мес­тонахождению головного офиса, получив соответствующий пакет документов от юрлица, регистрирующего свой филиал (обособленное подразделение), присваивает такому филиалу идентификационный номер с внесением его в Единый госреестр (статья 28 Закона о госрегистрации), передает уведомления и сведения из регистрационной карточки об осуществлении регистрационных действий, в том числе о создании или ликвидации ­обособленных подразделений юридических лиц органам (статья 6 и пункт 9 статьи 28 Закона о госрегистрации) по двум адресам — по местонахождению юридического лица и по местонахождению обособленного подразделения:

— государственной статистики,

— государственной налоговой службы,

— Пенсионного фонда,

— фондов социального страхования (от несчастного случая, временной нетрудоспособности, безработицы).

Таким образом, налоговые службы и отделения всех обязательных государственных фондов по местонахождению филиалов будут обладать информацией об открытии на их территории филиалов юрлиц.

Согласно регистрационным правилам, в отведенный срок такому филиалу необходимо стать на учет в налоговом органе и каждом государственном социальном фонде по своему местонахождению. В то же время согласно нормативам в разрезе каждого государственного фонда обособ­ленные подразделения должны становиться на учет только при наличии необходимых для этого условий.

Во избежание недоразумений и каких-либо последствий рекомендуем сразу же после госрегистрации в пределах отведенного срока пообщаться с каждым фондом, сообщить им об имеющихся (не имеющихся) полномочиях филиала по начислению и выплате зарплаты, предоставить другие необходимые сведения и в пределах этого же срока постараться получить письменный ответ из каждого фонда относительно непостановки на учет по местонахождению филиала или своевременно пройти в установленном для каждого фонда порядке регистрацию.

Постановка на учет в налоговых органах обособленных подразделений

Обособленные подразделения являются налогоплательщиками (пункт 1.1 статьи 1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»), и именно они, а не головной офис, подлежат регистрации в налоговых органах по их местонахождению в качестве налогоплательщика.

Инструкция о порядке учета налогоплательщиков, утвержденная приказом ГНАУ № 80 от 19 февраля 1998 года (Инструкция № 80), приведена в соответствие с Законом о госрегистрации, в том числе учтено правило «единого окна» при госрегистрации.

Согласно Инструкции № 80, основанием для постановки на учет обособ­ленного подразделения юридического лица является поступление сообщения о создании обособленного подразделения юридического лица от государственного регистратора в орган государственной налоговой службы по местонахождению обособленного подразделения. Таким об­разом, обособленное подразделение в обязательном порядке будет поставлено на учет в налоговом органе по его местонахождению.

Так как каждый налог (сбор) имеет свою индивидуальную особенность по уплате в бюджет, информация о способах подачи отчетности и уплаты налогов обособленными подразделениями приведена ниже в разрезе каждого налога и сбора.

Налог на прибыль

Согласно подпункту 2.1.3 пункта 2.1 статьи 2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», плательщиками налога являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения налогоплательщиков… которые не имеют статуса юридического лица, расположены на территории другой, нежели такой налогоплательщик, территориальной общины.

Существуют два способа уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями:

1-й способ — консолидировано.

Согласно подпункту 2.1.3 пункта 2.1 статьи 2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997 года, сумма налога на прибыль филиалов за соответствующий отчетный (налоговый) период определяется расчетно, исходя из общей суммы налога, начисленного налогоплательщиком, распределенного пропорционально удельному весу суммы валовых расходов филиалов и амортизационных отчислений, начисленных по основным фондам такого налогоплательщика, расположенным по местонахождению филиала, в общей сумме валовых расходов и амортизационных отчислений этого налогоплательщика. Из этого вытекает необходимость отнесения большинства расходов общего характера на основное предприятие.

2-й способ — определение и уплата обособленным подразделением налога на прибыль на общих основаниях.

Если предприятие принимает решение о самостоятельной уплате налога филиалом, то в данном случае и головное предприятие, и филиал являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль, в общем порядке ведут налоговый учет своей деятельности и предоставляют декларацию по налогу на прибыль в налоговые органы по месту своей регистрации (взятия на учет). Налог и головным предприятием, и филиалом уплачивается по их местонахождению.

Налогоплательщик, имеющий филиалы, может принять решение относительно уплаты консолидированного налога и уплачивать налог в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов, а также в бюджет территориальной общины по своему местонахождению, определенный согласно нормам данного Закона, уменьшенный на сумму налога, уплаченного в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов.

Выбор порядка уплаты консолидированного налога на прибыль осуществляется налогоплательщиком самостоятельно до 1 июля года, предшествующего отчетному, о чем уведомляются налоговые органы по местонахождению такого налогоплательщика и его филиалов (обособленных подразделений). Изменение порядка уплаты налога на протяжении отчетного года не разрешается. При этом филиалы (обособленные подразделения) предоставляют налоговому органу по своему местонахождению расчет налоговых обязательств по уплате консолидированного налога, форма которого устанавливается центральным органом Государственной налоговой службы Украины, исходя из положений указанного подпункта.

Ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет территориальной общины по местонахождению филиала несет плательщик налога, в составе которого находится такой филиал.

Налог на добавленную стоимость

Филиал не отвечает ни одному из признаков «лица», перечисленных в пункте 1.2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС), а потому отдельно регистрироваться плательщиком НДС он не должен. Аргументацию привожу ниже.

Лица, которые попадают в круг налогоплательщиков и должны зарегистрироваться плательщиками НДС, перечислены в статье 2 Закона об НДС. При этом, согласно пункту 1.2 статьи 1 Закона об НДС, это может быть любое из нижеприведенных лиц, независимо от того, является оно резидентом или нет:

— субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения этих инвестиций;

— иное юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности;

— физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), которое осуществляет деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины.

Согласно статье 95 ГК, филиал не является юридическим лицом и в соответствии с пунктом 1 статьи 42, статьей 55 ХК не является субъектом предпринимательской деятельности. Следовательно, филиал не отвечает ни одному из признаков «лица», перечисленных в пункте 1.2 Закона об НДС, а потому отдельно регистрироваться плательщиком НДС он не должен.

Согласно абзацу второму пунк­та 2 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 № 165 с изменениями, внесенными приказом ГНАУ № 244 от 30 июня 2005 года, если не зарегистрированные плательщиками НДС филиалы и другие структурные подразделения налогоплательщика самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров (услуг) и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие филиалы, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения реестра. Для этого он должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный код (номер, шифр), о чем в письменном виде проинформировать государственный налоговый орган по месту его регистрации как плательщика НДС.

По аналогии с Порядком составления налоговой накладной допускается устанавливать порядковый номер реестра такого филиала с учетом присвоенного филиалу кода (номера, шифра) с числовым значением через дробь.

Ответственность за несоблюдение требований данного Порядка филиалами и структурными подразделениями несет плательщик НДС.

Налог на доходы физических лиц

Нормы Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц», Бюджетного кодекса Украины ориентируют нас на то, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) лежит на юридическом лице, по месту нахождения обособленного подразделения, которое уполномочено заключать трудовые договоры, начислять зарплату, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

Таким образом, прежде всего на основании двух вышеуказанных законодательных актов вопрос плательщика НДФЛ следует рассматривать в зависимости от наличия или отсутствия полномочий у филиала (директора филиала) заключать трудовые договоры, начислять зарплату, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

Указанными актами предусмотрено два варианта уплаты НДФЛ с зарплаты работников филиалов:

1) филиалы, которым предоставлены полномочия относительно начисления, удержания и уплаты (перечисления) в бюджет налога, самостоятельно уплачивают НДФЛ за своих работников в Госказначейство по своему местонахождению, исходя из общего их количества и суммы выплаченного (начисленного) налогооблагаемого дохода. Естественно, что филиалы должны быть взяты на учет в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению;

2) за филиалы, не уполномоченные на самостоятельную уплату налога, налог определяет и уплачивает (на соответствующие распределительные счета, открытые в территориальных управлениях Госказначейства по местонахождению филиалов) юрлицо. Сумма налога за отчетный месяц, подлежащая перечислению, также определяется исходя из общего количества граждан, работающих в этих подразделениях, и суммы выплаченного (начисленного) налогооблагаемого дохода. В таком случае головное предприятие должно состоять на учете в качестве плательщика НДФЛ в органах государственной налоговой службы по местонахождению неуполномоченных филиалов.

То есть в конечном итоге все упирается в наличие у филиала полномочий на начисление, удержание и уплату в бюджет НДФЛ.

Кроме того, согласно подпункту 5.3 пункта 5 Порядка заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом ГНАУ № 451 от 29 сентября 2003 года, если юридическое лицо имеет филиал или другое обособленное подразделение (филиал), которое имеет отдельный идентификационный код по ЕГРПОУ и иное местонахождение, не такие, как у головного предприятия, то налоговый расчет на работников филиала нужно подавать в орган государственной налоговой службы, где находится филиал.

В случае отсутствия у филиала кода по ЕГРПОУ налоговый расчет в виде отдельной порции за филиал подает головное предприятие органу государственной налоговой службы по своему местонахождению.

Учитывая то, что местные налоговые органы имеют на вооружении поднормативный акт и налоговое разъяснение (см. выше), они наверняка будут настаивать на уплате НДФЛ и подаче отчетности по форме 1ДФ такими филиалами по мес­ту их нахождения, а не головного офиса.

Относительно налогообложения струк­турных подразделений хочу отметить следующее. Согласно подпункту 9.2 пункта 9 Инструкции № 80, налогоплательщик зачисляется органами государственной налоговой службы к категории плательщиков отдельных налогов по местонахождению его:

— подразделений;

— земельных участков;

— месторождений полезных ископаемых;

— источников загрязнения окружающей природной среды,

— объектов движимого или недвижимого имущества,

— транспортных средств;

— гастрольных мероприятий и т.п., расположенных на территориях других территориальных общин, чем юридическое лицо.

На мой взгляд, эту норму следует понимать следующим образом. Даже если подразделение предприятия является только его структурным, то есть необособленным подразделением, однако некоторые налоги, сборы, другие платежи, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Украины и другими законодательными актами должны уплачиваться в Государственный бюджет Украины и бюджеты территориальных общин, непосредственно должны вноситься головным офисом предприятия в соответствующие бюджеты по местонахождению этого структурного подразделения (земельного участка…).

Плата за землю

В соответствии со статьями 14 и 17 Закона Украины «О плате за землю» подается налоговая декларация и уплачивается налоговое обязательство по земельному налогу, а также арендной плате за землю государственной и коммунальной собственности по местонахождению земельного участка.

Следовательно, если в рассматриваемом случае имеется в наличии объект налогообложения по местонахождению филиала, то предприятие уплачивает налог и предоставляет расчет этого налога по месту регистрации филиала.

Налог с владельцев транспортных средств

Статьей 1 Закона Украины «О налоге с владельцев транспортных средств» плательщиками налога определены юридические лица, имеющие зарегистрированные на Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства. Налог с указанных этим Законом собственников наземных транспортных средств уплачивается в соответствии со статьей 3 Закона по местонахождению юридических лиц.

В то же время статьей 6 Закона определена подача юридическими лицами расчета суммы налога по месту своего нахождения и по месту постоянного базирования транспортных средств.

В пункте 24 Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденных постановлением КМУ № 1388 от 7 сентября 1998 года, указано, что транспортные средства юридических лиц регистрируются по местонахождению этих лиц. Если стоянка транспортных средств расположена по местонахождению филиалов, отделений и других обособленных подразделений юридических лиц, такие транспортные средства регистрируются по месту их стоянки. В регистрационных документах указывается юридическое лицо, которому принадлежит транспортное средство, его адрес, адрес стоянки.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

При наличии у филиала закрепленного за ним автотранспорта возникает вопрос и относительно уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды передвижными источниками загрязнения.

В пунктах 7.2, 7.4 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной совместным приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и ГНАУ № 162/379 от 19 июля 1999 года, относительно филиалов, которые входят в состав предприятия — плательщика сбора и не имеют банковских счетов, не ведут отдельного бухгалтерского учета своей деятельности, не составляют отдельного баланса, указано: головные предприятия по месту своей налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в налоговых органах) предоставляют налоговые расчеты сбора и уплачивают сбор за осуществленные такими филиалами выбросы (сбросы, размещенные отходы).

Местные налоги и сборы

Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» № 56-93 от 20 мая 1993 года (Декрет) называет плательщиками только юридических лиц. Однако статьей 69 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» от 21 мая 1997 года определено, что местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Также в соответствии со статьей 19 Декрета местные налоги и сборы перечисляются в бюджеты местного самоуправления в порядке, определенном советами, которыми они устанавливаются.

Даже если обособленное структурное подразделение не ведет отдельного баланса и не имеет текущего счета в банке, коммунальный налог за штатных работников подразделения уплачивается головным предприятием в местный бюджет территориального общества по месту расположения этого подразделения.

В свою очередь ГНАУ считает, что при решении вопроса о том, является ли филиал плательщиком того или иного местного налога, необходимо ознакомиться с решением органа местного самоуправления по данному вопросу по местонахождению филиала (письмо ГНАУ «Об определении органами местного самоуправления филиалов плательщиками коммунального налога» № 3244/6/15-3116 от 24 мая 2002 года).

Взносы в Пенсионный фонд

Исходя из нормативов по уплате сбора в Пенсионный фонд, самостоятельная уплата филиалами сборов по их местонахождению производится только лишь при условии, что такие филиалы имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами. Аргументацию привожу ниже.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном страховании» от 9 июля 2003 года страхователи — работодатели и другие лица, которые в соответствии с этим Законом платят страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно пункту 1 статьи 14 данного Закона, страхователями в соответствии с этим Законом являются работодатели: предприятия, учреждения и организации, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйственного ведения… (в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами), используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по договорам гражданско-правового характера — для лиц, отмеченных в пунктах 1, 10, 15 статьи 11 этого Закона.

Таким образом, если у филиала нет отдельного баланса, и он не наделен полномочиями по самостоятельному ведению расчетов с застрахованными лицами по своему местонахождению, становиться на учет в органах ПФУ ему не нужно. Ведь в данном случае он не является самостоятельным плательщиком взносов в ПФУ, а начисление и уплату пенсионных взносов за работников филиала консолидированно осуществляет головное предприятие по мес­ту своей регистрации.

Если же филиал соответствующими балансово-расчетными полномочиями наделен, то он обязан стать на учет в органах ПФУ. Основанием для определения полномочий подразделения являются данные, указанные в положении о нем.

В настоящее время эта процедура производится в соответствии с Порядком взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в качестве плательщиков страховых взносов, утвержденным постановлением Правления ПФУ № 14-4 от 10 октября 2006 года.

Так, взятие на учет филиалов юрлиц (см. раздел 4 указанного Порядка) осуществляется органами ПФУ на основании сведений об их создании, предоставленных госрегистратором, в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами по местонахождению этих филиалов. При этом наличие отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов устанавливается должностным лицом органа ПФУ путем уточнения этих данных непосредственно с юрлицом.

«4.1. Взятие на учет отделенных подразделений юридических лиц осуществляется органами Пенсионного фонда Украины на основании сведений о создании отделенных подразделений юридического лица, предоставленных государственным регистратором согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами по местонахождению этого подразделения.

4.2. Наличие у отделенных подразделений отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами устанавливается должностным лицом органа Пенсионного фонда Украины путем уточнения этих данных непосредственно с юридическим лицом…

В случае выделения отдельного баланса у отделенного подразделения и самостоятельного осуществления им расчетов с застрахованными лицами юридическое лицо уведомляет в десятидневный срок со дня принятия такого решения орган Пенсионного фонда Украины по местонахождению такого отделенного подразделения. Органы Пенсионного фонда Украины ставят на учет отделенное подразделение в указанном случае на основании такого сообщения юридического лица.

4.3. Уведомление о взятии на учет отделенного подразделения отправляется юридическому лицу и отделенному подразделению по почте с извещением о вручении на следующий рабочий день за днем получения сообщения юридического лица по форме согласно приложению 1».

Следовательно, в случае, если филиал (подразделение) согласно Положению уполномочен вести отдельный баланс и производить расчеты по заработной плате, то он обязан зарегистрироваться в органах ПФУ и уплачивать пенсионные взносы за своих работников по своему местонахождению.

Регистрация в Фонде социального страхования на случай безработицы

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2 марта 2000 года страхователем на случай безработицы является страхователь-работодатель.

Работодателем в понимании пункта 10 статьи 1 данного Закона является собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, использующий наемный труд. То есть нормой Закона, а также пунктом 3 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 339 от 18 декабря 2000 года, в качестве плательщиков страховых взносов предусмотрены работодатели — юридические лица.

Кроме того, «…постановка на учет как плательщиков страховых взносов отделенных подразделений юридических лиц осуществляется центрами занятости в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами по местонахождению этого подразделения на основании сведений из Единого государственного реестра об отделенных подразделениях…».

За филиалы, не соответствующие указанным признакам, взносы по своему местонахождению уплачивают юрлица.

Регистрация в Фонде социального страхования по временной нетрудоспособности

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с утратой трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением» от 18 января 2001 года, работодатель — владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйственного ведения, использующий наемный труд.

Относительно филиалов таких юридических лиц в подпункте 2.1.2 Инструкции о порядке поступления, учета и расходования денежных средств Фонда, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности № 16 от 26 июня 2001 года (Инструкция № 16), указано, что филиалы, не имеющие статуса юридического лица и самостоятельно производящие расчеты по оплате труда, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователя Фонда.

Как и в случае с ПФУ, в «нетрудоспособном» Фонде будут взяты на учет только те филиалы, которые самостоятельно производят расчеты по оплате труда и имеют отдельный баланс. Органами Фонда такие филиалы берутся на учет на основании сведений из Единого госреестра, и уплачивать взносы за своих работников они будут по местонахождению филиала.

Филиалы, не наделенные «зарплатными» полномочиями, взятию на учет в качестве страхователей не подлежат, и страховые взносы по своему местонахождению не платят — за их работников взносы уплачивает головное предприятие.

Регистрация в Фонде социального страхования от несчастного случая

В статье 6 Закона Украины «Об общеобязательном и государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности» от 23 сентября 1999 года указано, что страхователями являются работодатели. При этом работодателем в соответствии со статьей 7 данного Закона считается владелец предприятия или уполномоченный им орган, использующий наемный труд.

В соответствии с подпунктом 2.1 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины № 36 от 12 июля 2007 года, плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины являются: «юридические лица независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также их отделенные подразделения (филиалы, другие подразделения юридического лица, находящиеся за пределами его местонахождения и изготавливающие продукцию, выполняющие работы или операции, предоставляющие услуги от имени юридического лица, или представительства, осуществляющие представительство и защиту интер

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

FALSE

О налогообложении филиалов юрлиц

Государственная практика

Иск к судье: право или вмешательство?

ВККС не привлекла судей к ответственности

Законодательная практика

Готова ли Украина к налогу?

Неделя права

Нотариусы — направо, судьи — налево

Новые технологии — в суды

Ушел из жизни Петр Михайленко

Председателю Союза третейских судей исполнилось 45 лет!

Новости законотворчества

Процедуру ликвидации банков предлагается изменить

Иностранцы смогут беспрепятственно приобретать землю?

Кабмин предлагает усилить ответственность участников фондового рынка

Новости из зала суда

Суд обязал «Обозреватель» выплатить 100 тыс. долларов США Р. Ахметову

Бывшая сотрудница «Вечернего Киева» выиграла суд у газеты

Суд обязал газету «Бизнес» выплатить 24 млн грн Ю. Сидоренко

Суд отменил распоряжение о лишении М. Добкина допуска к гостайне

Новости из-за рубежа

Президиум ВАС РФ рассмотрит законопроект об особом мнении судьи

Российским судьям повысят зарплаты втрое?

В Израиле громкость рекламы ограничивают законом

Новости профессии

Депутаты признали нецелесообразным переподчинение налоговой милиции

Вакантна должность первого зампредседателя ГСА

Состоялся круглый стол, посвященный вопросам назначения кандидатов на должность судьи

Заработали новые административные суды

Стоимость услуг адвоката повысится

Н. Полуденный назначен замминистра финансов

Новости юридических фирм

В Salans новый партнер

Дмитрий Алешко принял участие во Всеукраинской фармацевтической конференции

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует по вопросам управления и передачи в субаренду ТРЦ

Реестр событий

Ки-китайское предупреждение

Судей рекомендуют по категориям

«Занято!»

Служебная лестница

Увольнения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Использовал, но не нарушил

Судебные дела недели

Одесское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины отстояло свои интересы

ЧП «АРК ЛТД» проиграло дело

Кассационная жалоба ЗАО «Туристический комплекс «Лыбидь» удовлетворена

Судебные решения

О последствиях признания уставных документов недействительными

О влиянии изменений законодательства на возникновение у лица права на налоговый кредит

Тема номера

Могут также облагаться…

Трибуна

Ограничения на рынке земли — нужны!

Частная практика

Раздумья над проектами об адвокатуре

Chambers Europe вам рекомендует...

Принимаются выдвижения кандидатур на награждение почетной наградой АЮУ «За честь и профессиональное достоинство»

Клиент адвоката — не потребитель?

Юридический форум

«Ювито» — победитель

Защита полезных идей

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: