О компетенции сельских советов изымать земли для общественных нужд — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (517) » О компетенции сельских советов изымать земли для общественных нужд

О компетенции сельских советов изымать земли для общественных нужд

Согласно части 9 статьи 149 Земельного кодекса Украины, изъятие земельных участков государственной собственности, которые находятся в постоянном пользовании, пашня, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса первой группы свыше 1 га, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, кроме случаев, определенных частями 5—8 этой статьи, и в случаях, определенных статьей 150 этого Кодекса, относится к исключительной компетенции Кабинета Министров Украины

22 мая 2007 года Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев кассационное представление Генерального прокурора Украины на постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 25 января 2007 года по делу по иску Чернобыльского межрайонного природоохранного прокурора Киевской области в интересах государства в лице Кабинета Министров Украины к Здоровскому сельскому совету и объединению граждан «К» — о признании договора аренды недействительным, установила следующее.

В мае 2006 года Чернобыльский межрайонный природоохранный прокурор Киевской области обратился в Хозяйственный суд Киевской области в интересах государства в лице Кабинета Министров Украины к Здоровскому сельскому совету Васильковского района и объединению граждан «К» о признании недействительным договора аренды.

Исковые требования обосновывались тем, что Здоровским сельским советом вынесено решение № * от 28 октября 2004 года об изъятии из постоянного пользования ГХО «Л.» 14,9667 га лесных земель и переводе их в земли жилой и общественной застройки, 6,3469 га из которых согласно договору аренды от 16 ноября 2004 года переданы объединению граждан «К». Указанное решение Здоровского сельского совета принято с превышением им своих полномочий, поэтому договор аренды, заключенный во исполнение этого решения, не отвечает требованиям закона и является недействительным.

Ответчик 2 против иска возражал, ссылаясь на соответствие спорного договора требованиям законодательства.

Решением Хозяйственного суда Киевской области от 30 июня 2006 года, оставленным без изменений постановлением Киевского межобластного апелляционного хозяйственного суда от 11 октября 2006 года и постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 25 января 2007 года, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные решения обоснованы тем, что договор долгосрочной аренды земельного участка заключен на основании решения Здоровского сельского совета от 28 октября 2004 года № *, уполномоченного согласовывать местоположение земельных участков, изымать из постоянного пользования ГХО «Л.» и передавать их в аренду землепользователям.

19 апреля 2007 года Верховным Судом Украины открыто кассационное производство по кассационному представлению Генерального прокурора Украины по пересмотру постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 25 января 2007 года по мотивам неправильного применения норм материального права и несоответствия постановления решениям Верховного Суда Украины по вопросам применения норм материального права.

Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителей сторон, рассмотрев доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины считает, что кассационное представление подлежит удовлетворению.

Оставляя без изменений судебные решения по делу, Высший хозяйственный суд Украины обосновал свое постановление правильным применением хозяйственными судами норм материального и процессуального права, поскольку изъятие земельного участка из лесного фонда и передачу его в долгосрочную аренду ответчику Здоровский сельский совет Васильковского района осуществил в пределах полномочий, определенных Законом Украины «О местном самоуправлении на Украине».

С такими доводами согласиться нельзя на следующих основаниях.

Хозяйственными судами установлено, что решением 17й сессии 4го созы­ва Здоровского сельского совета Васильковского района «Об утверждении проекта землеустройства относительно отвода земельных участков в долгосрочную аренду для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных зданий и сооружений в селе Здоровка» от 28 октября 2004 года № * утвержден проект землеустройства относительно отвода земельных участков в долгосрочную аренду для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных зданий и сооружений обществам и объединениям граждан; изъяты из постоянного пользования Государственного лесохозяйственного объединения «Л.» земельный участок площадью 14,9667 га лесных земель и из временного пользования специализированного лесохозяйственного предприятия «Леса» земельный участок площадью 74,9 га арендованных земель и переведены в земли жилой и общественной застройки села Здоровка, согласно генеральному плану застройки жилых массивов, и переданы в аренду сроком на 49 лет земельные участки обществам индивидуальных застройщиков — объединениям граждан, в частности, объединению граждан «К» — 6,3469 га.

Пунктом 12 Переходных Положений Земельного кодекса Украины определено, что относительно размежевания земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

В материалах дела отсутствуют любые доказательства нахождения спорного участка в пределах села Здоровка. План землеустройства населенного пункта, данные Государственного земельного кадастра, утвержденный проект установления границ населенного пункта хозяйственными судами не истребовались и эти вопросы не исследовались.

Хозяйственные суды правильно указали, что к исключительной компетенции поселкового, сельского, городского совета пунктом 34 статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» отнесено решение вопросов регулирования земельных отношений, но при этом не учли, что эти полномочия Здоровского сельского совета распространяются на земли, которые находятся в коммунальной собственности общины согласно требованиям части 3 статьи 16 этого Закона.

Принадлежность спорного земельного участка к коммунальной собственности Здоровского сельского совета судами не установлена.

Статьей 149 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных нужд по решению органов государственной влас­ти и органов местного самоуправления (пункт 1). Земельные участки государственной собственности, которые находятся в постоянном пользовании, пашня, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса первой группы свыше 10 га, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, кроме случаев, определенных частями 5—8 этой статьи, и в случаях, определенных статьей 150 этого Кодекса, изымает Кабинет Министров Украины.

Частью 3 статьи 29 Лесного кодекса Украины к ведению Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием лесов принадлежит выделение особенно защищенных земельных участков лесного фонда, к которым относятся леса первой группы.

Справкой Киевского областного управления лесного хозяйства от 15 марта 2006 года № ** подтверждается, что изъятый земельный участок из лесного фонда площадью 14,9667 га и переданный решением Здоровского сельского совета, в частности, и объединению граждан «К» в аренду, покрыт лесом и относится к лесам первой группы.

Таким образом, изъять спорный земельный участок у постоянного пользователя — ГХО «Л.» имел право только Кабинет Министров Украины.

Вследствие неправильного применения норм законодательства относительно полномочий Здоровского сельского совета по решению вопросов регулирования земельных отношений и изъятия земельных участков из лесного фонда, хозяйственные суды пришли к ошибочному заключению относительно законности передачи в долгосрочную аренду спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах незаконные и необоснованные решения по делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 11117—11119 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата постановила:

— кассационное представление Генерального прокурора Украины удовлетворить;

— постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 25 января 2007 года, постановление Киевского меж­областного апелляционного хозяйственного суда от 11 октября 2006 года и решение Хозяйственного суда Киевской области от 30 июня 2006 года отменить;

— дело направить на новое рассмот­рение в суд первой инстанции.

Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.

(Постановление Верховного Суда Украины от 22 мая 2007 года. Дело № 92/16-2006. Председательствующий — Барбара В.П. Судьи — Гуль B.C., Карпечкин П.Ф., Колесник П.И., Новикова Т.А., Потыльчак А.И., Щотка C.А.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Министерский гамбит

Деловая практика

Дотация для работодателя

Лицензия для туроператора

Законодательная практика

Целесообразность единства

Зарубежная практика

«Важняк» — не контролер

Историческая практика

Панацея для застройщика в империи

Комментарии и аналитика

Плюсы и минусы Закона о холдингах для урегулирования деятельности ГХК

Неделя права

Миноритариев можно принуждать

Админсудам не хватает кадров

Украинские клиенты сохраняют активы за рубежом

С адвокатов РФ сняли повинность

Новости делового мира

Согласование условий приватизации объекта

Расширен состав средств, входящих в обязательства банков

Жалобы на решения Пенсионного фонда

Новости законотворчества

Госрегистрацию избирателей предлагается усовершенствовать

Как списывать госсобственность

ГКЦБФР за ужесточение ответствености за неразглашения информации

Новости из зала суда

Суд восстановил И. Грамоткина в должности гендиректора ЧАЭС

ВХСУ подтвердил незаконность приватизации «Лугансктепловоза

Суд признал незаконным требование НБУ о предоставлении банками объективной информации о ставках по кредитам

Суд запретил Генпрокуратуре проводить следственные действия в отношении АНТК им. Антонова

Новости из-за рубежа

EMI будет судиться с владельцем mp3tunes.com

Госдума разрешила оформлять аварии без ДПС

SMS-сообщения между странами хотят запретить через суд

Новости профессии

КСУ решит, как увольнять членов ВСЮ

В Хозсуде г. Киева сокращена должность зампреда

Изменено Положение об аттестации судэкспертов

Изменен состав Тендерного комитета Минюста

Кадровая перестановка в Минюсте

Уволен прокурор АР Крым

Новости юридических фирм

«Мастерз энд Партнерз» — юридический советник по привлечению кредитных ресурсов

Ведущий юрист AstapovLawyers проходит стажировку в Великобритании

Новости юридического мира

В Morgan Lewis — новый партнер

Переговоры о слиянии Watson Farley и Chadbourne прекращены

CMS усиливает интеграцию

Freshfields требуют компенсации судебных издержек

АК «Коннов и Созановский» защитила права Имперского Русского Балета

Реестр событий

Юрфак в ожидании выборов

Спецномеров не будет! Пока...

Торжество здесь неуместно!

Служебная лестница

Переводы

Назначение

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела:

Судебная практика

Киоск не является зданием

Судебные решения

О компетенции сельских советов изымать земли для общественных нужд

Об использовании земель обороны

О последствиях ошибочных действий при отводе земельного участка

Тема номера

Госрегистрация земли

Где защитят землепользователей?

Трибуна

Рейтинг: «Магистры» на «разогреве»

Частная практика

Как специалиста получить?

Юридический форум

Даешь рейтинги: много и разных

Інші новини

PRAVO.UA