17 июня с.г. Верховный Совет Украины принял за основу правительственный проект Закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (рег. № 6495). По сути, законопроектом предлагается новая редакция Кодекса, содержащая в себе как положительные, так и некоторые дискуссионные моменты.
Отметим, что в противовес законопроекту, внесенному Кабинетом Министров Украины 8 июня с.г., представители оппозиции (народные депутаты Олег Ляшко, Сергей Соболев, Андрей Сенченко, Роман Зварыч) 14 июня с.г. внесли свой законопроект (рег. № 6495-1).
Оба законопроекта по своей структуре, форме и большинству положений соответствуют Закону Украины № 2709 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», который был ветирован Президентом Украины 20 июля прошлого года. Напомним, что непринятый бюджетный закон предусматривал формульную систему трансфертных взаимоотношений между государственным и более чем 12 тыс. местных бюджетов. Правильней было бы сказать, что оппозиционный законопроект является копией ветированного Президентом в прошлом году Закона № 2709, а правительственный — соответствует, но с некоторыми правками.
Сам процесс рассмотрения новой редакции Кодекса также напоминает прошлогодние события, с той лишь разницей, что у власти находится другая политическая сила. Так, с подачи правительства развернута широкая кампания в поддержку нового Бюджетного кодекса, потому что в нем заложены действенные механизмы для развития местного самоуправления на Украине, а подписание его до завершения текущей сессии позволит правительству, по мнению Премьер-министра Николая Азарова, сформировать проект госбюджета на 2011 год на новой законодательной базе, предусматривающей сбалансированное повышение финансовой самостоятельности регионов.
Новой редакцией Бюджетного кодекса предлагается внедрение механизма среднесрокового бюджетного планирования и прогнозирования, усовершенствование применения программно-целевого метода в бюджетном процессе, как на общегосударственном уровне, так и на уровне местных бюджетов, расширение прав местных органов и органов местного самоуправления в бюджетной сфере.
Положениями Кодекса предлагается изменить процедуру рассмотрения и принятия Закона о Государственном бюджете Украины, ограничив двумя чтениями. В общем это положение было и в упомянутом выше Законе № 2709. Однако в правительственном варианте законопроекта совместно с упрощением бюджетного процесса предлагается и уменьшение полномочий Верховного Совета Украины.
В отличие от действующей редакции Кодекса, в новой редакции при представлении проекта Государственного бюджета на следующий период не предусмотрены выступление председателя Комитета Верховного Совета по вопросам бюджета и возможность отклонения этого документа в целом парламентом, а при невозможности принять Закон во время второго чтения предлагается процедура переноса голосования. Сюда же можно отнести новеллу в части информирования министром финансов Украины об утверждении бюджетной классификации не Верховным Советом Украины, а профильным парламентским комитетом.
С другой стороны, Кабинету Министров Украины, министру финансов Украины добавлены полномочия в сфере регулирования не только бюджетных отношений. Согласно части 2 статьи 27 данного проекта, каждый законопроект, внесенный в Верховный Совет Украины, должен направляться в Кабинет Министров Украины для осуществления экспертизы относительно его влияния на показатели бюджета и соответствия бюджетному законодательству, а размеры государственных социальных гарантий, которые определяются в зависимости от прожиточного минимума, предлагается устанавливать нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины (часть 4 статьи 27).
Как и в ветированном законе, КМУ предоставлено право определять, в частности, перечень расходов Государственного бюджета, которые будут осуществляться в случае непринятия к началу нового бюджетного периода Закона о Государственном бюджете Украины; порядок осуществления операций по размещению временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов Госбюджета на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг в пределах текущего бюджетного периода на конкурсной основе и/или путем проведения аукционов. Но, в отличие от ветированного закона, новой редакцией предлагается предоставить право такого временного размещения средств единого казначейского счета не только министру финансов Украины (с согласованием с Национальным банком Украины), но и руководителям местных финансовых органов — по решению соответствующих местных советов.
Новой редакцией Бюджетного кодекса предусмотрено увеличение доходной базы местных бюджетов, особенно в части доходов для обеспечения самоуправленческих функций, и расширены права на осуществление местных займов, что, по мнению авторов законопроекта и членов Комитета Верховного Совета Украины по вопросам бюджета, поможет решить многие проблемные бюджетные вопросы на местах.
В законопроекте пересмотрены источники доходов местных бюджетов. В частности, переданы из Государственного бюджета плата за лицензии и сертификаты, государственную регистрацию (6 видов), 50 % сборов за специальное использование лесных ресурсов и специальное водопользование, плата за использование других природных ресурсов. Кроме этого, включены в полном объеме в доходы местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных отношений, некоторые налоги (фиксированный налог на доходы от предпринимательской деятельности, единый налог для субъектов малого предпринимательства, плата за землю, налог на недвижимое имущество в составе местных налогов и сборов).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…