Данный материал — изложение моей позиции в ответ на статью юриста Дмитрия Евдокимова «Вопрос военного судопроизводства» («ЮП» № 7 (321) от 17 февраля 2004 года). Г-н Евдокимов пишет о деятельности военных судов как усугубляющей корпоратизированность, коррупцию, не обеспечивающей эффективную защиту законных прав и свобод военнослужащих.
Хотелось, чтобы Дмитрий Евдокимов в подтверждение привел статистические данные и ответил на несколько вопросов. Много ли военных судей привлечены к дисциплинарной, уголовной ответственности, лишены судейского статуса, и сколько их в системе районных, городских судов? Какое количество отмен, изменений решений военных судов и отдельно решений районных, городских, иных судов? К сожалению, этими данными не обладаю. Но судя по публикациям в средствах массовой информации, можно отдать голос в пользу военных судов.
Что касается эффективности военных судов, могу отметить, основываясь на собственном опыте и практике, что именно в этих судах не допускаются ситуации, когда рассмотрение дел (и гражданских, и уголовных) продолжается месяцы и годы. В этих судах присутствует пунктуальность в вопросах начала судебных заседаний, соблюдения не только общих атрибутов судопроизводства, но и всех «деталей» процесса. В этих судах судопроизводство осуществляется без оглядки на должности, чины и звания.
Вот пример из практики военного суда Одесского гарнизона. На одном из судебных заседаний суда по уголовному делу об избиении командиром части подчиненного солдата подсудимый — старший офицер — и его защитник обратились к потерпевшему солдату на «ты». Председательствующий по делу в категорической форме поставил вопрос вплоть до внесения частных определений в соответствующие органы за нетактичное поведение защитника и командира.
Почему-то Дмитрий Евдокимов решил, что военные суды относятся к специализированным. Автору следовало бы еще раз ознакомиться с Законом «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 года (Закон о судоустройстве) и на страницах газеты указать, что законодательством военные суды не отнесены к специализированным, а входят в систему общих судов (статьи 19, 21, 25 Закона о судоустройстве). Вообще не понятна попытка автора привязать конституционное положение о равенстве всех в своих правах (статья 21) и перед законом (статья 24, хотя ошибочно указано на статью 25) к нарушениям прав и свобод военнослужащих в вопросе осуществления судопроизводства военными судами. Все суды, как военные, так и районные, городские осуществляют правосудие, основываясь исключительно на принципах верховенства права.
Ошибочным является тезис автора о том, что юрисдикция военных судов распространяется только на отдельную социальную группу — военнослужащих. В статье 123 ГПК Украины сказано, что военным судам подсудны и дела, сторонами в которых являются военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и иных граждан, прав и законных интересов воинских частей, учреждений, организаций.
Существование военных судов в контексте их подсудности, определенной статьей 123 ГПК Украины (фиксированием вопроса о подсудности дел о защите прав и свобод военнослужащих), вписывается в конституционное положение (статья 17) об обеспечении государством социальной защиты граждан Украины, находящихся в рядах Вооруженных Сил Украины и в иных военных формированиях, членов их семей (тем более, учитывая профессионализм осуществляемого ими правосудия).
Спорным является и тезис автора о том, что специализация судов на Украине осуществляется на основании отраслей права (как полагает г-н Евдокимов, гражданского, хозяйственного, административного и уголовного). В этом вопросе автор перепутал формы судопроизводства (статья 1 часть 2 Закона о судопроизводстве).
Почему-то автор решил, что и не существует такой отрасли, как военное право. Хочется рекомендовать Дмитрию Евдокимову прослушать соответствующий курс лекций на Военно-юридическом факультете Харьковской национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого или в Военном институте при Киевском национальном университете им. Т. Шевченко, где он работает. Интересным может оказаться учебник «Военное право» под редакцией А. Горного.
Хотелось бы остановиться на профессиональном отборе военных судей и прокуроров, особенно старой гвардии. Чтобы стать военным судьей в те годы, необходимо было не только окончить училище, но также успешно отработать не менее трех лет на офицерской должности. Требовались рекомендация офицерского собрания для поступления в военную академию на юридический факультет, членство в партии, затем необходимо было сдать конкурсные экзамены и впоследствии пройти обучение в академии, а также специальный отбор (после окончания) на пригодность к работе в суде. Как рассказал председатель военного суда Екатеринбургского гарнизона (газета «Красная звезда» от 17 марта 2001 года), из 103 его однокашников судейские кресла заняли лишь немногим более пятнадцати. У большинства прокурорско-следственных сотрудников военных прокуратур не только юридическое образование, но и военное. Они отслужили срочную военную службу, им знакомы будни солдат и матросов. Это помогает найти общий язык (психологический контакт) с различными категориями военнослужащих, уверенно и эффективно работать в казармах, на полигонах, других военных объектах. Уровень раскрываемости преступлений в органах военной прокуратуры самый высокий среди аналогичных правоохранительных органов. Но им не поднадзорны правоохранительные органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность для раскрытия преступлений в воинских коллективах.
Вопрос о военных судах тесно связан с существованием военной юстиции и военных прокуратур в частности. Следует объяснить некоторые особенности дислокации воинских частей, объектов и мест службы военнослужащих. Военнослужащие Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, Государственной пограничной службы Украины проходят службу при большинстве дипломатических представительств Украины, а также в составе миротворческих контингентов, включая горячие точки. В Государственной пограничной службе создаются для решения возникающих задач охраны государственной границы мобильные заставы, осуществляющие свои функции на больших пространствах в пограничной зоне.
Представьте, перестала существовать военная юстиция, но возникла необходимость осмотреть место происшествия, выполнить иные следственные действия за границей. По силам ли сотрудникам районных, городских или даже областных прокуратур в большинстве своем не знакомых с военным делом, а если и знакомых, то на уровне школьной начальной военной подготовки, выполнить такие задания на военном корабле (подводной лодке), в казарме, в отдаленном гарнизоне или военном городке, за границей, на иностранном судне (например, на турецкой шхуне, нарушившей исключительную морскую экономическую зону), возможно, в опасной ситуации. Органы военной прокуратуры успешно справлялись с заданиями в бывшей Югославии, Либерии, в других местах. В настоящее время офицеры органов военной юстиции и прокуратуры находятся в Ираке.
Лишь один пример, демонстрирующий уровень подготовки гражданских правоведов в области военного права. В проекте Закона Украины «О прокуратуре» (авторы Михаил Потебенько, Юрий Кармазин) в статье 56 указано, что высшие офицерские звания сотрудникам военной прокуратуры присваиваются по представлению Генеральной прокуратуры Украины министром обороны Украины, а генеральские — Президентом Украины. Для авторов этого законопроекта, к сожалению, высшие и генеральские звания — не одно и то же.
Отдельно следует изучить вопрос о менталитете военнослужащих, особенно кадровых, влияющих на тактику ведения судебных заседаний военными судами, расследование уголовных дел органами военной прокуратуры. С одной стороны, в воинских коллективах есть круговая порука (как бы не вынести сор из избы). С другой стороны, военнослужащие особенно ранимы, когда нарушена социальная справедливость (особенно в период адаптации молодых солдат, матросов в воинских коллективах, при отсутствии внимания государственных органов к их проблемам). Например, в кабинете прокурора района г. Симферополя в прошлом году взорвал себя бывший подполковник, потерявший веру в справедливое расследование и рассмотрение дела об изнасиловании своей дочери.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…