Нулевой ликвидационный баланс — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (280) » Нулевой ликвидационный баланс

Нулевой ликвидационный баланс

Проведя «лингвистический анализ», приходим к выводу, что «ликвидационный баланс» — это отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий его активы, обязательства и собственный капитал на дату ликвидации.

Казалось бы, все очень логично. Однако в своем выводе мы сделали (уже!) несколько ошибок.

Во-первых, дата ликвидации предприятия — это дата его исключения из государственного реестра. А раз предприятия нет, то и баланса у него никакого нет. И нельзя говорить, что он есть, просто он нулевой. Нулевой баланс (т.е. когда все его статьи равны нулю) может быть, например, в самом начале деятельности предприятия, у которого нет уставного фонда. Так, например, для частного предприятия минимальный размер уставного фонда не регламентирован, поэтому существует масса ЧП без уставного фонда вообще, и на момент их государственной регистрации они имеют тот самый «нулевой баланс». Делаем первый вывод: ликвидационный баланс существует «где-то в процессе ликвидации», но не на «дату самой ликвидации».

Вторая ошибка — в утверждении, что ликвидационный баланс составляется только при ликвидации. Дело в том, что предприятие прекращает свою деятельность не только при «классической» ликвидации, когда вот только что предприятие было, а после исключения из госреестра его нет. Существует еще реорганизация предприятия, некоторые виды которой: слияние, присоединение, разделение также приводят к «юридической смерти» предприятия (см. статью 19 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года). В этих случаях также есть свой «ликвидационный баланс» (здесь он называется передаточным балансом). Безусловно, передаточный баланс (как правило) нулевым не будет. Мы рассмотрим обычную ликвидацию предприятия по решению собственника.

Для того чтобы определиться с датой ликвидационного баланса, обратимся к законодательству.

Процедуру ликвидации описывают (во многом дублируя друг друга) два основных закона — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года (далее — Закон об обществах) и Закон Украины «О предприятиях на Украине» от 27 марта 1991 года (далее — Закон о предприятиях). Опишем вкратце порядок этой процедуры. Итак, в соответствии со статьями 34–36 Закона о предприятиях, ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, созданной собственником. В самом начале ее деятельности (Закон об обществах в статье 20 дает точный срок — 3 дня с момента назначения ликвидационной комиссии) должно быть опубликовано в официальном органе прессы объявление о ликвидации предприятия. Это первая отправная точка на временном отрезке рассматриваемой процедуры. После опубликования объявления ликвидационная комиссия ожидает в течение 2-х месяцев претензий кредиторов (отметим, что этот срок определен только Законом об обществах, в Законе о предприятиях точного срока не указано — следовательно, его можно и сократить?).

Так говорит Закон о предприятиях (пункт 2 статьи 35). Из этого следует, что ликвидационный баланс составляется не ранее, чем через 2 месяца и 3 дня с момента начала ликвидационной процедуры. Составлять его раньше, до истечения положенного двухмесячного срока ожидания претензий, не имеет смысл, ведь возможен вариант, когда в последний день данного срока приходит претензия, которую никто совсем не ожидал. Таким образом мы определились с наиболее ранней датой ликвидационного баланса. Теперь рассмотрим его «внутреннее содержание». До момента составления этого баланса ликвидационная комиссия «оценила имущество предприятия» и рассчиталась с кредиторами. Вероятно, для расчета с кредиторами часть имущества предприятия была реализована. Однако, как правило, не все. Что-то еще осталось. И на этом этапе ликвидационная комиссия подает собственику свой ликвидационный баланс — нулевой ли он? Совсем не обязательно! Чаще всего существуют еще некоторые активы (деньги, основные средства, товары и пр.). Да и учредители предприятия еще не получили свои доли и то, что им еще причитается при ликвидации предприятия. В дальнейшем, как говорит пункт 7 статьи 36 Закона о предприятиях, «имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива, используется по указанию собственника». Следовательно, ликвидационный баланс еще «наполнен» некоторыми активами и пассивами и он совсем даже не нулевой!

В статье 20 Закона об обществах говорится несколько иное: ликвидационный баланс составляется после расчетов с дебиторами и кредиторами, после оплаты долгов общества «третьим лицам, а также его участникам». Эти «долги общества его участникам» могут быть истолкованы как распределение имущества общества между его участниками при ликвидации этого общества. Однако, по мнению автора, это не так. Вероятно, под «долгами общества» учредителям можно понимать суммы невыплаченных дивидендов или же возврат займа, полученного от одного из участников. Но вот «возвратить долю в уставном фонде» и тем более что-то еще (часть имущества) — это уже не долги общества, а совсем другого плана взаимоотношения. И могут они обернуться совсем иначе: например, при ликвидации полного общества его участники могут не только не «наварить» на ликвидации, но и крупно финансово пострадать, оплачивая долги общества.

И вообще, «ликвидационный баланс»

(с точки зрения Закона о предприятиях и Закона об обществах) — совсем даже не последний, после него может быть еще много балансов этого предприятия, составляемых в промежутке времени между датой составления «ликвидационного баланса» и датой исключения предприятия из госреестра.

Все мы знаем, что с точки зрения налогового учета — все не как у людей

(т.е. не как в бухгалтерском учете) — и прибыль у них какая-то не такая (а с учетом предоплат, условно начисленных процентов и прочего), и убытки у них какие-то не те (совсем не похожие на бухгалтерские). Стоит ли удивляться, что и «ликвидационный баланс по-налоговому» — это и не баланс вовсе. Здесь нет никакой (такой привычной и родной) двусторонней таблицы с активом и пассивом, ничего подобного.

Рассмотрим основной нормативный документ, описывающий процедуру ликвидации предприятия по-налоговому: Инструкцию о порядке учета налогоплательщиков, утвержденную Приказом ГНАУ от 19 февраля 1998 года № 80 (далее — Инструкция № 80). Порядок снятия с учета налогоплательщика описан в пункте 8 данной Инструкции.

Во-первых, в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации необходимо подать в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик находится на учете, следующие документы: заявление о снятии с учета налогоплательщика по форме № 8-ОПП; оригинал справки по форме № 4-ОПП; копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии; ликвидационную карточку органов статистики (для каждого филиала, если таковые у ликвидирующегося предприятия имеются).

А еще через 10 дней в ГНИ нужно подать (внимание!) «ликвидационный баланс в форме годового отчета (на дату принятия решения о ликвидации)». Не правда ли, очаровательно? Мы столкнулись еще с двумя новшествами от ГНАУ. Во-первых, дата ликвидационного баланса — день создания ликвидкомиссии. То есть претензий кредиторов ждать не будем вообще — да и бог с ними, с кредиторами, мы им все наши долги с радостью прощаем. Во-вторых, «ликвидационный баланс по-налоговому» — это полный комплект налоговой отчетности: декларация по прибыли, декларация по НДС, форма № 8-ДР, отчет по коммунальному налогу и масса других налоговых формочек, но все это ни в коей мере балансом не является. Кроме того, на дату начала ликвидационной процедуры налогоплательщик не может отразить в налоговой отчетности (т.е. в «ликвидационном балансе по-налоговому») налоговых обязательств, которые у него «вылезут», как правило, по окончании ликвидационной процедуры (когда нужно будет, например, учесть в валовых доходах стоимость непогашенной кредиторской задолженности). Следовательно, налогоплательщик кое-что от бюджета утаит, в ликвидационном балансе не покажет. А тут уже, как вы понимаете, и до привлечения к уголовной ответственности недалеко. Как быть в таком случае?

По мнению автора, «ликвидационный баланс по-налоговому» лучше сдавать все же в конце ликвидации. Это и экономически правильнее, и безопаснее. Да и налоговая, как правило, к этому относится с пониманием. Дело в том, что тем же пунктом 8 Инструкции ГНИ предписывается в месячный срок с момента подачи налогоплательщиком комплекта ликвидационных документов назначить и начать налоговую проверку. Однако у отдела документальных проверок ГНИ такой большой объем работы по национальному плану проверок, что «влезть с внеплановой ликвидационной» да еще и быстро никогда не получается. Поэтому, в данном случае, и у налогоплательщика, и у ГНИ полностью совпадают интересы.

Вернемся к вопросу о том, нулевой ли ликвидационный баланс? Как правило, и он не бывает нулевым. И это естественно. Интересно, что в Инструкции «ликвидационный баланс» отражен в двух ипостасях. Наряду с «новацией» этой Инструкции — отождествлением ликвидационного баланса с полным налоговым отчетом на дату начала ликвидационной процедуры — существует и второй, действительно бухгалтерский ликвидационный баланс (о нем говорится в подпункте 8.7 Инструкции, когда речь идет об «утверждении ликвидационного баланса» предприятия-банкрота определением хозяйственного суда).

Кроме того, он и не будет последним — предприятие будет сдавать налоговую отчетность до самого его последнего дня существования в качестве налогоплательщика — т.е. до того времени, пока его в ГНИ не снимут с учета.

Как видим, анализ норм Закона об обществах, Закона о предприятиях, Инструкции № 80 привел к выводам (может быть для кого-то неожиданным), что ликвидационный баланс, как правило, не является ни нулевым, ни последним.

ЖУКОВА Елена — директор аудиторской фирмы «Сайвена-Аудит», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Сайт открыли... и о нем забыли

Деловая практика

Незаконная «ФАНТАзия»

Нулевой ликвидационный баланс

Законодательная практика

Подоходный налог — «странное» начисление

Зарубежная практика

С 1 июля 2003 года Польша устанавливает визовый режим

У фермеров будет свой закон

Жену Манделы судят за мошенничество

Подписана Конвенция о предупреждении налоговых уклонений

Пиво крепче 8 % не считают алкоголем

Неделя права

Перспективы бизнеса на Украине глазами предпринимателей

Законодательство Украины и ВТО

Защита добросовестного приобретателя

Амстердам: прямое включение

Снять ограничения на облигации АО?

Недоимка не засчитывается

Налоговые проверки незаконны?

Новости профессии

АМКУ подружился с УСПП

СевГОК продан законно

За несоблюдение качества — штраф

Украинские заключенные выиграли в Европейском суде

Прецеденты

О признании недействительным приказа Министерства финансов Украины

О признании недействительными налоговых требований

Взыскание суммы векселей (кассация)

Судебная практика

Суд защитил страховщиков от Министерства финансов

Налог на прибыль = пеня?

Тема номера

Налоговые альтернативы: учимся жить цивилизовано

Налоговое планирование: принципы и методы

Частная практика

Адвокатуре грозит бюрократия…

Юридический форум

Юридические термины нужно знать!

Воплощение принципов верховенства права

Перспективы ЗАО

Інші новини

PRAVO.UA