8 июля с.г. на должность председателя Государственной судебной администрации (ГСА) был назначен Иван Балаклицкий, ранее занимавший должность заместителя председателя ГСА. В связи с этим мы попросили ответить его на несколько вопросов.
— По вашему мнению, почему именно вы были назначены на пост председателя Государственной судебной администрации?
— Скорее всего, учитывался мой опыт работы в различных органах. После окончания юридического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко я работал в Киевской городской государственной администрации на должности юрисконсульта в юридическом отделе, затем в Главном управлении Министерства внутренних дел Украины в г. Киеве заместителем начальника паспортного управления в отделе регистрационно-иммиграционной работы, потом снова в КГГА, но уже начальником отдела экспертно-правовой работы главного управления экономики. Но решающую роль сыграло то, что я работаю в ГСА с момента ее основания, хорошо знаком как со спецификой работы, так и со всеми ее проблемными участками. Более того, за это время у меня уже окончательно сформировалось видение путей решения актуальных проблем, касающихся судебной системы.
— Как была создана ГСА и какова система ее формирования сейчас?
— Согласно Указу Президента от 29 августа 2002 года, во исполнение положений Закона Украины «О судоустройстве Украины» была создана Государственная судебная администрация, а фактически работа началась с октября 2002 года. Первоначально, в течение нескольких месяцев, ввиду отсутствия финансирования ГСА работала практически на добровольных началах. Но следует подчеркнуть, что данный опыт помогает нам понять уровень ответственности, лежащей на нас, и стимулирует эффективное решение вопросов по финансированию судов.
Аппарат ГСА формируется, как и во всех центральных органах исполнительной власти, то есть председатель и его заместители назначаются Президентом Украины по представлению премьер-министра Украины. Особенность назначения состоит в том, что все кандидатуры согласовываются с Советом судей Украины. Увольнение руководства с должностей происходит по той же процедуре. Однако стоит отметить, что было бы целесообразно передать полномочия по назначению и увольнению председателя ГСА и его заместителей исключительно органам судейского самоуправления. Также существует другая точка зрения, построенная на том, что государственные органы должны принимать участие в назначении председателя и его заместителей для полного государственного контроля этого органа.
— Одной из основных функций ГСА является материальное обеспечение судов и судей. Как, по вашей оценке, она исполняется сегодня?
— ГСА формирует бюджетный запрос, учитывая все заявки, подаваемые судами. При составлении проекта Закона Украины «О Государственном бюджете» наш запрос учитывается, но, к сожалению, не в полном объеме. Так, сегодня запросы судов финансируются на 47 %. Хотелось бы отметить, что ГСА делает все возможное для решения вопросов материального обеспечения судей и судов, однако не может повлиять на недостаточное финансирование этой сферы государством. Вместе с тем за последние годы финансирование судов возросло в несколько раз. В частности, в 2003 году потребности были профинансированы на 50 %, в 2004 году из требуемых 1425,3 тыс. грн было предоставлено государством 585,8 тыс. грн, а в 2005 году из 1782,5 тыс. грн — 937,5 тыс. грн.
— Какие недостатки вы сейчас видите в работе ГСА?
— Недостаточно эффективно реализовывались региональные программы по материальному обеспечению судов, поэтому необходимо активизировать работу территориальных управлений ГСА и органов местного самоуправления по материальному обеспечению судов именно за счет программ, финансируемых местным бюджетом. Ведь если все крупные и мелкие затраты всех судов Украины возложить только на Госбюджет, вполне очевидно, выполнены будут, максимум, первоочередные задачи по материальному обеспечению. А вот мелкие работы по ремонту помещений, благоустройству территорий, возможно выполнять за счет местных ресурсов.
Кроме того, в целях решения проблемы с помещениями для судов, в настоящее время разработан проект государственной программы «Об обеспечении судов помещениями». Для этого ГСА и ее территориальными управлениями проведен мониторинг всех помещений судов на Украине, учтены все затраты по их ремонту и строительству помещений для судов. Сейчас программа рассматривается в Министерстве финансов Украины и Министерстве экономики Украины. Она рассчитана на пять лет, общая стоимость составляет около 2 млрд грн. Хотелось бы, чтобы программа была принята в форме закона, что гарантировало бы более эффективное ее выполнение.
Некоторые наши проблемы, связанные с недостаточным финансированием, могут быть решены с помощью Мирового Банка, в рамках сотрудничества с ним. Совсем недавно состоялся ряд встреч с представителями этого банка по вопросу предоставления долгосрочных беспроцентных кредитов. Будем надеяться, что решение будет положительным для нас.
Ужасной остается ситуация с обеспечением судей жильем. На сегодняшний день около тысячи судей жильем не обеспечены. Дело в том, что ГСА в части обеспечения судей жильем совсем не финансируется. В соответствии с законодательством эта обязанность лежит на местных администрациях, однако они мотивируют свое бездействие по данному вопросу тем, что в местных бюджетах такие расходы не предусмотрены. ГСА старается решить эту проблему, выделяя часть денег на покупку жилья из средств, запланированных на капитальное строительство.
— По какому принципу распределяются денежные средства между судами?
— Изначально финансируются «защищенные статьи», среди которых заработная плата, закупка необходимых для работы суда материалов. А вот на капитальный ремонт и строительство денег систематически не хватает. Однако ГСА делает все возможное, чтобы обеспечить суды помещениями.
— Предвидятся ли какие-то изменения в работе ГСА?
— В структуру органа были внесены некоторые изменения, но кардинально работа ГСА меняться не будет. Планируется увеличение штата некоторых территориальных управлений с целью повышения эффективности их работы. Необходимо также уделить внимание организации работы пресс-службы, ведь ГСА должна быть публичным органом. Что касается кадровой политики, то тотальных изменений в ближайшее время не намечается, за исключением назначения нового председателя территориального управления (ТУ) ГСА в г. Киеве.
— Как вы относитесь к идее предоставления судам статуса юридических лиц?
— Многие председатели судов и судьи видят для себя в этом выход, так как получение указанного статуса позволит им перейти в какой-то части на самообеспечение. В данную концепцию заложено, что все средства, ныне получаемые государством от осуществления судами правосудия (государственная пошлина, оплата информационно-технического обслуживания в суде), будут поступать непосредственно на расчетный счет суда. Не стоит забывать, что такие изменения повлекут за собой расширения штата суда, поскольку возникнет необходимость ведения бухгалтерского учета.
— Как дальше будет решаться проблема с отсутствием помещения у Дарницкого районного суда г. Киева?
— Эта проблема должна быть в обязательном порядке решена КГГА. Ведь речь идет о соблюдении права каждого на защиту в суде, реализация которого была невозможна, пока суд не работал. Учитывая то, что решение этого вопроса взял под личный контроль председатель Киевского городского совета, можно ожидать его ближайшего разрешения.
— Каковы приоритетные направления в деятельности ГСА в настоящее время?
— Прежде всего это формирование бюджета-2006 с учетом максимального удовлетворения всех запросов судов. Планируется повысить заработную плату аппарату суда и судьям. По итогам работы Комиссии по вопросам реформирования судебной системы было предложено установить минимальную зарплату для судей в размере 1000 у.е. Кроме того, как уже говорилось, необходимо реализовать программу по обеспечению судов помещениями.
— В последнее время судейский корпус часто бывает недоволен работой ГСА. Как вы собираетесь строить отношения с судьями, учитывая их предубежденное отношение?
— Возмущение судей является вполне логичным и обоснованным. Если появляется отдельный орган, который несет ответственность за их материальное обеспечение, появляются и претензии. Это рабочий процесс, и мы понимаем все проблемы, с которыми к нам приходят судьи. Однако считаем, что систематическая работа ГСА по разрешению проблемных вопросов в сфере обеспечения судей и судов позволит достичь нормализации данных отношений.
(Беседовала Марианна БОНДАРЕНКО, «Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…