Проблема законодательного регулирования деятельности акционерных обществ волнует многих. Ведь около 18 миллионов юридических и физических лиц владеют корпоративными правами в 35-и тысячах таких обществ. Законодательное регулирование осуществляется в соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года с изменениями и дополнениями. 26 статей Закона, которому больше десяти лет, не способны охватить все ситуации, возникающие в сфере постоянно развивающихся правоотношений при осуществлении акционерными обществами своей деятельности.
В новом Гражданском кодексе регулированию деятельности акционерных обществ посвящено 11 статей плюс общие положения о юридических лицах и предпринимательских обществах. Хозяйственный кодекс ясности в этот вопрос также не вносит, не говоря уже о его противоречиях с ГК. С целью исправить создавшееся положение Кабинет Министров Украины подал на рассмотрение в парламент законопроект «Об акционерных обществах» (законопроект), зарегистрированный в Верховном Совете 18 декабря 2003 года.
Характеристика и основные положения проекта
Законопроект довольно детально регламентирует деятельность акционерных обществ, порядок их создания, правовой статус, права и обязанности акционеров. Но в нем не предусматривается регулирование особенностей деятельности акционерных обществ на рынке финансовых услуг, государственных акционерных обществ. Также из сферы его действия исключена деятельность обществ, создающихся в рамках приватизации и корпоратизации, до момента исполнения плана приватизации или размещения 75 % акций.
В законопроекте впервые дано определение акционеров. Ими являются юридические и физические лица — собственники акций и государство в лице органа, имеющего полномочия управлять государственным имуществом.
Виды акционерных обществ не изменились, если сравнивать с Законом «О хозяйственных обществах», — они остались закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО). Но в законопроекте установлено максимальное количество акционеров ЗАО. Их не может быть больше 150. Количество акционеров ОАО не ограничено.
Установлен также порядок отчуждения акций ЗАО. Согласно законопроекту, преимущественное право на приобретение отчуждаемых акционером ЗАО акций имеют другие акционеры этого общества. Чтобы определиться, пользоваться им этим правом или нет, дано 45 дней с момента получения уведомления о продаже акционером принадлежащих ему ценных бумаг общества. Максимальный срок для реализации этого права — 90 дней. В принципе, прописание порядка такого отчуждения — это усиление защиты права собственности акционера, поскольку в Законе «О хозяйственных обществах» это право ограничивается.
Законопроект четко обозначил полномочия учредительного собрания. Их теперь у него пять плюс те, что записаны в учредительных документах. В отличие от семи, установленных Законом «О хозяйственных обществах». Новшеством законопроекта является то, что в нем детально урегулирована деятельность органов управления обществом: общего собрания акционеров, наблюдательного совета, исполнительного органа. Четко прописана деятельность должностных лиц АО. Каждому из вышеупомянутых органов посвящен отдельный раздел в законопроекте. Примечательным является то, что часть компетенции общего собрания акционеров передана наблюдательному совету. По прогнозам правительства, это решение ускорит процесс принятия управленческих решений, ни в коей мере не нарушая прав акционеров. Ведь наблюдательный совет избирается среди акционеров и должен защищать их права. Кроме этого, все жизненно важные решения планируется оставить в компетенции общего собрания. Например, не допускать заключения значительных соглашений (рыночная стоимость предмета которого составляет 25 и больше процентов стоимости активов общества по данным последней годовой финансовой отчетности общества) без согласия общего собрания акционеров.
Уменьшен кворум для проведения повторного общего собрания акционеров. Если собрание не состоялось вследствие отсутствия необходимого кворума, то для повторного голосования достаточно более 50 % голосующих акций.
Правительство планирует законодательно закрепить положение, устанавливающее обязательство лица, приобретшего значительный пакет акций (из 60 и более процентов акций, собственниками которых были более 500 человек), предложить другим акционерам продать ему свои акции. Задача данной нормы — предоставить мелким акционерам возможность компенсировать уменьшение контроля над АО.
Кроме этого, закреплены положения об обязательном выкупе акций акционеров самим обществом. Только неизвестно, как понимать положения законопроекта о случаях, когда общество не имеет права выкупать акции, и статьи 66 законопроекта, регулирующей случаи обязательного выкупа акций акционера обществом. Между этими нормами иногда могут возникать коллизии, поскольку право акционера на обязательный выкуп не возникает лишь в случае, если собственный капитал общества меньше размера его уставного, резервного и дополнительного капитала и размера превышения ликвидационной стоимости над номинальной стоимостью акций или может стать меньше вследствие такого выкупа. В законопроекте предусмотрены случаи, когда общество не имеет права выкупать акции акционеров: если общество является неплатежеспособным или станет таковым вследствие выкупа акций у акционеров; если не выплачены дивиденды (относительно привилегированных акций); если часть акций общества, пребывающих в обороте, станет меньше 80 %. Также предусмотрен случай невозможности выкупа акций, если общество уже имеет обязательство по выкупу акций у акционера в соответствии с положениями об обязательном выкупе акций. Коллизия может возникнуть, если акционер заявил о своем праве, когда у общества уже имеется решение по выкупу акций у других акционеров. Или в случае, если общество неплатежеспособное или может стать таковым вследствие обязательного выкупа акций у акционера. По идее, основной принцип законопроекта — защита прав акционеров. Поневоле задаешься вопросом — защита прав каких акционеров предусмотрена в данном случае: продающих свои акции или же остающихся.
Разработчики законопроекта отошли от практики выплаты дивидендов продукцией общества. В проекте четко обозначено, что дивиденды выплачиваются деньгами. Кроме того, обеспечивается право акционера на получение информации о деятельности общества.
Прогнозы и ожидания
Правительство прогнозирует, что принятие законопроекта устранит существующие пробелы законодательства Украины в сфере корпоративного управления и деятельности АО, усовершенствует систему защиты прав акционеров. Ожидается также улучшение инвестиционного климата на Украине. Когда этого произойдет, неизвестно: закон, если он будет принят, вступает в силу через полгода после опубликования, а некоторые его положения — через три года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…