Новогодний балл — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (922) » Новогодний балл

Новогодний балл

Навести порядок на дорогах планируют опять с помощью автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД

Внедрение автоматической фотосъемки и/или видеофиксации, «письма счастья» украинские водители недавно уже более-менее успешно пережили. В декабре 2010 года Конституционный Суд Украины, рассматривая дело об административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, признал неконституционными положения статьи 141 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Примечательно, что во многих странах мира, на уровень жизни граждан которых хотели бы равняться украинцы (Франция, Германия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания), автоматическая система фото и/или видеосъемки зарекомендовала себя положительно и действительно способствует поддержанию порядка.

В этом году, преследуя гуманные цели снижения травматизма и смертности на дорогах, народные депутаты Украины опять поддержали внедрение системы автоматической фото- и видеосъемки. В процессе работы над правительственным законопроектом № 2562 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» народные депутаты старались скорректировать в тексте проекта нормы о механизме наложения штрафа, которые в декабре 2010 года Конституционный Суд уже признавал неконституционными.

Насколько это получилось, покажет практика. Когда эта практика появится у нас на дорогах — занимательный момент, который обсуждают юристы с момента подписания Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» Президентом Украины. 8 августа с.г. Закон был опубликован в «Голосе Украины», и часть его положений вступила в силу с этого дня. Другая часть Закона, касающаяся полномочий Национальной полиции, вступает в силу одновременно со вступлением в силу Закона Украины «О национальной полиции», то есть через три месяца после обнародования Закона «О национальной полиции» — 6 ноября с.г.

Любой, кто пытался понять, какие нормы вступают в силу в ноябре, был явно озадачен несовпадением количества абзацев в тексте Закона и указанного количества в заключительных положениях Закона. Видимо, скорость, с которой принимают проекты, все-таки влияет на качество текстов. Так, абзац 8 подпункта 10, который должен вступить в силу в ноябре, вообще не существует, подпункт 10 состоит из одного абзаца. Также нет абзаца 4 подпункта 23, абзацы 2, 4, 7, 10, 11, 13–15 подпункта 33 тоже не удалось найти, подпункт 33 состоит из одного абзаца. Ни в подпункте 42, ни в подпункте 45 автор статьи тоже не нашел абзац 3. Эти неизвестные абзацы должны вступить в силу в ноябре. Загадочно, не правда ли?

Стоит отметить, что в базе законодательства парламента с недавнего времени появился новый этап прохождения документа — «направлено поручение относительно анализа применения». Этот этап в течение лета появлялся под многими знаковыми законами. На что он влияет и что означает — пытаемся узнать в юридическом управлении парламента.

Все же сомнительным представляется целесообразность начала действия Закона в середине или в конце года по одной простой причине. И эта причина — штрафные баллы, нововведение, которое дает запас для «бесплатного нарушения правил дорожного движения».

Согласно статье 271 КУоАП, штрафные баллы являются взысканием, налагаемым на граждан за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме. Каждому гражданину, который имеет право управления транспортным средством, ежегодно с начала года (со дня получения права управления транспортным средством) и до конца года начисляется 150 баллов.

Таким образом, представляется, что в полной мере ощутить действие нового Закона можно будет с нового, 2016 года, когда всем, кто имеет водительское удостоверение, раздадут баллы. Об этом не написано в Законе, но раздача 150 баллов с 1 января, а не с 6 ноября выглядела бы логичной.

Где и как можно следить за своими баллами, кто ведет их учет — еще один логичный вопрос, но прямого ответа в тексте Закона нет. Так, статья 27-1 КУоАП говорит об информировании собственников транспортных средств (заметим, не водителей, на которых баллы насчитываются) о правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, совершенных на принадлежащих им транспортных средствах. По желанию собственника транспортного средства информация о фиксации в автоматическом режиме административного правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, совершенного на принадлежащем ему автомобиле, может передаваться с использованием сообщений подвижной (мобильной) связи или электронной почты.

Согласно новому Закону, постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, кроме данных, которые и раньше вносились, должно содержать сведения о:

— дате, времени и месте совершения административного правонарушения;

— транспортном средстве, которое зафиксировано в момент совершения правонарушения (марка, модель, номерной знак);

— техническом средстве, которым осуществлена фото- или видеозапись;

— размере штрафа и порядке его уплаты;

— правовых последствиях невыполнения административного взыскания и порядка его обжалования.

К тексту проекта № 2562 среди прочих были замечания относительного того, что собственник транспортного средства, если не он находился за рулем в момент автоматической фиксации совершения правонарушения, чтобы не платить чужой штраф, теоретически мог бы свидетельствовать против своих близких родственников. В тексте нового Закона эта проблема решена довольно элегантным способом: «Собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности за правонарушение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, в случае, если в течение 14 дней с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, зафиксированное в автоматическом режиме, лицо, которое фактически управляло транспортным средством на момент совершения указанного правонарушения, обратится лично или с помощью средств телекоммуникационной связи в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, в уполномоченное подразделение Национальной полиции с соответствующим заявлением о признании указанного факта административного правонарушения и согласия на привлечение к административной ответственности».

Законом устанавливается ответственность юридических лиц, если они являются собственниками транспортных средств. Григорий Павленко, юрист Pavlenko Legal Group, отмечает, что привлечение юридического лица к административной ответственности является нормальной европейской практикой.

Адвокат Ксения Проконова, старший юрист практики правовой безопасности бизнеса АО «Юскутум», приводит опыт других стран в этом вопросе: «Частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ, например, предусматривается юридическая ответственность для юридических лиц практически по всем видам правонарушений, но в части 2 статьи 2.10 сразу же делается поправка, что в случае, если в статьях кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В Калифорнии (США) считается, что при автоматической фиксации нарушения правил парковки презюмируется факт нахождения за рулем зарегистрированного собственника (Транспортный кодекс).

Закон Великобритании «О правонарушениях в дорожном движении» в статье 68 раздела 3 устанавливает требование о привлечении к ответственности собственника, на имя которого зарегистрировано транспортное средство (а собственником может быть как физическое, так и юридическое лицо). В Финляндии и Швеции при невозможности установить личность правонарушителя к ответственности привлекается собственник транспортного средства».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Частная практика

Изменений.net

Акцент

Встречное положение

Государство и юристы

Новогодний балл

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о внутреннем водном транспорте

Предлагается ввести институт частного обвинения в УПК

Скрытую предвыборную агитацию ограничат

Государство и юристы

Счетные усилия

Сборный вопрос

Отличный состав

Документы и аналитика

Ценовое продолжение

Справедливый суд

Вывода нет

Зарубежная практика

Зона иска

Книжная полка

Долговая записка

Неделя права

Заявки на TM online

Будем искать!

Неделя права

Новости из-за рубежа

Компенсация за халатность — 30 млн долларов США

Крупнейшие банки мира обвинили в махинациях с валютными курсами

Неделя права

Сведение налога

С чистого листа

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело о задолженности перед ОКУ направлено на новое рассмотрение

Решение ВСК о продлении срока полномочий обжаловано в суде

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Aequo вошла в список финалистов FT Innovative Lawyers Awards Europe 2015

ЮК Jurimex защитила интересы вкладчика в споре с ФГВФЛ

ЮФ «Астерс» — советник компании Primestar Energy FZE в связи с приобретением ПАО «Укргазпромбанк»

Отрасли практики

Фарватер для суда

Состояние эффекта

Рабочий график

ВСК во ВСЮ

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Электронное администрирование

Обновления системны

Отстранить ошибку

Судебная практика

Отсрочить можно

Бьем за объем

Судебная практика

Судебные решения

Когда начинается отсчет десятидневного срока уплаты согласованного обязательства

Судебная практика

Получить обжалование

Судебная практика

Судебные решения

Об обжаловании решений органов местного самоуправления

Как правильно исчислять пеню за просрочку уплаты алиментов

Судебная практика

Он же памятник!

Ипотечные иски

Непрямой контакт

Тема номера

Найти оговорку

Устроение препятствий

Частная практика

Кадры решают

Інші новини

PRAVO.UA