Как известно, все трудовые отношения на Украине регулируются Кодексом законов о труде, принятым еще Верховным Советом УССР в 1971 году, безнадежно устаревшим и неспособным урегулировать сложившиеся ныне трудовые правоотношения, несмотря на более чем 50 поправок, внесенных в Кодекс с 1991 года. В связи с этим принятие нового Трудового кодекса давно стало насущной необходимостью для Украины.
В связи с этим были разработаны и представлены на рассмотрение Верховного Совета Украины два проекта Трудового кодекса — Кабинета Министров Украины и народного депутата Владимира Коновалюка.
Верховный Совет поддержал проект Трудового кодекса КМУ (р/№ 1038-1) по причине его большей системности, более тщательной кодификации и соответствия Конвенциям Международной организации труда.
19 мая с.г. Верховный Совет своим постановлением поручил Комитету Верховного Совета по вопросам социальной политики и труда подготовить проект Трудового кодекса ко второму чтению.
Проект Трудового кодекса состоит из девяти книг, 33 глав, 429 статей и разработан в соответствии с практикой развитых стран.
Основополагающими положениями проекта являются: установление запрета на любую дискриминацию в сфере труда, нарушение принципа равенства прав и возможностей, ограничение прав работника на доступ к работе. В проекте установлено, что работником может быть физическое лицо, достигшее 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 15 лет, при согласии одного из родителей, могут вступать в трудовые отношения исключительно для выполнения легких работ; лица до 14 лет имеют право на работу в области кинематографии, театра и др. В соответствии с проектом трудовые соглашения могут быть как бессрочными, так и на определенный срок, при этом испытательный срок при приеме на работу — не более 3 месяцев, для отдельных категорий — не более 6 месяцев. Интересным является положение о том, что трудовая книжка находится у работника, а все записи в нее производятся при его желании. Установлены также минимальный отпуск сроком в 24 дня, оплата труда не ниже уровня минимальной заработной платы.
Среди наиболее существенных новелл проекта Трудового кодекса можно отметить следующие.
Трудовые отношения продолжаются в случае ликвидации предприятия или изменения собственника через механизм правопреемства путем перехода прав и обязанностей к новому собственнику предприятия.
Проект гарантирует работникам право на возмещение морального вреда, причиненного работодателем.
Отдельные положения проекта сегодня фактически существуют и с момента вступления в силу будут закреплены законодательно. Так, учитывая реформу права пенсионного обеспечения, ведение и предъявление трудовой книжки не является обязательным, и данное положение нашло свое отображение в проекте. Вместо этого при приеме на работу обязательным является представление свидетельства об общеобязательном социальном страховании и справки налоговой службы о присвоении идентификационного номера. Однако необязательность предоставления трудовой книжки не лишает работодателя права по письменному согласию работника собирать информацию о его трудовой деятельности.
В проекте определено дополнительное право работодателей на отбор работников, в том числе и путем проведения тестирования с целью выбора лучшего кандидата, на них возложена обязанность обеспечивать защиту и конфиденциальность персональных данных работника, оказывать содействие участию работников в управлении работодателем юридическим лицом.
Условия трудового договора
Среди обязательных условий договора в проекте указаны место работы, время начала действия трудового договора, трудовая функция (наименования профессии, специализации, квалификации, должности), условия оплаты труда. Однако следует указать, что в Директиве Европейского Союза (91/533), рекомендованной Советом Европы для выполнения условий Европейской социальной хартии, среди существенных условий трудового договора, кроме выше приведенных, определены следующие: продолжительность оплачиваемого отпуска; продолжительность рассмотрения сообщения со стороны работодателя или работника о расторжении трудового договора или трудовых отношений; продолжительность рабочего дня или недели; заключение коллективного договора, определяющего условия работы работников. Следовательно, изъятие положения о режиме работы и отдыха и отнесения его к дополнительным условиям договора в украинском Кодексе является неправомерным, и это положение только частично отвечает требованиям Европейского Союза.
В проекте, подготовленном ко второму чтению, изъято положение, запрещавшее работнику переходить на работу к конкуренту работодателя, поскольку оно существенно ограничивает конституционное право человека на труд.
Совмещать или не совмещать?
Проект устанавливает определенные ограничения и нормирование работы по совместительству. В частности, ограничивается работа по совместительству лиц, не достигших 18 лет, беременных женщин, если основная работа связана с вредными условиями труда. Продолжительность работы по совместительству не должна превышать 4 часов одного рабочего дня и полного рабочего дня по выходным дням.
В проекте сохранены положения о запрете работы женщин на трудных работах, кроме случаев занятия руководящих должностей. Однако, как уже неоднократно обсуждалось, данное положение не отвечает Европейской социальной хартии в части соблюдения равенства трудовых прав мужчин и женщин и необходимости осуществления активной политики устранения производственных рисков для гарантий безопасности работы как для мужчин, так и для женщин в равной степени.
В проекте практически не ограничивается право работника уволиться по собственной инициативе. Преимущественное право на увольнение имеют только социально незащищенные категории граждан: семейные работники, участники боевых действий, работники с ограниченными физическими возможностями, социально незащищенные граждане, трудоустроенные согласно квотам.
В то же время работодатель вправе уволить работника по экономическим и организационным причинам в случае реорганизации или ликвидации предприятия. К основаниям увольнения за неисполнение трудовых обязанностей дополнительно отнесено нарушение руководителем или членами исполнительного органа хозяйственного общества прав его учредителей.
Следует отметить, что в проекте предусмотрено освобождение работодателя от обязанности получения согласия профессиональных союзов на увольнение, что не могло не вызвать недовольство этих организаций фактическим нивелированием одной из их основных функций на предприятии: защитой прав наемных рабочих.
В проекте закреплено положение о первоочередности выплаты заработной платы из средств, поступающих на банковский счет работодателя или полученных от реализации имущества работодателя. Работники, профессиональное обучение которых было оплачено за счет средств работодателя, обязаны отработать на этого работодателя или возместить ему затраты на обучение.
По сравнению с Кодексом законов о труде, в проекте отсутствуют положения, определяющие конкретный норматив рабочих мест для инвалидов — 4 % всех рабочих мест. По мнению разработчиков проекта, он должен быть предусмотрен в специальном законодательстве. Что касается малых предприятий численностью до 20 работников, то на них не распространяется квота на трудоустройство социально незащищенных граждан и создания рабочих мест для инвалидов.
Комплексный анализ положений проекта позволяет сделать вывод о том, что работодатель является главной фигурой в трудовых отношениях с наемными работниками, что фактически имеет место и сегодня в отношениях работодателя и наемного работника.
По мнению Главного экспертного управления, в проекте недостаточно исчерпывающе выписаны нормы относительно осуществления полномочий центральных органов исполнительной власти в сфере регулирования трудовых отношений. Прежде всего, не конкретизированы субъекты этих полномочий, поэтому не совсем понятно, какие функции может выполнять Министерство труда и социальной политики, Государственный департамент по соблюдению законодательства о труде, Государственный комитет по надзору за охраной труда.
Резко негативно о проекте Трудового кодекса высказалась Федерация профсоюзов Украины, обратившаяся ко всем своим членским организациям с просьбой принять активное участие в обсуждении этого законопроекта, в котором имеет место существенное ограничение прав профсоюзов, значительно сужен объем существующих прав и гарантий наемных рабочих и вместе с тем расширение прав работодателей, что противоречит статьям 22, 43 Конституции Украины. В заключении Федерации профсоюзов Украины отмечено, что право работодателей малого бизнеса без консультаций с профсоюзами определять условия оплаты труда, утверждать правила внутреннего распорядка, устанавливать режим и графики работы, включая работу в выходные дни и деление рабочего дня на части, проводить увольнения и сокращения, ставить стороны трудовых отношений в неравные условия, существенно нарушая права наемных рабочих, чем, в свою очередь, нарушаются положения Конвенции Международной организации труда № 98 о праве на организацию и ведение коллективных переговоров. Кроме того, нормы этой главы предусматривают значительное сокращение срока предупреждения работников малых предприятий и службы занятости о предстоящем увольнении — с двух месяцев до двух недель, что в условиях массовой безработицы является недостаточным сроком. Это нарушает положения Конвенции Международной организации труда № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя.
Стоит отметить, что права работников фактически уже давно нарушаются работодателями, однако в условиях рыночных отношений такие действия работодателей не расцениваются как нарушения.
Проект Трудового кодекса требует серьезных доработок, однако только после вступления его в силу он в полной мере проявит все свои сильные и слабые стороны. Остается надеяться, что слабых сторон будет меньше, и Трудовой кодекс не постигнет судьба многих других законов, поправки и изменения в которые начинают вноситься сразу после их принятия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…