Новаторский поход — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (880) » Новаторский поход

Новаторский поход

Рубрика В фокусе

Одним из самых ожидаемых последствий внедрения норм Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (Соглашение) является, конечно же, приближение украинского законодательства к законодательству и стандартам Европейского Союза.

В данной статье остановимся на нормах Соглашения, предусматривающих порядок охраны торговых марок (термин «торговая марка» охватывает все разнообразие терминов, применяемое в украинском законодательстве относительно обозначений, по которым товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц, включая «знак для товаров и услуг», «знак», «торговая марка» и т.д.) и проанализируем будущие изменения украинского законодательства в этом направлении.

Обонятельные и звуковые торговые марки

Прежде всего следует уделить внимание законодательству, определяющему порядок охраны прав на торговые марки в Европейском Союзе, а именно — Директиве № 2008/95/EC Европейского Парламента и Совета «О сближении законодательств государств-членов в отношении товарных знаков и знаков обслуживания» от 22 октября 2008 года, принятой на замену одноименной Директивы 89/104/EЭC от 21 декабря 1988 года (Директива).

Данная Директива содержит основные принципы и механизмы охраны торговых марок в странах ЕС, определяет, какие обозначения могут быть признаны торговой маркой, а каким должно быть отказано в регистрации, в каких случаях исключительные права на торговую марку могут быть ограничены, что является использованием торговой марки и какая ответственность наступает при ее неиспользовании.

И значительная часть этого документа легла в основу подраздела 2 части 2 главы 9 Соглашения под названием «Торговые марки».

Так, например, пункт 2 статьи 193 Соглашения полностью отражает статью 9 вышеназванной Директивы и определяет основания для отказа в регистрации торговой марки или для признания такой регистрации недействительной.

Сравнение данного пункта с положениями статьи 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (Закон) позволяет говорить о том, что все основания для отказа в предоставлении правовой охраны торговой марке, предусмотренные Законом, содержатся и в Соглашении. Единственной новой для украинского законодательства нормой является подпункт «а» пункта 2 статьи 193 Соглашения: не могут быть зарегистрированы как торговые марки обозначения, которые «не могут представлять собой торговую марку».

Анализ судебных решений суда Европейского Союза позволяет сделать вывод о том, что под обозначениями, которые «не могут представлять собой торговую марку», подразумеваются обозначения, не представленные графически. Ведь, согласно статье 2 Директивы, объектом торговой марки может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, а именно: слова, в том числе имена собственные, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и их комбинации, а также любая другая комбинация таких обозначений. То же положение содержится и в пункте 2 статьи 5 Закона.

Однако человеческая фантазия столь многогранна, что иногда ограничение права на торговую марку только лишь графическими обозначениями не устраивает всех заявителей и самые творческие из них пытаются получить исключительные права на музыкальные произведения, сопровождающие их товары и услуги и этим отличающие их от идентичных товаров и услуг третьих лиц. Или же, к примеру, пытаются в качестве торговой марки зарегистрировать запахи, обосновывая свое желание тем, что именно этот запах будет отличать их товары от товаров других производителей.

В данном случае очень интересными являются судебные решения суда Европейского Союза относительно трактовки нормы о невозможности регистрации обозначений, «не представляющих собой торговую марку».

Так, например, при рассмотрении дела «Shield Mark BV vs Joost Kist h.o.d.n. Memex (Case C-283/01)» национальный суд Нидерландов обратился в суд Европейского Союза за разъяснениями статьи 2 Директивы, а именно: препятствует ли норма о том, что в качестве торговой марки не может быть зарегистрировано обозначение, «не представляющее собой торговую марку», регистрации звуков и шумов? И если нет, то каким требованиям должны соответствовать заявляемые звуки и шумы — достаточно ли их изображения в заявке в качестве музыкальных нот, либо в виде письменного описания в форме звукоподражания, либо в виде сонограммы или электронной записи звука?

Суд  пришел к выводу, что прежде всего при подаче заявки заявитель должен указывать, что речь идет о звуковом знаке. Иначе представленные в его заявке графические формы звуков (ноты, знаки и т.д.) будут регистрироваться как графическая торговая марка. Что же касается самой формы представления звукового знака в заявке, то суд счел недостаточным для регистрации лишь словесное описание знака (например, «вступление к произведению «Весна», или «крик петуха», или простое звукоподражание «ку-ка-ре-ку») либо же указание используемых нот. Достаточным для регистрации, по мнению суда, является представление звукового знака в форме полноценной нотной строки, разделенной на такты, содержащей скрипичный ключ, ноты, паузы и иные музыкальные обозначения, необходимые для точного воссоздания заявленной мелодии.

Не менее интересной была позиция суда ЕС в деле Ralf Sieckmann (Case C-273/00), в котором возник спор о регистрации обонятельного знака, представленного заявителем в заявке в виде химической формулы. В дополнение к формуле заявитель приложил ее письменную трактовку — «метил циннамат», а также описал знак как «запах бальзамический, фруктовый, с легким оттенком циннамона».

Суд пришел к следующему выводу: в случае с обонятельным знаком представление такого знака в заявке в виде химической формулы, путем словесного описания либо приложения образца запаха является недостаточным. Так, химическая формула не устроила суд, поскольку «очень мало людей способны определить в этой формуле запах». Кроме того, по мнению суда, «химическая формула представляет не запах субстанции, а субстанцию как таковую». Что же касается словесного описания знака, то оно не является достаточно понятным и объективным, в то время как образец запаха не соответствует требованию статьи 2 Директивы о графическом представлении знака.

Таким образом, возможно, уже в ближайшем будущем норма об обозначениях, «не способных представлять собой торговую марку», станет частью нашего законодательства и также повлечет за собой сложные и интересные судебные прецеденты.

Общедоступная база данных

Еще одним поводом для обсуждения в данной статье является положение пункта 1 статьи 193 Соглашения, согласно которому Украина и Сторона ЕС предоставляют возможность заявить возражения против поданных заявок на регистрацию торговых марок. С этой целью Украина, кроме прочего, должна обеспечить общедоступную электронную базу данных заявок на торговые марки.

Сегодняшние реалии таковы: согласно пункту 8 статьи 10 Закона, любое лицо может обратиться в учреждение экспертизы с мотивированным возражением против заявки на торговую марку. Можно даже сказать, что и база данных заявок на торговую марку на Украине существует. Однако ключевым вопросом в данном случае является ее общедоступность (в английском варианте — publicly available electronic base).

Так, если база данных зарегистрированных торговых марок действительно является общедоступной (она открыто размещена на сайте Украинского института промышленной собственности (www.uipv.org), доступ к ней абсолютно бесплатен), провести поиск заявленных, но не зарегистрированных обозначений на сегодня возможно лишь через посредника — Украинский центр инноватики и патентно-информационных услуг (www.iii.ua) (Центр). Согласно информации сайта Центра, услуги по поиску заявленных идентичных или схожих до степени смешения знаков являются платными: минимальная стоимость составляет 720 гривен и касается одного словесного обозначения и одного класса товаров и услуг Международной классификации.

Таким образом,  любое заинтересованное лицо может обратиться в Центр и заказать поиск заявленных обозначений, идентичных или схожих с интересуемой торговой маркой. И такой поиск будет абсолютно оправдан, когда есть намерение зарегистрировать торговую марку и начать активное ее использование и при этом необходимо проверить, не заявил ли подобную торговую марку кто-либо еще. Кроме того, многие правовладельцы зачастую проводят такие поиски с целью заранее выявить заявленные обозначения, регистрация которых может нанести им ущерб и вызвать долгие и ненужные споры в будущем.

Однако, с точки зрения требования Соглашения об обеспечении Украиной общедоступной электронной базы заявок на торговые марки, возникает вопрос: предполагает ли общедоступность базы взимание оплаты или нет.

Если, опять-таки, обратиться к международному опыту, то базы данных патентных ведомств ЕС, включая Офис по гармонизации внутреннего рынка, содержат открытую для всех и абсолютно бесплатную информацию относительно заявленных торговых марок. То же касается и патентного офиса США. Какую позицию займет Украина в этом вопросе, посмотрим в ближайшие месяцы.

Новации

Необходимо отметить, что еще многие статьи Соглашения являются новаторскими по отношению к действующему законодательству в сфере защиты прав на торговые марки: это и соотношение прав на торговые марки и географические наименования, и механизмы защиты прав на торговые марки в судебных органах, включая предупредительные и исправительные меры. Но, к сожалению, все эти нормы невозможно охватить в одной статье.

Кроме того, с учетом европейских перспектив очень интересным является анализ положений законодательства ЕС, которые пока не были включены в текст Соглашения, однако, безусловно, являются очень актуальными для украинских реалий, как, например, предусмотренная статьями 3 и 4 Директивы возможность отказать в регистрации или признать недействительной регистрацию торговой марки, заявленной с недобросовестным намерением. Подобные нормы являются образцом всего лучшего, что наработано мировой практикой за последние десятилетия, и перспектива их заимствования не может не обнадеживать специалистов в области украинского законодательства.

 

ГЛУХОВСКАЯ Татьяна — адвокат, патентный поверенный, партнер АК «Коннов и Созановский», г. Киев

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Игры с Ассоциацией

В фокусе

КонтрАКТ

Новаторский поход

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство упрощает порядок концессии

Государство и юристы

Судебная платформа

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предоставление аудиовизуальных услуг урегулируют

Государство и юристы

Текст на пригодность

Государство и юристы

Новости законотворчества

Определен порядок посещения Минюста

Государство и юристы

Ввести счеты

Участки — в памяти

Документы и аналитика

Заменительная история

Нотариальная норма

Книжная полка

Антимонопольные положения

Неделя права

Зарплатный вход

Отборная помощь

Право с выражением

Европейский опыт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Нью-йоркская юрфирма отсудила гонорар успеха в размере 44 млн долл. США

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд признал неправомерным бездействие КМУ

КААС подтвердил законность решения об утверждении регламента ВКДКА

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует ІТ-дистрибьютора по вопросам взыскания задолженности

АО IMG Partners защитило интересы ГК Freedom Farm в судебном споре

АО Arzinger — советник по привлечению кредита аграрной компанией

ЮФ «Астерс» выступила юрсоветником в связи с приобретением компанией Triton Fund сегмента теплообменников компании GEA Group

Отрасли практики

Ликвидационный фон

Хозпросчет

Обеспечение без опасности

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Мыслить глобально

Решения недели

Судебная практика

Не абсолютное право

Отношения без оценки

Не истребовали трудовую

Самое важное

Публичный состав

Соглашение перемирия

Иллюстрация к люстрации

НДС электронно

Судебная практика

Право по курсу

Судебная практика

Судебные решения

Получение публично обещанного вознаграждения потребителем банковских услуг не влияет на условия выплаты пособия по безработице

Судебная практика

Отчет комиссара

Судебная практика

Судебные решения

Полномочия поверенного

Судебная практика

Самовыдвиженцы от партий

Судебная практика

Судебные решения

Особенности налогообложения совместной деятельности по использованию недр

Судебная практика

Проблемные банки

Тема номера

Публичное вступление

Положение связывает

Проставить многоточие

Частная практика

Проверочный ход

Інші новини

PRAVO.UA