Алина НАЗАРЧУК, «Юридическая практика»
Ранее мы уже писали о законодательной инициативе, которой предложено расширить круг лиц, имеющих право осуществлять нотариальные действия. Поддерживаемая Министерством юстиции Украины инициатива (законопроект № 9140 от 1 октября с.г.) относительно введения института «уполномоченных лиц органов юстиции» была раскритикована нотариальным сообществом. В ответ на протест нотариусов в Минюсте предложили другой подход к реформированию нотариата — с помощью расширения перечня лиц, которые смогут претендовать на звание нотариуса. Новая идея министерства была воплощена в проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий защиты государством права собственности» (законопроект № 9311 от 21 ноября с.г.). Стал ли законопроект № 9311 компромиссом между министерством и нотариусами или, наоборот, вызвал новую волну критики, рассмотрим далее.
Попытка номер два
Все началось с того, что Министерство юстиции Украины намеревалось решить вопрос с нехваткой государственных нотариусов в сельской местности. Так, улучшить условия предоставления нотариальных услуг законопроектом № 9140 предлагалось путем введения уполномоченного лица органа юстиции. В соответствии с законопроектом № 9140 уполномоченное лицо органа юстиции сможет, в частности, оформлять наследство, осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а в определенных случаях и корпоративных прав. В связи с этим Нотариальная палата Украины (НПУ) озвучила ключевые предостережения — коррупционные риски и новые возможности для рейдерства. Критику вызвали и квалификационные требования к уполномоченным лицам относительно необязательного наличия у претендента трехлетнего опыта работы в нотариате.
В свою очередь, нотариусы предложили собственный вариант решения проблемы кадрового дефицита — обязать нотариусов после получения свидетельства отработать в сельской местности не менее двух лет, если в нотариальном округе работают один–два нотариуса (альтернативный законопроект № 9140-2).
И уже 21 ноября в здании под куполом был зарегистрирован законопроект № 9311, предлагающий усовершенствование механизма наполнения государственных нотариальных контор.
Законодательная инициатива родилась в Министерстве юстиции Украины, презентовал законопроект в парламенте министр юстиции Павел Петренко.
Авторы нового законопроекта № 9311 акцентируют внимание не на реформировании нотариата, а на его антирейдерской направленности, о чем свидетельствует упрощенное название документа — «РейдерствоСтоп».
Инициаторы законопроекта № 9311 ориентировались на мнение бизнес–сообщества, что подтвердила Ирина Садовская, заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации: «Министерство юстиции совместно с представителями бизнес–ассоциаций и экспертами постоянно работает над тем, чтобы на законодательном уровне перекрыть любые возможности для рейдерских атак. Во время недавней встречи с представителями отечественного и иностранного бизнеса Президент Петр Порошенко поручил правительству и, в частности, нашему министерству усилить и ускорить работу в этом направлении. Это поручение стало катализатором процесса наработки изменений к законодательству, работа над которыми уже осуществлялась. За несколько недель активной работы мы вместе с Союзом украинских предпринимателей (СУП), Европейской Бизнес Ассоциацией (ЕВА), Американской торговой палатой в Украине (АСС), Офисом эффективного регулирования (BRDO), Советом бизнес–омбудсмена и народными депутатами Украины подготовили финальный документ, который учитывает все предложения наших партнеров».
Но все же инициатива не была поддержана нотариальным сообществом. Владимир Марченко, президент НПУ, комментирует: «Законопроект № 9311 — это очередная попытка (после законопроекта № 9140 об «уполномоченных лицах юстиции») создать квазинотариат. Такие инициативы категорически критикуются международными экспертами». Так, НПУ сообщает, что Международный союз латинского нотариата в своем письме к Президенту Украины Петру Порошенко высказал предостережения относительно положений законопроекта № 9311, в частности, из–за отсутствия требований к специализации и квалификации лиц, которые будут совершать нотариальные действия.
Две стороны медали
Остановимся на основных положениях законопроекта № 9311. Рассмотрим новации, касающиеся регулирования деятельности нотариата и положения, направленные на борьбу с таким явлением, как рейдерство.
Итак, предложения относительно упрощения доступа к профессии нотариуса. В частности, законопроект № 9311 устанавливает, что нотариусом может стать работник Министерства юстиции Украины, главных управлений юстиции, консультант государственной нотариальной конторы или уполномоченное лицо органа местного самоуправления, осуществляющее нотариальные действия. Решение о выдаче свидетельств о праве на занятие нотариальной деятельностью таким лицам будет принимать Высшая квалификационная комиссия нотариата на основании представления Министерства юстиции Украины или главных управлений юстиции.
В НПУ считают такой способ получения свидетельства необоснованным. «Бесконтрольная раздача свидетельств нотариусов (без сдачи квалификационного экзамена и без опыта работы помощником нотариуса) чиновникам и другим лицам, не соответствующим высоким квалификационным требованиям, ставит под сомнение бесспорность и качество совершения нотариальных действий», — уверен Владимир Марченко.
В ответ на такие обвинения в Министерстве юстиции Украины подчеркнули, что вопрос повышения квалификации непосредственно затронет государственных регистраторов. «Все государственные регистраторы, которых временно отключили от доступа к реестру за совершение регистрационных действий с нарушением, обязательно будут проходить повышение квалификации путем сдачи тестов», — говорит Ирина Садовская.
Реформирование нотариата затронуло и тему снижения стоимости нотариальных действий для бизнеса и населения. Данная норма касается отмены минимальной платы 1 % от суммы договора для частных нотариусов и, как сообщают в Министерстве юстиции Украины, была единогласно поддержана всеми бизнес–ассоциациями. Стоимость услуги будет определяться исключительно по договоренности сторон. Одновременно вводится скидка в размере 50 % для социально уязвимых категорий населения.
Но такая инициатива нотариальным сообществом не была воспринята. «Объявленная авторами проекта цель отмены минимального размера платы — создание конкуренции для нотариусов — свидетельствует об абсолютной неосведомленности инициаторов законопроекта о природе нотариата. Нотариус не бизнесмен, он выполняет функции, делегированные государством, поэтому для него не может быть введена конкуренция, как она не может быть введена для судей, прокуроров», — комментирует Владимир Марченко.
«РейдерствоСтоп»
Что касается предложений по борьбе с рейдерством, то отметим среди главных новаций лишение коммунальных предприятий права осуществлять регистрационные действия. По статистическим данным Минюста, именно эти предприятия проводят большинство всех незаконных регистраций. В этом ключе НПУ полностью согласилась с Минюстом, но отметила, что предложение о введении нового субъекта государственной регистрации — государственных унитарных предприятий фактически является заменой действующих учреждений.
Бороться с рейдерством законопроект № 9311 предлагает, в частности, путем усиления защиты прав собственности на часть в уставном капитале юридического лица. Так, в случае отчуждения части компании вводится обязательная идентификация лица, которое подписывает договор: с помощью нотариального удостоверения договора или электронной подписи.
В свою очередь, НПУ считает целесообразным закрепление в законодательстве следующих антирейдерских инструментов. «Прежде всего необходимо ввести доступ госрегистратора в реестр путем многофакторной аутентификации, что обеспечит дополнительную защиту от несанкционированного входа в реестры. Также следует обеспечить надежный обмен данными между государственным регистратором и ГП «НАИС» — посредством VPN-канала передачи данных, установить требования для программного обеспечения, которое используется ГП «НАИС» и т.п. Важно также закрепить критерии для проведения мониторинга регистрационных действий, исключающие возможность для любых злоупотреблений (в том числе коррупционных) со стороны контролирующего органа», — рекомендует Владимир Марченко. Отметим, что данные предложения и другие пожелания нотариусов были отображены в альтернативном законопроекте № 9311-1 от 5 декабря с.г.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…