Нормативы для правовых актов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №52 (679) » Нормативы для правовых актов

Нормативы для правовых актов

У Верховного Совета Украины есть вечные темы — законы, проекты которых постоянно регистрируются, но никогда не принимаются. Такими до недавнего времени были, например, Налоговый кодекс, Закон о судоустройстве. Все еще остаются в этой категории Трудовой, Жилищный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, Закон об адвокатуре… Сюда же можно отнести и Закон о законах. Вот скоро уже 20 лет парламент принимает нормативно-правовые акты с разными названиями, не обозначив ключевые правила, не определив, что есть закон, кодекс, регламент, постановление, указ, приказ и кто какой акт может принять, как его потом изменить и как применять нормы.

Очередная законодательная инициатива на сей счет, внесенная народным депутатом Украины Юрием Мирошниченко, 1 декабря с.г. была зарегистрирована в парламенте под № 7409.

Стоит отметить, что среди субъектов нормотворчества автор выделяет не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и территориальные общины. В иерархии нормативно-правовых актов (НПА) решения местных референдумов должны занять место перед решениями местных советов, НПА наименьшей силы.

Что касается других актов, то их предлагается расположить в таком порядке: Конституция Украины — международные договоры, согласие на обязательность которых дана парламентом, законы (включая кодексы), постановления парламента и указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы, распоряжения, постановления, решения министерств и других центральных органов исполнительной власти и других органов государственной власти, постановления Верховного Совета АРК, Совета министров АРК, приказы министерств и других республиканских органов исполнительной власти АРК, приказы территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти, распоряжения председателей областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, распоряжения председателей районных госадминистраций, решения местных референдумов нормативного характера, решения местных советов, акты исполнительных органов местных советов и распоряжения соответственно сельских, поселковых, городских председателей или председателей районного в городе, районного, областного совета.

Проектом предлагается определить требования, которым должен соответствовать проект НПА (то есть сам акт может быть подкорректирован). Он должен по объему регламентации соответствовать предмету регулирования, не дублировать нормы других статей этого же НПА или других НПА, быть внутренне согласованным, иметь логично выстроенную структуру, а также быть понятным, четким, сжатым, компактным и последовательным.

Что весьма важно, законопроектом предлагается урегулировать вопрос внесения изменений в НПА. Статья 21 проекта предполагает, что изменения в НПА могут вноситься путем изменения отдельных положений или принятия акта в новой редакции тем субъектом нормотворчества, который принял (издал) акт, или его правопреемником. Акт, которым вносятся изменения, должен быть того же вида и юридической силы. При этом предлагают запретить внесение изменений в акты, которыми вносятся изменения в другие акты, и обязать в названии акта о внесении изменений указывать название акта, который изменяется, а в тексте — источник официальной публикации.

Отдельно предлагается решить вопрос о том, что делать с актом, нормам которого дано официальное толкование или который признан неконституционным (полностью или частично). В частности, предлагается установить, что в случае признания неконституционным акта или его нормы, такой акт (норма) утрачивает силу с момента принятия решения Конституционным Судом Украины (КСУ), и для этого не требуется внесения изменений в акт. Кроме того, предлагается ввести институт официального разъяснения актов — в отличие от официального толкования, которое в отношении Конституции и законов Украины осуществляет КСУ, официальное разъяснение будут давать сами субъекта нормо­творчества. И те и другие будут обязательными для применения всеми субъектами.

Стоит отметить, что 15 декабря 2010 года был зарегистрирован альтернативный законопроект № 7409-1, внесенный народным депутатом Ксенией Ляпиной. В альтернативном проекте, который гораздо меньше, решается только вопрос об официальном обнародовании нормативно-правовых актов. Не совсем правильным, на наш взгляд, является предложение установить, что официальное обнародование нормативно-правовых актов осуществляется путем размещения информации о НПА на официальном сайте органа, который издал акт. А исполнительным органам местных советов — еще и на входе в здание. Аналогично следует действовать и в случаях, когда у органа нет официального веб-сайта. Думается, что такое предложение преждевременно и нецелесообразно.

Впрочем, если сохранится прежняя тенденция, эти законопроекты вряд ли станут законами, хотя необходимость закона, который бы расставил нормативно-правовые акты «по местам», назрела.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Шкатулка юридических воспоминаний

Актуальный документ

Документы и аналитика

Ипотечное требование

Акцент

Шаг назад — для разгона?

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Нет предела совершенству

И тут им председателя подкинули…

Нормативы для правовых актов

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят Госбюджет-2011

Реформирование системы квалификационных органов нотариата

Присяга прокуроров узаконена

Документы и аналитика

О платежеспособности управляющего

Зарубежная практика

По стопам мировой практики

Лица

Самые деятельные юристы 2010 года

Неделя права

Совет займется мантиями

Неделя права

Новости из-за рубежа

США подали в суд на компанию Ernst & Young

Неделя права

Велеонину Снежинскому исполняется 80 лет

Гражданская палата ВССУ пополнилась судьями

Восстановив — уволить

Подарок от КСУ

Неделя права

Новости из-за рубежа

Голландцы защитили бренд Bavaria

Неделя права

Рекомендованы на админдолжности

Неделя права

Новости из-за рубежа

Австрия отказалась признавать немецкие дворянские имена

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отказал в удовлетворении иска Николая Катеринчука

Государству вернули 11 речных судов

Юристы добились освобождения земкаравана из-под ареста

Подтверждена законность аренды «Президент-Отеля»

Новости юридических фирм

Частная практика

АО «АКТИО» оказало содействие в регистрации Ассоциации международного права

В шорт-лист British Legal Awards впервые попала украинская компания

ЮБ «Деревянчук и Партнеры» отметило свое пятилетие

LCF Law Group — благотворитель Всеукраинской недели права

Рабочий график

Автоматизированное правосудие

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Изменение целевого назначения участков

О составе валовых расходов

Взыскание средств за некачественное выполнение работ

Самое важное

На паркете все те же

Судебная практика

Некоммерческий апостиль

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах принятия наследства

Тема номера

Правовое обеспечение дипломатии

Частная практика

Партнеры бывают разные

Праздник приближается

Юридический форум

Пионеры юридического рынка

Торжество исполнителей правосудия

Юрист Года

Юрист года — Сергей Кивалов

Інші новини

PRAVO.UA