У Верховного Совета Украины есть вечные темы — законы, проекты которых постоянно регистрируются, но никогда не принимаются. Такими до недавнего времени были, например, Налоговый кодекс, Закон о судоустройстве. Все еще остаются в этой категории Трудовой, Жилищный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, Закон об адвокатуре… Сюда же можно отнести и Закон о законах. Вот скоро уже 20 лет парламент принимает нормативно-правовые акты с разными названиями, не обозначив ключевые правила, не определив, что есть закон, кодекс, регламент, постановление, указ, приказ и кто какой акт может принять, как его потом изменить и как применять нормы.
Очередная законодательная инициатива на сей счет, внесенная народным депутатом Украины Юрием Мирошниченко, 1 декабря с.г. была зарегистрирована в парламенте под № 7409.
Стоит отметить, что среди субъектов нормотворчества автор выделяет не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и территориальные общины. В иерархии нормативно-правовых актов (НПА) решения местных референдумов должны занять место перед решениями местных советов, НПА наименьшей силы.
Что касается других актов, то их предлагается расположить в таком порядке: Конституция Украины — международные договоры, согласие на обязательность которых дана парламентом, законы (включая кодексы), постановления парламента и указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы, распоряжения, постановления, решения министерств и других центральных органов исполнительной власти и других органов государственной власти, постановления Верховного Совета АРК, Совета министров АРК, приказы министерств и других республиканских органов исполнительной власти АРК, приказы территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти, распоряжения председателей областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, распоряжения председателей районных госадминистраций, решения местных референдумов нормативного характера, решения местных советов, акты исполнительных органов местных советов и распоряжения соответственно сельских, поселковых, городских председателей или председателей районного в городе, районного, областного совета.
Проектом предлагается определить требования, которым должен соответствовать проект НПА (то есть сам акт может быть подкорректирован). Он должен по объему регламентации соответствовать предмету регулирования, не дублировать нормы других статей этого же НПА или других НПА, быть внутренне согласованным, иметь логично выстроенную структуру, а также быть понятным, четким, сжатым, компактным и последовательным.
Что весьма важно, законопроектом предлагается урегулировать вопрос внесения изменений в НПА. Статья 21 проекта предполагает, что изменения в НПА могут вноситься путем изменения отдельных положений или принятия акта в новой редакции тем субъектом нормотворчества, который принял (издал) акт, или его правопреемником. Акт, которым вносятся изменения, должен быть того же вида и юридической силы. При этом предлагают запретить внесение изменений в акты, которыми вносятся изменения в другие акты, и обязать в названии акта о внесении изменений указывать название акта, который изменяется, а в тексте — источник официальной публикации.
Отдельно предлагается решить вопрос о том, что делать с актом, нормам которого дано официальное толкование или который признан неконституционным (полностью или частично). В частности, предлагается установить, что в случае признания неконституционным акта или его нормы, такой акт (норма) утрачивает силу с момента принятия решения Конституционным Судом Украины (КСУ), и для этого не требуется внесения изменений в акт. Кроме того, предлагается ввести институт официального разъяснения актов — в отличие от официального толкования, которое в отношении Конституции и законов Украины осуществляет КСУ, официальное разъяснение будут давать сами субъекта нормотворчества. И те и другие будут обязательными для применения всеми субъектами.
Стоит отметить, что 15 декабря 2010 года был зарегистрирован альтернативный законопроект № 7409-1, внесенный народным депутатом Ксенией Ляпиной. В альтернативном проекте, который гораздо меньше, решается только вопрос об официальном обнародовании нормативно-правовых актов. Не совсем правильным, на наш взгляд, является предложение установить, что официальное обнародование нормативно-правовых актов осуществляется путем размещения информации о НПА на официальном сайте органа, который издал акт. А исполнительным органам местных советов — еще и на входе в здание. Аналогично следует действовать и в случаях, когда у органа нет официального веб-сайта. Думается, что такое предложение преждевременно и нецелесообразно.
Впрочем, если сохранится прежняя тенденция, эти законопроекты вряд ли станут законами, хотя необходимость закона, который бы расставил нормативно-правовые акты «по местам», назрела.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…