Ноль на рану — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Ноль на рану

Кадровое «обнуление» или плановая ротация: возможные сценарии пертурбаций в составах ВСП и ВККС и их последствия

Ольга КИРИЕНКО  «Юридическая практика»

Так уже сложилось исторически, что органы судейского управления первыми среди всех институций судебной системы Украины «ощущают» смену политических настроений в государстве. Вспомнить хотя бы 2014-й, когда начатый люстрационный процесс и заявленная кампания по восстановлению доверия к судебной власти визуализировались в кадровой перезагрузке органов, ответственных за формирование судейского корпуса, — Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) и на тот момент Высшего совета юстиции (ВСЮ). Похоже, история повторится и в этот раз, другой вопрос: какой путь в этом случае выберут законодатели, представители уже нового созыва Верховной Рады Украины, — революционный (проведут кадровую перезагрузку составов ВККС и Высшего совета правосудия (ВСП) или эволюционный (доверят субъектам формирования этих органов судейского управления планово заполнить возникшие в их составах вакансии)? О возможных сценариях пертурбаций в составах ВРП и ВККС, а также о произошедших за последний месяц кадровых ротациях мы расскажем далее.

Перезагрузочные будни

Слухи о возможном обнулении результатов судебной реформы образца 2014—2018 годов ходили еще до официализации результатов народного волеизъявления на нынешних президентских выборах, ведь «переоценка ценностей» предшественников — это одно из неписанных правил отечественных политиков, которое, судя по всему, не нарушат и представители команды нового главы государства Владимира Зеленского. Насколько масштабной будет ревизия плодов работы прежних судебных реформаторов, пока не ясно. Известно только, что в конце июня с.г. Президент Украины отменил ряд указов Петра Порошенко, в том числе о создании Совета по вопросам судебной реформы и Конституционной комиссии — экспертных институций, где в последние годы рождались главные законодательные новации в части правосудия, в том числе и конституционные изменения 2016-го. При этом новый глава государства создал Комиссию по вопросам правовой реформы как консультативно-совещательный орган при Президенте Украины. Правда, ни положение о Комиссии, ни ее персональный состав пока что не стали достоянием общественности.

А тем временем в профессиональных кругах активно обсуждается идея о грядущей кадровой перезагрузке нынешних составов органов судейского управления. Больше того, соответствующие законодательные сценарии уже были презентованы в здании под куполом. Речь идет как о «депутатских» проектах (подробно о них мы рассказывали в материале «Пот куполом» в № 25 (1121) «ЮП» от 18 июня 2019 года), так и о «президентском». Так, под занавес работы Верховной Рады Украины VIII созыва Владимир Зеленский инициировал новую люстрационную кампанию, 11 июля с.г. зарегистрировав в парламенте проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно очищения власти» (№ 10444). Этим документом среди прочего предложено отказаться от табу на применение люстрации к выборным должностям и распространить запрет, предусмотренный частью 3 статьи 1 Закона Украины «Об очищении власти», на членов ВСЮ (кроме Председателя Верховного Суда Украины), ВСП (кроме Председателя Верховного Суда, который, как известно, входит в состав данного органа по должности), ВККС, а также председателя Государственной судебной администрации (ГСА) Украины и его заместителей, которые занимали соответствующие должности с 23 февраля 2014 года до 19 мая 2019 года и не были уволены в этот период по собственному желанию.

Ноу-хау от главы государства в сценарии очищения власти также является предложение распространить «люстрационный запрет» на профессию адвоката. Для этого предлагается дополнить часть 2 статьи 6 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» новым пунктом 5, согласно которому не может быть адвокатом лицо, подпадающее под запреты, определенные статьей 1 Закона Украины «Об очищении власти». Аналогичное условие предусматривается и в положениях части 1 статьи 32 указанного закона, устанавливающих случаи, когда право на занятие адвокатской деятельностью прекращается путем аннулирования соответствующего свидетельства.

Несмотря на то что многие эксперты не советуют рассматривать предложенный виток люстрационной кампании всерьез (дескать, это лишь «политическая эквилибристика» — тактический нормотворческий шаг команды Президента Украины в преддверии парламентских выборов), для органов судейского управления само по себе появление проекта № 10444 — тревожный сигнал. Это свидетельствует о том, что любые гарантии независимости представителей судебной власти, которыми законодатели так бравируют в ходе проведения очередного реформирования, являются чисто номинальными, с определенным «сроком годности» (распространяются на одну президентскую и парламентскую каденцию).

Еще один сценарий пертурбаций в ВСП и ВККС — это объединение двух органов в один. Сама идея такого «слияния» не нова, ее активно обсуждали еще на этапе подготовки конституционных изменений в части правосудия в 2015—2016 годах. Учитывая тот факт, что ВККС, в отличие от ВСП, не является конституционным органом, на первый взгляд, такое объедение можно провести без особых усилий, то есть достаточно внести изменения в профильные законы — «О судоустройстве и статусе судей» и «О Высшем совете правосудия». Но это только на первый взгляд, ведь в положениях статьи 131 Конституции Украины предусмотрено, что одной из функций ВСП является рассмотрение жалоб на решения соответствующего органа (!) о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи или прокурора. Хотя, возможно, такое отсылочное предписание не станет преградой для интеграции ВККС в структуру ВСП. Больше того, не исключено, что для новой каденции законодательного органа страны внесение конституционных изменений не будет таким серьезным вызовом, как для всех предыдущих парламентских созывов, и новые народные депутаты Украины с легкостью смогут справиться с задачей — собрать как минимум 300 голосов для коррекции положений Основного Закона.

Так или иначе, подобное объединение двух органов в один — процесс довольно трудоемкий и длительный. Можно ли проводить данную процедуру, равно как и полную кадровую перезагрузку органов судейского управления (и то и другое приведет к «параличу» работы этих институций по меньшей мере на полгода!) в условиях кадрового голода, который наблюдается в судебной системе, и большого количества других проблем, которые предстоит решить ВККС и ВСП, — вопрос остается открытым.

Перманентная эволюция

Конечно, не исключено, что новые представители политического бомонда пойдут по эволюционному пути, хотя в составах ВСП и ВККС уже наблюдается некая «революция». Как известно, 10 июня с.г. Владимир Зеленский отменил два указа своего предшественника на главном руководящем посту государства (речь идет об указах, которыми Петр Порошенко назначил членами ВСП Андрея Василенко и Михаила Исакова) и запустил новый конкурсный отбор на две кадровые позиции в составе ВСП. Это решение нового главы государства вызвало бурное обсуждение в юридическом сообществе, мнения которого разделились. Одни юристы утверждали, что такой шаг Президента Украины — это прямое нарушение законов, в частности Основного, которыми не предусмотрены полномочия главы государства запускать механизм прекращения полномочий членов Высшего совета правосудия таким способом. Другие же, напротив, придерживались мнения, что «любое действие имеет противодействие»: дескать, поскольку к самой процедуре осуществления назначения членов ВСП Петром Порошенко были вопросы (напомним, что эта кадровая кампания на определенном этапе была «заморожена» решением Окружного административного суда г. Киева, и разблокировать ее удалось лишь с помощью нормотворческого маневра — внесения изменений в ранее утвержденное Положение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов для осуществления Президентом Украины назначения членов ВСП), ее делегитимизация вполне оправдана. Очевидно, окончательную точку в этой дискуссии поставит суд, причем наивысший: «уволенные» Владимиром Зеленским члены ВСП обжаловали соответствующие указы в Верховном Суде. А тем временем 2 июля с.г. ВСП принял решение об увольнении Михаила Исакова с должности члена этого конституционного органа «по собственному желанию». Почему решение об увольнении было принято с такой формулировкой, догадаться не сложно, ведь чтобы отчислить г-на Исакова из штата ВСП, нужны правовые основания, а Закон Украины «О Высшем совете правосудия», как известно, не предусматривает процедур увольнения/прекращения полномочий членов этого органа судейского управления путем отмены решения об их назначении. Андрей Василенко на официальном сайте ВСП до сих пор (на момент подготовки данной публикации) значится в числе действующих представителей этой институции.

Новый конкурсный отбор кандидатов для назначения членами ВСП по президентской квоте сейчас в самом разгаре. Он вызвал небывалый ажиотаж среди представителей юридического сообщества: на две кадровые позиции в составе этой институции изначально претендовало рекордное количество кандидатов — 63. Справедливости ради, отметим, что вначале эта кадровая кампания особого воодушевления среди юристов не вызвала: за неделю до окончания срока приема заявок от кандидатов в списке претендентов значился только один человек. К участию в конкурсе соответствующей Конкурсной комиссией было допущено 49 претендентов, в их числе, например, значатся Александр Дроздов, который на последнем съезде адвокатов Украины (проходил в феврале с.г.) был избран членом ВККС, Роман Маселко, адвокат, член Общественного совета добропорядочности, а также представители судейского корпуса: Оксана Блаживская и Мальвина Данилова (судьи Хозяйственного суда г. Киева), Роман Брегей (судья Кировоградского окружного административного суда), Лариса Гольник (судья Октябрьского районного суда г. Полтавы) и прочие. Собеседования с допущенными кандидатами будут проводиться в течение трех дней (с 31 июля по 2 августа 2019 года).

Если говорить о других вакансиях в составе ВСП, то таковых на сегодня три (не считая кресла члена ВСП, которое освободил г-н Исаков): две по парламентской квоте (как известно, Верховная Рада Украины VIII созыва так и не приступила к предметному обсуждению этого кадрового вопроса) и одна — неисчерпанный кадровый лимит ученых-юристов. Очевидно, процесс комплектации состава ВСП съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений синхронизируют с заполнением этим же субъектом двух кадровых позиций в составе ВККС — вакансий, которые образовались после назначения Андрея Василенко членом ВСП и прекращения полномочий (в связи с окончанием каденции) Сергея Прилипко.

Следует отметить, что кадровую турбулентность ВККС ощущает уже давно. Это связано в том числе с дискуссиями относительно срока полномочий некоторых представителей этого органа судейского управления, возникшими в связи с законодательными изменениями каденции членов ВККС, которые произошли уже после назначения/избрания нынешних представителей. А начиная с 14 июня с.г., когда стало известно об увольнении Тараса Лукаша с должности члена ВККС по собственному желанию (был назначен председателем ГСА Украины 28 октября 2016-го), на официальном сайте Комиссии с завидным постоянством появляется информация об очередных кадровых ротациях в ее составе. Так, помимо Тараса Лукаша и Сергея Прилипко ряды членов этого органа судейского управления уже покинули Павел Луцюк (в связи с окончанием каденции), делегированный в состав Комиссии 3 июля 2015 года адвокатским сообществом, Андрей Козлов, который был отчислен из штата Комиссии на основании приказа Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека от 27 июня 2019 года № 471/к «Об увольнении Козлова А.Г. с должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины», и делегированная по квоте омбудсмена 19 декабря 2014-го Татьяна Весельская, которая была отчислена из штата этого органа судейского управления с формулировкой «в связи с прекращением полномочий члена ВККС».

Вместе с тем ВККС уже получила новое кадровое пополнение. В ее штат были зачислены три члена: Александр Дроздов (как мы уже отмечали, был делегирован нынешним съездом адвокатов Украины), Сергей Остапец (назначен по квоте председателя ГСА Украины) и Николай Сирош (получил «путевку» в состав ВККС от омбудсмена).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA