В данный момент Крым является спорной территорией с нечетко определенным правовым статусом. С точки зрения наших органов власти, — это территория Украины, и на нее должно распространяться законодательство Украины. В то же время Российская Федерация считает Крым субъектом права России. Соответственно, коллизия правоприменения порождает много вопросов, связанных с возможностью функционирования различных видов деятельности в сфере здравоохранения. С проблемами уже сегодня сталкиваются как субъекты предпринимательской деятельности, ведущие фармацевтический бизнес, предоставляющие медицинские, санаторно-курортные услуги, так и обычные граждане — потребители таких услуг
Для бизнеса в сфере здравоохранения одно из первостепенных мест занимает вопрос лицензирования. Ведь согласно действующему законодательству Украины медицинские услуги, импорт, производство лекарственных средств, их оптовая и розничная торговля подлежат лицензированию.
Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ предоставляет право компаниям вести деятельность в Крыму на основании ранее выданных лицензий государственными органами Украины без ограничения срока их действия (если иное не указано в них самих). Вполне логично, что такая норма закона имеет сферу действия исключительно на субъектов, зарегистрированных на территории АРК. При этом важно заметить, что наличие у субъектов лицензирования самого документа — лицензии не освобождает компании Крыма от требования вести лицензионную деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Статьей 23 этого же закона устанавливается, что законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ действуют на территориях Республики Крым и города Севастополя со дня принятия в РФ Республики Крым. Таким образом, субъекты лицензирования в Республике Крым обязаны будут приводить свою хозяйственную деятельность в соответствие с требованиями российского законодательства.
Юридические лица — субъекты лицензирования, имеющие место регистрации на Украине не на территории АРК, не смогут осуществлять на полуострове свою лицензионную деятельность, поскольку в понимании российского законодательства будут считаться нерезидентами.
Следует отметить, с одной стороны, позитивный момент в сфере здравоохранения, закрепленный постановлением Государственного совета Республики Крым «Об особенностях осуществления реализации и использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Республики Крым в переходный период» от 26 марта 2014 года. Речь идет о правомерности оборота лекарственных средств в Крыму — принимать и продавать лекарства, зарегистрированные на Украине, можно, а вот ввозить на полуостров с материка в сложившейся ситуации — вряд ли. Данный факт, безусловно, приведет к дефициту лекарственных средств и увеличению их стоимости. А некоторые лекарства вообще могут исчезнуть из аптек Крыма.
Фармацевтические компании, зарегистрированные на территории Крыма, должны быть готовы к некоторым нововведениям, которые возможны в связи с применением российского законодательства на полуострове. Так, в крымских СМИ исчезнет реклама любых медицинских услуг и фармацевтических препаратов, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. В противном случае это будет считаться нарушением части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Ведь, в отличие от норм права Украины, этот закон позволяет осуществлять рекламу таких услуг только «в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях». Однако выход из данной ситуации существует: в рекламе клиника может указать свой профиль (не обозначая перечень услуг!) и использовать формулировки «помощь при…», «решение проблем…».
В деятельности медицинских учреждений Крыма могут возникнуть глобальные изменения, связанные с адаптацией к системе здравоохранения Российской Федерации, к особенностям работы российских страховых организаций. В России функционирует обязательная страховая медицина. Крымские медицинские кадры в настоящее время не готовы к работе в условиях обязательного медицинского страхования. Специалисты не владеют знаниями российской нормативно-правовой базы, регулирующей правила оказания услуг и экспертизы качества медицинской помощи в данной сфере. Следует учитывать, что медицинскому персоналу в Крыму — гражданам Украины необходимо получать либо российское гражданство, либо разрешение на работу как иностранным гражданам.
Необходимо также обратить внимание, что доктора и фармацевты, дипломы которых были выданы на территории Украины, смогут продолжить работу на основе имеющихся документов об образовании. Так, статьей 12 Федерального закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым предусмотрено, что на данной территории действуют документы об образовании, выданные официальными органами Украины, АР Крым, г. Севастополя.
Также аннексия Крыма, с одной стороны, фактически лишает социально не защищенные категории украинцев права на получение льготных путевок в крымские здравницы, а сотрудников предприятий — права воспользоваться профсоюзными путевками и отдохнуть в Крыму. С другой стороны, негативная тенденция будет прослеживаться и для самих крымских здравниц. Ведь граждане Украины всегда составляли основную часть отдыхающих на территории полуострова, соответственно, пансионаты, санаторно-курортные учреждения получали дополнительное финансирование за счет реализации профсоюзных путевок. После присоединения Крыма к России такое лицо будет иметь право на «социальную» путевку только при наличии российского полиса обязательного медицинского страхования.
СЛОБОДНИЧЕНКО Марина — партнер ЮК Jurimex, г. Киев,
ГРИЦАК Ольга — юрист ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…