С целью закрепления неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной, общественной безопасности и коррупционные преступления действующим Уголовным процессуальным кодексом (УПК) Украины установлена возможность осуществления специального судебного производства, то есть судебного рассмотрения уголовного производства в отсутствие обвиняемого.
Для усовершенствования института специального судебного производства 4 ноября 2016 года в Верховный Совет Украины был подан законопроект о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно отдельных вопросов осуществления специального досудебного расследования и специального судебного производства) № 5360, необходимость в принятии которого вызывает сомнения.
Так, законопроект предусматривает дополнение УПК Украины новой статьей 321 и устанавливает, в частности, следующее: «При наличии чрезмерной судебной нагрузки Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел по мотивированному обращению Генерального прокурора, руководителя региональной прокуратуры, их первых заместителей и заместителей может определить любой другой суд для рассмотрения соответствующих ходатайств и осуществления специального судебного производства».
Однако инициаторы законопроекта не учли увеличения уже существующей чрезмерной нагрузки в суде кассационной инстанции в связи с многочисленными обращениями. Также законопроектом создаются предпосылки, при которых суд будет нарушать пятидневный срок на рассмотрение ходатайств, предусмотренных самим законопроектом.
Кроме того, институтом специального судебного производства не установлены основания апелляционного обжалования приговора суда первой инстанции, вынесенного по результатам упрощенного судебного производства.
Считаем, что по аналогии с частью 1 статьи 394 УПК Украины относительно возможности обжалования судебных приговоров, принятых в специальном судебном производстве, целесообразно указать, что приговор суда первой инстанции, вынесенный по результатам специального производства, не может быть обжалован в апелляционном порядке на основаниях рассмотрения производства в отсутствие участников судебного производства, неисследования доказательств в судебном заседании или с целью обжалования обстоятельств, установленных досудебным расследованием.
Следует отметить низкий уровень аргументации законопроекта и избрание инициаторами законопроекта неверного вектора реформирования и усовершенствования института специального судебного производства.
КОКОШ Родион — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…