Ситуация с безопасностью дорожного движения на Украине, безусловно, улучшается. Одним из определяющих факторов стало существенное усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД), а также введение механизма фото-, видеофиксации таких нарушений. Однако осталось множество объективных факторов (качество дорожного покрытия и инфраструктуры, действия сотрудников госавтоинспекции), провоцирующих правонарушения, и устранить их исключительно законодательными мерами попросту невозможно. К этому, в частности, и апеллируют авторы законопроектов, предлагающие либерализировать санкции за нарушения ПДД. Еще один «популярный» аргумент — несоответствие размера штрафов материальному состоянию граждан.
Народные депутаты Украины Святослав Олийнык, Юрий Трегубов, Андрей Портнов и Вадим Коротюк (законопроект № 4403) предлагают снизить административные штрафы за нарушение ПДД в среднем в 4 раза; передать в компетенцию суда рассмотрение дел, которые касаются безопасности дорожного движения и по которым лицо не признает свою вину в совершении правонарушения; установить необходимость составления протокола об административном правонарушении с выполнением соответствующих требований КоАП по материалам, зафиксированным с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств; законодательно запретить сотрудникам ГАИ направлять свою деятельность на фиксацию как можно большего количества правонарушений вместо обеспечения безопасности дорожного движения (в частности, предлагается запретить патрулирование ближе 200 метров к дорожным знакам, которые указывают на начало населенного пункта, ограничение скоростного режима и т.д., скрывать из зоны обзора патрульный автомобиль, останавливать транспортные средства для проверки документов). Кроме того, народными депутатами предлагается введение нормы, согласно которой при признании лицом своей вины в совершении правонарушения размер взыскания не может превышать двух третей максимального размера наиболее сурового вида взыскания.
В законопроекте № 4435 (автор — народный депутат Украины Игорь Криль) также содержится предложение снизить размер штрафных санкций и урегулировать порядок фиксации правонарушения техсредствами. В частности, он предлагает установить, что фотофиксация нарушений ПДД специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме без составления протокола о совершении административного правонарушения, является возможной только в случае, если такие средства установлены стационарно.
А фиксация правонарушения нестационарными специальными техническими средствами, по мнению народного депутата, должна быть основанием для остановки транспортного средства работниками ГАИ с целью составления протокола о совершении административного правонарушения (соответствующие материалы фотофиксации в таком случае являются только одним из доказательств совершения правонарушения).
Народные депутаты Украины Олег Зарубинский и Александр Шепелев (законопроект № 4137) считают, что применение органами правопорядка технических средств фото- и видеонаблюдения для выявления и фиксации нарушений ПДД возможно лишь при условии установления соответствующих знаков, которые предупреждают водителей о применении видеокамер. А привлечение к административной ответственности на базе фото- и видеодокументов должно быть только в том случае, когда фиксация нарушения ПДД произошла в зоне, определенной такими специальными знаками.
Вынуждены согласиться, что рациональное зерно в законопроектах есть, и несовершенство и неэффективность некоторых из принятых норм признают даже их авторы. Но очевидно и другое — излишняя динамичность и непоследовательность законодательного регулирования (например, пересмотр закона всего через полгода его действия) негативным образом скажется на авторитете государства и уровне правосознания общества. А относительно безопасности дорожного движения это будет означать резкое увеличение количества правонарушений и возврат к положению предыдущих лет, расцениваемому специалистами как критическое.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…