Старт нового витка судебной реформы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 46 » Нет чуда без добра

Нет чуда без добра

Старт нового витка судебной реформы

Рубрика Акцент
Церемониального чуда не произошло — глава государства дал добро на старт нового витка судебной реформы: что дальше?
Отбор «верховных» судей новый состав ВККС должен завершить до 7 апреля 2020-го

Техническая заминка с официализацией Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» (Закон) вселила в представителей отечественной Фемиды надежду, пусть и призрачную, на то, что глава государства услышит призыв международного и отечественного юридического сообщества, в частности Верховного Суда (ВС), и применит право вето к этому документу. Но все иллюзии рухнули, когда стало известно, что в здании под куполом разблокировали процесс «освящения» Закона (в последний день октября 2019-го были рассмотрены три проекта постановлений об отмене результатов парламентского голосования 16 октября с.г. за указанный акт, которые в результате не нашли поддержки у большинства народных депутатов Украины) и его таки «довели до ручки»: сначала спикера парламента, а затем и Президента Украины. В начале прошлой недели Владимир Зеленский поставил свой автограф под законодательным актом, сулящим масштабные преобразования не только в органах судейского управления, но и в ВС, предельная численность судей которого должна сократиться в два раза — с 200 до 100. 6 ноября с.г. Закон был опубликован в газете «Голос Украины», а уже на следующий день вступили в силу его основные положения.

Этот Закон, как и большинство нормотворческих «продуктов», направленных на проведение масштабных преобразований в тех или иных сферах, нужно начинать читать с конца — с заключительных и переходных положений, в которых установлены четкие временные рамки для реализации ключевых новаций. Итак, 7 ноября с.г. стало точкой отсчета для трехмесячного срока на кадровую перезагрузку Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС): в этот день прекратились полномочия нынешних 13 членов Комиссии. Еще двое представителей ВККС — Татьяна Широян, судья Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, и Александр Панасюк, судья Винницкого апелляционного суда, которые были делегированы в состав Комиссии 30 октября с.г. в ходе проведения XVII внеочередного съезда судей Украины, остались «номинальными» членами: их каденция завершилась, так и не начавшись.

Для кадрового перезапуска ВККС законодатель отводит Высшему совету правосудия (ВСП) 90 дней. Из независимого органа судейского самоуправления Комиссия фактически переводится в разряд институции, которая полностью подчиняется ВСП. Напомним: ранее в состав ВККС входили 16 членов, которые избирались/назначались как коллегиальными органами (съездом судей — восемь человек, главными форумами адвокатов и ученых-юристов — по два человека), так и конкретными должностными лицами — омбудсменом и председателем Государственной судебной администрации Украины (квота каждого субъекта — два члена Комиссии). Новым Законом предлагается совершенно иной концепт формирования ВККС. В ее состав будут входить 12 членов, назначаемых Высшим советом правосудия по результатам конкурса сроком на четыре года. Конкурс на занятие должности члена ВККС будет проводить ВСП на основе принципов верховенства права, публичности и политической нейтральности, правда, не самостоятельно, а с помощью специальной конкурсной комиссии. В ее состав должны входить шесть человек: три лица, избранные Советом судей Украины из числа его членов, и еще три человека из числа международных экспертов, предложенных международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами, в состав Общественного совета международных экспертов, созданного в соответствии с Законом Украины «О Высшем антикоррупционном суде». Именно мнение международных экспертов является приоритетным: решение конкурсной комиссии считается принятым, когда за него проголосовало большинство от присутствующих ее членов, если только три человека из числа проголосовавших за это решение являются международными экспертами.

После вынужденной трехмесячной паузы в работе ВККС деятельность нового состава этого органа судейского управления будет осуществляться форсированными темпами. Так, в течение двух месяцев после перезагрузки Комиссии (законодательный  дедлайн для этого — 7 февраля следующего года) ей предстоит завершить процедуры отбора кандидатов на должность судьи местного суда, объявленного решением ВККС от 3 апреля 2017 года № 28/зп-17, а также продолжать дела своих предшественников — проводить другие процедуры, которые были начаты прежним составом ВККС.

Правда, в первые месяцы дебюта новой ВККС всеобщее внимание будет приковано к другому кадровому действу — отбору судей в кассационные суды в составе ВС из числа «верховных» судей по критериям профессиональной компетентности, этики и добропорядочности, который будет проводиться с целью реализации законодательного концепта о сокращении максимальной численности судей наивысшей судебной инстанции страны с 200 до 100 человек. Напомним, что ВС — единственный суд в системе судоустройства Украины, предельная численность судей которого установлена в Законе, но суммарное количество судей, работающих в четырех кассационных судах ВС, может быть значительно меньшим, чем предложенная законодателем кадровая планка. Скажем, не 100 человек, а 90 или 80: количество судей будет определять Государственная судебная администрация Украины по согласованию с ВСП, с учетом законодательных требований, в частности, относительно палат, которые обязательно создаются в кассационных судах, и порядка формирования Большой Палаты ВС.

В заключительных и переходных положениях Закона также оговаривается, что судьи кассационных судов в составе ВС продолжают осуществлять правосудие в пределах полномочий, определенных процессуальным законом, до момента принятия соответствующего решения ВСП: именно этому конституционному органу предстоит «освятить» результаты кадрового отбора, проведенного ВККС. Правда, вначале этим органам судейского управления предстоит создать соответствующую нормативно-регламентную базу: порядок проведения отбора судей в кассационные суды в составе ВС будет утверждаться ВККС по согласованию с ВСП. Последним днем работы «верховного» судьи, не прошедшего процедуру данного отбора, является дата, указанная в решении ВСП: такой судья может быть переведен в соответствующие апелляционные суды с учетом рейтинга, сформированного по результатам конкурсного отбора.

Помимо перезагрузки ВККС и частичного кадрового перезапуска ВС Высшему совету правосудия предстоит принять решение об утверждении персонального состава Комиссии по вопросам добропорядочности и этики на основании и в пределах предложений субъектов формирования такого органа. Дедлайн для реализации этой реформенной новации — также 90 дней. Отметим, что в состав данной институции будут входить три члена ВСП и аналогичное количество международных экспертов, кандидатуры которых должны предложить иностранные институции, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами, в состав Общественного совета международных экспертов, созданного согласно Закону Украины «О Высшем антикоррупционном суде». Соответствующие кадровые предложения должны поступить в ВСП, как оговаривается в положениях новеллы — статьи 281, которой был дополнен Закон Украины «О Высшем совете правосудия», на протяжении 20 дней с момента вступления в силу Закона.

Комиссии по вопросам добропорядочности и этики в течение 30 дней со дня ее создания предстоит проверить членов ВСП (кроме Председателя ВС, который входит в состав этого органа по должности), назначенных/избранных на должность до вступления в силу Закона, на соответствие «критериям добропорядочности, этических стандартов судьи как составляющей профессиональной этики члена ВСП, по результатам чего она может принять решение об увольнении (!) члена Высшего совета правосудия». Правда, такая формулировка пункта 10 раздела «Заключительные и переходные положения» Закона явно диссонирует с положениями «тела» Закона, где (в частности, в упомянутой статье 281) оговаривается, что Комиссия может лишь инициировать вопрос об увольнении члена ВСП — вносить соответствующие представления, а само решение должен принимать непосредственно Высший совет правосудия.

Еще одна довольно дискуссионная новация, которая также заложена в заключительных и переходных положениях Закона, касается сферы компетенции Комиссии по вопросам добропорядочности и этики. Среди прочего устанавливается, что в течение шести лет со дня вступления в силу Закона такая Комиссия уполномочена привлекать судью ВС к ответственности за совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи или выявляет его несоответствие занимаемой должности, а также за нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества. При этом Комиссия руководствуется правилами статей 48, 49 Закона Украины «О Высшем совете правосудия» и пользуется полномочиями Дисциплинарной палаты. При этом уточняется: если по фактам, которые проверяет Комиссия, осуществляется дисциплинарное производство Дисциплинарной палатой ВСП, Палата прекращает дисциплинарное производство и передает собранные к этому времени материалы Комиссии по вопросам добропорядочности и этики. Установив указанные факты, Комиссия вносит в ВСП представление об увольнении судьи с должности. Однако такая дисциплинарная миссия явно не вписывается в определенный законодателем концепт работы этой институции: Комиссия по вопросам добропорядочности и этики является коллегиальным органом, который действует при ВСП и создается в целях обеспечения прозрачности и подотчетности членов органов судейского управления.

Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA