На сегодняшний день на Украине вклад малого бизнеса в ВВП страны не превышает 5 %, в то время как в зарубежных странах этот показатель очень часто достигает 60 %. Но, несмотря на не всегда благоприятные и часто меняющиеся условия ведения бизнеса, в стране наблюдается рост количества субъектов малого предпринимательства, которые, как правило, достаточно мобильны и формируют важную социальную прослойку предпринимателей-собственников. Малый бизнес является привлекательным благодаря простой организационной структуре, небольшому количеству работников, возможности для быстрого принятия решений, что, в свою очередь, позволяет быстрее подстраиваться под потребности потребителей. Единственной проблемой при этом является режим налогообложения.
После вступления в силу изменений в Налоговый кодекс (НК) Украины, внесенных Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения» № 4014-VI от 4 ноября 2011 года (Закон № 4014-V), упрощенная система налогообложения кардинально изменится — возможностей у субъектов хозяйствования — «единщиков» по сравнению с предыдущим порядком станет значительно больше.
Начиная с 1998 года, когда была введена упрощенная система налогообложения, индекс потребительских цен и минимальная заработная плата значительно выросли. Невзирая на стабильность предельного уровня дохода, который дает возможность применять упрощенную систему налогообложения, высокая инфляция снизила реальный допустимый показатель более чем в пять раз. Как следствие, в период экономического роста субъекты малого бизнеса в условиях роста оплаты труда должны были сокращать свои реальные обороты, чтобы остаться на упрощенной системе налогообложения. Фактически упрощенная система до принятия изменений играла дестимулирующую роль в развитии и укреплении малого бизнеса, хотя по своей экономической сути должна выполнять обратную функцию.
Закон № 4014-VI разработан во исполнение Программы экономических реформ Президента Украины на 2010 — 2014 годы «Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», основной идеей которой является построение современной, стойкой, открытой и конкурентоспособной в мировом масштабе экономики, формирование профессиональной и эффективной системы государственного управления и повышения благосостояния украинских граждан. Цель изменений — комплексное усовершенствование упрощенной системы налогообложения и установление четкого регулирования фискальной процедуры для субъектов малого предпринимательства. Но принесут ли эти изменения долгожданное упрощение «жизни» малого бизнеса?
С одной стороны, мы имеем расширение возможностей, позволяющих субъекту хозяйствования применять упрощенную систему налогообложения, снижение ставок налога, частичное возобновление возможности зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость, упрощение порядка ведения учета и, к счастью многих плательщиков налога на прибыль, возвращение возможности отнесения расходов, понесенных при сотрудничестве с упрощенцами, к валовым. С другой же стороны, мы имеем ряд «но»: плательщики налога на прибыль смогут работать не со всеми упрощенцами, а только с теми, кто относится к третьей и четвертой группам, далеко не все упрощенцы смогут зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость, а объем норм, которые регулируют упрощенную систему налогообложения, вырос в десять раз, что обязательно повлечет за собой и рост количества спорных ситуаций относительно порядка их применения, и опять, затаив дыхание, мы будем ждать очередных разъяснений налоговых органов.
При формировании вывода Комитет Верховного Совета Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики на своем заседании 1 июня 2011 года изложил замечание, что изменения упрощенной системы налогообложения содержат ряд положений, которые не будут способствовать прозрачности ведения учета операций с получением услуг от предпринимателей. Все эти нововведения создают позитивное поприще для легализации доходов, полученных преступным путем, с чем наша страна в последнее время активно борется: с системой уклонения от уплаты налогов.
С другой стороны, градация упрощенцев содействует развитию малого предпринимательства, так как расширяет реальные объемы дохода, которые дают право предпринимателям на применение упрощенной системы налогообложения. Предоставляя «налоговые привилегии» представителям малого бизнеса, государство содействует увеличению их количества, что, в свою очередь, способствует плодотворному развитию «здоровой» конкуренции, увеличению самозанятости граждан, созданию новых рабочих мест и, естественно, наполнению местных бюджетов за счет уплаты единого налога. Все это, в целом, должно привести к оздоровлению экономики и позитивному восприятию государства в сознании граждан.
С прошлого года мы наблюдаем за внедрением в жизнь налоговой реформы. К слову, новый НК Украины с момента вступления его в силу менялся и дополнялся уже одиннадцать раз. Год назад представители малого бизнеса выходили на Майдан Независимости с акциями протеста относительно новых правил налогообложения, и только сейчас законодатель наконец-то принял нормы, регулирующие упрощенную систему налогообложения, что, в принципе, должен был сделать еще тогда. Что принесут нам эти изменения? Узнаем в следующем году.
ДЕРКАЧ Александра — партнер правовой группы «Маэстро и Партнеры», г. Киев
Артем СТОЯНОВ,
старший партнер LCF Law Group
Новая упрощенная система налогообложения содержит целый перечень нюансов, которые могут доставить немало хлопот физическим лицам — предпринимателям, разделенным на три группы в зависимости от объема дохода, характера деятельности и количества наемных работников. Сейчас «упрощенцы» в срочном порядке должны определяться, как правильно организовать свой бизнес в дальнейшем, чтобы это не привело к экономическим потерям и проблемам с налоговой.
Запрет добровольной регистрации плательщиком НДС, а также право налоговых органов аннулировать свидетельства плательщиков единого налога, например, при осуществлении уже запрещенных на единой системе видов деятельности могут привести к сворачиванию еще «неокрепшего» бизнеса некоторых «единоналожников».
Наряду с этим, несмотря на прописанный порядок перехода с общей системы на единый налог и требования для субъекта на соответствие определенным критериям «упрощенца» в течение предыдущего года, в Налоговом кодексе нет ни слова о том, каким образом такой субъект может (или должен) подтвердить, чем он действительно занимался раньше.
Иван МИЩЕНКО,
руководитель практики судебного права АФ ENGARDE
По сути, четырехступенчатая система определения статуса плательщика единого налога вводится с целью стимулирования малого бизнеса. Законодатель хочет если не обеспечить массовый возврат граждан в официально зарегистрированную «армию частных предпринимателей», то хотя бы остановить их отток.
В целом нововведения позитивны. Но существует ряд вопросов, которые как минимум являются спорными. Во-первых, не совсем понятно, может ли частный предприниматель «двигаться» по этой условной четырехступенчатой структуре, и каким образом будет происходить изменение его статуса. Во-вторых, по сути, согласно статье 170 НК Украины, вводится новый вид налога — для физических лиц, которые осуществляют несистематическую продажу товаров. При этом предложенная формулировка нового налога вызывает много вопросов, на которые в тексте статьи ответов нет, не говоря уже о том, что этот налог не отражен соответствующим образом в статье 10 НК Украины. В-третьих, не до конца понятны причины исключения из перечня лиц, на которых распространяется нововведение, нерезидентов Украины. Ведь это как минимум противоречит принципам равенства и недискриминации, установленным тем же НК Украины. В-четвертых, полномочия налоговых органов, в частности, в разрезе предоставления или непредоставления частному предпринимателю «нового» статуса, не содержат каких-либо рамок либо перечня оснований для предоставления или непредоставления такого статуса, что создает поле для злоупотреблений.
Кроме того, в сложных рыночных условиях ответственность за превышение лимитов деятельности частных предпринимателей, по моему мнению, несправедлива. Очень сложно точно сказать, какие цены будут на тот или иной товар в течение года, поэтому логичнее было бы штрафовать частного предпринимателя как раз исходя из той суммы, на которую он превысил установленный лимит, а не из всей суммы.
Константин СИДОРЕНКО,
директор ЮК Legal Eagles
В связи с увеличением лимитов по доходу и количеству наемных работников плательщиками единого налога отныне смогут стать значительно больше субъектов хозяйствования. В то же время количество физических лиц — предпринимателей, уплачивающих налог по фиксированной ставке, наоборот, уменьшится: часть тех, кто ныне платит фиксированный налог, согласно новым законодательным нормам, окажутся зачисленными в третью категорию «упрощенцев».
Изменения в Налоговый кодекс Украины устанавливают перечень лиц, которые не могут быть плательщиками единого налога в принципе. Так, в категорию тех, кто отныне не может пользоваться упрощенной системой, среди прочих, попали финансовые посредники (кроме страховых агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров), субъекты, осуществляющие деятельность по управлению предприятиями, и др. При этом среди видов деятельности некоторых компаний, преимущественно юридических и консалтинговых, значатся такие, как финансовое посредничество и управление предприятиями. Поскольку значительная часть их при этом являются плательщиками единого налога, то с 2012 года им придется отказаться от указанных видов деятельности либо перейти на общую систему налогообложения. Напомним, что заявления на получение свидетельства плательщика единого налога в 2012 году принимаются налоговыми органами до 25 января.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…