Одним из ключевых принципов адвокатской деятельности является принцип независимости. Это определено, в частности, Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон) и международными правовыми актами, как то: Основными положениями о роли адвокатов, Общим кодексом правил для адвокатов стран Европейского Сообщества, Стандартами независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов. Согласно последним, задачи, выполняемые адвокатом в процессе профессиональной деятельности, требуют его абсолютной независимости и отсутствия какого-либо влияния на него, связанного с внешним давлением. Независимое положение адвоката способствует укреплению в обществе доверия к процедурам правосудия и беспристрастности судей. Адвокату следует избегать всяких стеснений собственной независимости и не поступаться принципами долга ради интересов других лиц.
Что же касается юристов, предоставляющих правовую помощь полностью или частично за счет государственных средств, то гарантиями профессиональной независимости они должны быть обеспечены путем организации независимого управления системой оказания такой помощи, контроля над ее деятельностью, бюджетом и персоналом и признания того, что первичными для адвоката являются обязательства перед клиентом.
То есть принцип независимости адвоката исключает любые внеправовые его ограничения при исполнении обязанностей по оказанию правовой помощи. И эта норма едина для всех адвокатов независимо от сферы практики, организационной формы деятельности и размера гонорара.
Что касается украинской адвокатуры, то надо помнить: Правила адвокатской этики, утвержденные Учредительным съездом адвокатов Украины 17 ноября 2012 года, возлагают основную ответственность за создание и обеспечение гарантий реализации независимости адвокатов на Национальную ассоциацию адвокатов Украины (НААУ). А часть 2 статьи 6 Правил обязывает адвоката противостоять любым попыткам посягательства на его независимость, быть мужественным и принципиальным при исполнении своих профессиональных обязанностей, отстаивании профессиональных прав, гарантий адвокатской деятельности и их эффективном использовании в интересах клиентов.
По моему мнению, независимость относится к тем понятиям, которые нельзя рассматривать как частичные — она может быть исключительно абсолютной, как и свобода.
Вместе с тем адвокатура является одним из важнейших институтов в системе обеспечения государством доступа к правовым услугам, в том числе бесплатной первичной и вторичной правовой помощи. Так, сегодня государство реализует гарантию получения правовой помощи бесплатно (часть 1 статьи 59 Конституции Украины) путем внедрения системы центров по оказанию бесплатной правовой помощи (БПП), которые привлекают адвокатов для выполнения этой задачи. Но сохраняется ли при этом принцип независимости адвокатской деятельности?
Проанализировав законодательство Украины относительно предоставления бесплатной правовой помощи, мы обнаружим следующее.
Во-первых, принцип независимости адвокатуры не предусмотрен принципами государственной политики в сфере предоставления БПП, и о нем можно только догадываться, поскольку часть 2 статьи 26 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи» (Закон о БПП) отсылает к другим нормативно-правовым актам.
Во-вторых, полномочия руководящих органов системы БПП не исключают косвенного влияния на адвокатов: по содержанию статьи 17 Закона о БПП именно центры могут ходатайствовать об исключении адвоката из Реестра адвокатов, предоставляющих вторичную БПП на основаниях, в частности, ненадлежащего исполнения условий договора. А поскольку законодательного определения ненадлежащему исполнению не дано, есть риск, что «ненадлежащесть» будет определяться директором центра по его (как любого человека) субъективному усмотрению. Также опасность усматривается и в полномочиях директора центра распределять дела между адвокатами и утверждать график их дежурства.
В-третьих, центры БПП заключают контракты с адвокатами на постоянной основе. Согласно Кодексу законов о труде Украины, контракт — особая форма трудового договора, то есть соглашения между работником и учреждением, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему распорядку…
В этом контексте нельзя обойти вниманием и довольно близкие принципу независимости адвокатуры принцип конфиденциальности и институт адвокатской тайны, которые едины для всех без исключения адвокатов. Их надо соблюдать даже при работе через центры БПП. В то же время, напомним, нарушение адвокатской тайны повлечет нарушение не только прав адвокатов, но и прав клиентов. Информация и документы могут утратить статус адвокатской тайны исключительно по письменному заявлению клиента.
Но и они не защищены законодательством о БПП. Так, договор/контракт центр БПП заключает непосредственно с адвокатом. При этом клиент с адвокатом никаких договоров не заключает, хотя именно такое соглашение во многих случаях является правоустанавливающим для таких отношений. В то же время процедура заключения договора между центром и клиентом четко не определена. Думается, что правильным выходом было бы введение возможности заключения трехсторонних договоров (центр — клиент — адвокат).
С другой стороны, нельзя обойти вниманием и требование пункта 10 части 1 статьи 28 Закона о БПП — об утверждении стандартов качества БПП.
Какими будут эти стандарты, кем и каким образом будет проводиться проверка их соблюдения при оказании БПП, неясно. Однако очевидно, что в случае проверки всего или части адвокатского производства есть высокий риск нарушения статьи 23 Закона, запрещающей проведение осмотра, разглашение, истребование или изъятие документов, связанных с осуществлением адвокатской деятельности.
Возникают и другие вопросы: могут ли стандарты качества оказания БПП отличаться от стандартов оказания правовой помощи в целом, и нужны ли адвокатуре такие стандарты вообще? Они могут быть предметом дискуссии, но сегодня законодательно предусмотрены только стандарты качества БПП.
Коль уж на то пошло, сомнений в том, что разрабатываться они должны в адвокатском корпусе, не возникает, наверное, ни у кого. Более того, в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 48 Закона при советах адвокатов регионов созданы комиссии по оценке качества, полноты и своевременности оказания адвокатами правовой помощи.
По моему мнению, стандарты качества БПП, подготовленные и утвержденные НААУ, должны устанавливать общие принципы деятельности органов, субъектов ее предоставления и критерии оценки такой деятельности, направленные на обеспечение достижения высокого уровня качества правовых услуг субъектам права на юридическую помощь в соответствии с Законом о БПП. Однако именно Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» обеспечивает правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры и предусматривает гарантии независимости адвокатов.
Поэтому и перед адвокатурой, и перед государством сегодня стоит общая задача — выполнение требований законов, обеспечение высокого качества услуг в рамках системы БПП с соблюдением всех гарантий адвокатской деятельности и главное — принципа независимости адвокатуры.
КОВАЛЬ Екатерина — адвокат, заместитель председателя Совета адвокатов Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…