Нынешняя практика применения существующего Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК), принятого еще в 1991 году, показала необходимость его усовершенствования в связи со вступлением в силу новых Гражданского и Хозяйственного кодексов, которым он должен соответствовать, а также с целью разграничения полномочий судов общей юрисдикции и хозяйственных судов по рассмотрению дел, четкого отражения роли и полномочий хозяйственных судов в нашей стране и существенного реформирования материального законодательства.
Проект нового Хозяйственного процессуального кодекса подготовил председатель Высшего хозяйственного суда Украины в отставке, народный депутат Украины Дмитрий Притыка. Этот проект ХПК предусматривает ряд существенных нововведений, в частности, в нем детально расписаны виды хозяйственного производства, расширена юрисдикция хозяйственных судов, которая определяется не только с учетом состава субъектов правоотношений, но и с учетом сути спорных правоотношений. Иными словами, к компетенции хозяйственных судов планируется отнести и те дела, в которых одной из сторон выступает гражданин, не являющийся предпринимателем, и которые проистекают из отношений между акционером и акционерным обществом. Также к компетенции хозяйственных судов г-н Притыка предлагает отнести дела о приватизации государственного и коммунального имущества или же его аренде, поставке продукции для государственных нужд, защите прав и объектов промышленной собственности. Существенные изменения, кроме того, предлагается внести и в институты доказательного права, обеспечения исков и предварительных обеспечительных мер. Важной новеллой можно назвать исключение из ХПК института отказа в принятии заявления. По мнению автора проекта, существование этого института предоставляло суду возможность отказывать гражданам в доступе к суду. Вопрос же обеспечения соблюдения процессуального закона при подаче иска в новом проекте ХПК решается, при наличии соответствующих доказательств, с помощью нового института — оставления заявления без рассмотрения. Также в новом проекте ХПК более детально, по сравнению с ныне действующим Кодексом, регламентированы положения о рассмотрении хозяйственных споров при участии иностранных субъектов хозяйственной деятельности. Изменения также коснулись доказательного права, обеспечения иска и предварительных обеспечительных мер. Согласно положениям проекта ХПК, допускается обеспечение доказательств, защита имущественных интересов истца до подачи искового заявления. Обозначенные институты давно известны иностранному процессуальному праву.
Из всего перечисленного выше, особое внимание предлагаем уделить вопросу детализации видов хозяйственного производства. Ныне действующий ХПК по этому вопросу содержит только один раздел, касающийся решения хозяйственных споров в первой инстанции без конкретизации по разным видам хозяйственного судопроизводства. Новым проектом ХПК предлагается установить особенности рассмотрения наиболее конфликтных категорий хозяйственных дел, связанных с осуществлением государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью. Это, в частности, дела о прекращении деятельности субъекта хозяйствования; об обжаловании ненормативных актов, действий и бездеятельности должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления; о взыскании сумм штрафных санкций за нарушение установленного порядка хозяйственной деятельности; о продолжении срока административного ареста активов плательщика налогов. Эти вопросы прописаны в главе 24 раздела 3 проекта ХПК «Другие виды производства». Каждому из перечисленных видов отведен отдельный параграф, которым четко регламентируется порядок рассмотрения спора, подсудность, список необходимых документов, которые должны прилагаться к исковому заявлению, сроки подачи и рассмотрения заявлений. Что касается дел об обжаловании ненормативных актов, решений и действий государственных органов, то сюда также включены и вопросы о компетенции хозяйственных судов во избежание пересечения с административным и уголовным судопроизводством. Также конкретизированы критерии, которыми должен руководствоваться суд при проверке ненормативных актов в случае их обжалования.
Отдельная глава посвящена судопроизводству по делам об отмене решений третейских судов (арбитража). Определено, что сторона в споре, разрешенном арбитражным судом, может обратиться с заявлением об отмене арбитражного решения в местный хозяйственный суд по месту нахождения третейского суда, принявшего решение по делу, на протяжении 3-х месяцев со дня принятия арбитражного решения. Кроме того, с арбитражем связана и глава о судопроизводстве по делам о выдаче документа на принудительное исполнение решений третейского суда. Иными словами, в новом Кодексе предлагается закрепить положения, предусмотренные Законом Украины «О третейских судах».
Отдельно рассмотрен вопрос о судопроизводстве по делам об определении прав и установлении фактов, имеющих юридическое значение. К таковым автор проекта относит следующие дела: о признании торговой марки как хорошо известной; об определении субъекта хозяйственной деятельности собственником недостроенного имущества; о признании за субъектом хозяйственной деятельности права собственности на самовольно построенное им недвижимое имущество; о признании права собственности субъекта хозяйственной деятельности в случае утраты им документа, которое свидетельствует о его праве на собственность; об установлении права собственности субъекта хозяйственной деятельности по праву приобретательной давности на недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги; об установлении иных фактов, имеющих юридическое значение в сфере хозяйственной деятельности. Причем хозяйственный суд рассматривает такие дела только в случае реальной невозможности получения истцом документов, подтверждающих его право, в установленном законом административном порядке. При этом суд обязан удостовериться, что другой способ установления права действительно невозможен, что не ведется рассмотрение судебного спора о праве, а также какими будут последствия признания права собственности истца для других лиц.
К конкурсному судопроизводству по делам о банкротстве г-н Притыка предлагает добавить возможность участия наравне с субъектами предпринимательской деятельности соответствующих государственных органов, граждан и организаций, не имеющих статуса предпринимателей.
Дискуссионными в проекте ХПК являются вопросы кассационного обжалования, упомянутые также и в законопроекте «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины» от 23 ноября 2007 года, предложенном Дмитрием Притыкой в соавторстве с Сергеем Киваловым и Андреем Портновым. Отметим, что, согласно проекту ХПК гна Притыки, за Верховным Судом остается кассационный пересмотр хозяйственных дел по исключительным обстоятельствам. В статье 333 проекта ХПК указано, что обратиться в Верховный Суд для пересмотра решения Высшего хозяйственного суда Украины можно будет на двух основаниях: в случае применения ВХСУ закона или нормативно-правового акта, признанного Конституционным Судом Украины неконституционным, либо же в случае признания судебного решения международной судебной инстанцией, юрисдикция которой признана Украиной, нарушающим международные обязательства Украины. Для сравнения напомним, что в действующем ХПК таких оснований не намного больше, а именно пять. То есть возможность обжалования исключается только в случае несоответствия решения ВХСУ решениям Верховного Суда по вопросам применения норм материального права, в случае выявления фактов разного применения ВХСУ одного и того же нормативно-правового акта в аналогичных делах и если постановления ВХСУ не соответствуют международным договорам Украины.
Как известно, против этого нововведения выступал Председатель Верховного Суда Украины Василий Онопенко, который публично обратился к Президенту Украины с просьбой ветировать такого рода изменения в ХПК, поскольку, по его мнению, они вступают в противоречие с основными принципами отечественного судопроизводства и лишают Верховный Суд Украины возможности пересмотра судебных решений по хозяйственным делам. Отметим, что практика, когда кассационной инстанции является высший специализированный суд, а за Верховным Судом оставлен пересмотр решений по исключительным обстоятельствам, уже действует в административном процессе, то есть предложенное нововведение не является прецедентом в судебной системе Украины.
Еще одним важным моментом, касающимся вопросов обжалования решений по хозяйственным спорам, предложенным в новом проекте ХПК, является предоставление лицам, не принимавшим участия в деле, права на апелляционное и кассационное обжалование, если хозяйственным судом решался вопрос об их правах, законных интересах или обязанностях.
Таким образом, сама идея принятия нового ХПК носит положительный и своевременный характер, поскольку многие аспекты хозяйственных отношений между субъектами претерпели существенные изменения с 1991 года. В проекте ХПК Дмитрия Притыки — 8 разделов и 376 статей (в действующем — 125 статей), в которых автор законопроекта пытается исправить недоработки действующего ХПК и внести в него ряд необходимых изменений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…