Немая смена — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Немая смена

Рубрика Акцент
В сценарии кадровой ротации в составе ВСП, которая должна произойти по умолчанию в конце апреля, появился новый неожиданный эпизод — произошла смена руководства этого органа

Ольга КИРИЕНКО  «Юридическая практика»

Материал о том, как изменится состав Высшего совета правосудия (ВСП) после 30 апреля с.г., мы планировали заранее, в преддверии наступления конституционного дедлайна для завершения полномочий 12 нынешних членов ВСП. Но события предыдущей недели внесли коррективы в изначальный концепт нашей статьи, поэтому вначале расскажем о том, какие кадровые ротации уже произошли в этой институции.

Административный ракурс

16 апреля с.г. неожиданностью для многих стала новость о том, что Игорь Бенедисюк, который возглавлял этот конституционный орган (сначала Высший совет юстиции (ВСЮ), а после его трансформации — ВСП) с 9 июня 2015 года, решил покинуть административный пост. После того как его заявление о прекращении полномочий председателя ВСП было удовлетворено коллегами, состоялись выборы нового руководства, которые проходили на безальтернативной основе: на главную административную должность в ВСП была выдвинута только одна кандидатура — Владимира Говорухи, которая в результате и была подержана большинством голосов — 17 членами ВСП из 19 принявших участие в голосовании.

Владимир Говоруха, напомним, был делегирован в состав ВСП 6 марта 2018 года XV очередным съездом судей Украины. Как и его предшественник на главном руководящем посту в составе этого органа судейского управления, г-н Говоруха — выходец из системы военных судов, в ней он проработал порядка 25 лет, начиная с 1985 года и до момента ликвидации института военных судов в Украине в 2010 году. На протяжении последних восьми лет он был судьей Апелляционного суда Киевской области, а после реализации реформенной идеи по укрупнению апелляционного звена судебной системы осенью прошлого года (она среди прочего предусматривала ликвидацию апелляционных инстанций Киева и Киевской области и создание Киевского апелляционного суда) переведен в Киевский апелляционный суд. Отметим, что за судьями (равно как и за прокурорами) на время исполнения полномочий члена ВСП сохраняются должности, которые они ранее занимали.

Часть от часу

Почему кадровая ротация в руководящем звене ВСП произошла именно сейчас, а не после грядущей кадровой «перезагрузки» Совета, ответ на этот вопрос мы попытаемся получить из первых уст, в рамках интервью с Игорем Бенедисюком, которое планируется для публикации в следующем номере «ЮП». А пока сфокусируемся на том, как обновится персональный состав этого конституционного органа уже в обозримом будущем. Напомним, что подпунктом 1 пункта 161, которым раздел XV «Переходные положения» Основного Закона был дополнен в 2016 году, когда конституционными изменениями в части правосудия был заложен законодательный фундамент для проведения судебной реформы, предусмотрен эволюционный путь трансформации ВСЮ в ВСП в кадровой части. В частности, прописывается, что ВСП создается путем реорганизации ВСЮ. До избрания (назначения) членов ВСП этот орган действует в составе членов ВСЮ в течение срока их полномочий, которые не могут длиться дольше, чем до 30 апреля 2019 года. Избрание (назначение) членов ВСП осуществляется не позднее указанной даты. Следует отметить, что установленный конституционный дедлайн для каденции лиц, которые были сначала делегированы в состав ВСЮ, а впоследствии приобрели статус членов ВСП, — дата не случайная: именно 30 апреля с.г. истекает четырехлетний срок полномочий трех нынешних членов ВСП — Игоря Бенедисюка, Николая Гусака и Татьяны Малашенковой, назначенных главой государства членами на тот момент ВСЮ. Все они, а также Наталья Волковицкая (была делегирована в состав ВСЮ 25 сентября 2014 года в ходе проведения второго этапа XII внеочередного съезда судей, но присягу члена ВСЮ, что на тот момент являлось точкой отсчета для срока полномочий, приняла на пленарном заседании парламента лишь восемь месяцев спустя — 4 июня 2015-го), как известно, являются победителями второго конкурса в Верховный Суд и уже получили от своих коллег по ВСП «благословение» на назначение Президентом Украины «верховными» судьями.

Помимо указанных четырех членов ВСП в конце апреля с.г. завершится срок полномочий еще у восьми представителей ключевого органа судейского управления. У Ирины Мамонтовой и Алексея Маловацкого (19 мая 2015 года были назначены Верховной Радой Украины), Андрея Бойко и Анатолия Мирошниченко (28 апреля 2015-го получили путевку в состав ВСЮ от съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений), Владимира Комкова и Вадима Нежуры (27 апреля 2015-го делегированы всеукраинской конференцией работников прокуратуры), Павла Гречковского и Вадима Беляневича (в 2015 году оба были назначены членами ВСЮ съездом адвокатов Украины, только в разное время: г-н Гречковский — 25 апреля, а г-н Беляневич — 12 июня).

Правда, двое из 12 нынешних членов ВСП даже после наступления  конституционного дедлайна не покинут ряды Высшего совета правосудия. Речь идет о Павле Гречковском и Алексее Маловацком, которые были избраны членами ВСП 15 февраля с.г. в ходе проведения главного форума адвокатского сообщества. Кроме того, 30 апреля 2019 года час «Ч» не наступит для прекращения четырехлетних полномочий еще девяти нынешних членов ВСП — Председателя ВС Валентины Данишевской, которая в состав этого конституционного органа входит по должности, и восьмерых служителей Фемиды, ранее делегированных судейским сообществом: Виктора Шапрана, Игоря Артеменко, Андрея Овсиенко и Николая Худыка (членами ВСП они стали еще два года назад, 15 марта 2017 года по результатам проведения XIV внеочередного съезда судей Украины), Владимира Говорухи и Ларисы Швецовой (наивысший орган судейского самоуправления членами ВСП их избрал 6 марта 2018 года), Наталии Краснощековой и Олега Прудивуса (были делегированы в состав Совета буквально недавно, в конце декабря 2018-го в ходе проведения XVI внеочередного съезда судей Украины).

Предложение следует

Таким образом, нынешний состав ВСП обновится лишь частично: 11 из 21 нынешнего члена ВСП сохранят свои должности. Из кандидатов, кто выйдет на замену десяти представителям этого конституционного органа, известна только половина (не учитывая описанного выше алгоритма заполнения лимита адвокатского сообщества в составе Высшего совета правосудия). По судейской квоте в состав ВСП войдут судья Хозяйственного суда г. Киева Лариса Иванова и судья Шестого апелляционного административного суда Светлана Шелест (избраны в конце прошлого года в ходе проведения XVI внеочередного съезда судей Украины), по прокурорской — адвокат, председатель корпорации «Украинская правовая группа» Игорь Фомин  и прокурор Днепропетровской области Виктор Матвийчук (избраны Всеукраинской конференций прокуроров, состоявшейся 20–21 декабря 2018 года), а вот по квоте ученых-юристов только один — Виктор Грищук, главный научный сотрудник Львовского государственного университета внутренних дел. На страницах нашего издания мы уже писали, что съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, проходивший в два этапа — 28 февраля и 14 марта с.г., завершил свою работу с «половинчатым» результатом, оставив кадровую недосказанность в вопросе заполнения еще одной вакансии в ВСП.

Кроме того, на данный момент неизвестна судьба еще четырех кадровых позиций, которые должны заполнить политические субъекты формирования ВСП. Ранее мы уже рассказывали о том, какие подвижки наметились в решении этого кадрового вопроса у главы государства (о перипетиях конкурсной процедуры писали в материале «Часть пик» в № 16 (1112) «ЮП» от 16 апреля 2019 года). Очевидно, что свой выбор в пользу двух из четырех кандидатов, отобранных конкурсной комиссией для проведения специальной проверки (в их число, напомним, вошли адвокат Михаил Исаков, руководитель Главного департамента правовой политики Администрации Президента Украины, секретарь Совета по вопросам судебной реформы Константин Красовский, судья Львовского окружного административного суда Александр Сасевич и нынешний член Высшей квалификационной комиссии судей Украины Андрей Василенко), Президент Украины Петр Порошенко должен сделать до 30 апреля с.г., как того требуют положения подпункта 1 пункта 161 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины.

А вот успеет ли парламент до конца апреля 2019-го выполнить свою кадровую миссию и заполнить две будущие вакансии в составе ВСП, вопрос достаточно спорный. По крайней мере, некоторые народные депутаты Украины, которые являются представителями профильного парламентского подразделения — Комитета по вопросам правой политики и правосудия, чуть ли не в один голос говорят о том, что Верховной Раде Украины в ближайшие недели вряд ли удастся «выйти из предвыборного пике» и решить этот кадровый вопрос. Более того, для некоторых наших собеседников тот факт, что персоналии трех претендентов в состав ВСП по парламентской квоте стали известны еще в январе с.г., оказался сюрпризом. Напомним, что в начале года на официальном сайте законодательного органа страны появился раздел «Кандидаты на должности членов Высшего совета правосудия». До сих пор там значатся три претендента: народный депутат Украины Юрий Буглак, судья Хозяйственного суда Черниговской области Мария Демидова и первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова. Является ли этот перечень кандидатов окончательным и можно ли кого-то из указанного «трио» считать потенциальными членами ВСП, пока не понятно.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA