Отсутствие легализации документов, на основании которых определена таможенная стоимость товаров, не может быть основанием для отмены решения таможенной службы о доначислении налоговых обязательств.
К такому выводу пришел Хозяйственный суд г. Киева, рассматривая административное дело по иску ООО «А» к Киевской региональной таможне, Государственной таможенной службе Украины об отмене налоговых уведомлений и решений.
Истец при обосновании исковых требований ссылался на то, что при таможенном оформлении импортируемого им товара были предоставлены все необходимые документы, обосновывающие заявленную стоимость товара. При таможенном оформлении товара Киевской региональной таможней сомнений в достоверности поданных документов не возникало, импортируемая продукция допущена в свободный оборот, а истцом уплачены все необходимые таможенные платежи, налоги, сборы со стоимости импортируемой продукции. В связи с этим просил суд отменить ряд решений ответчиков.
Постановлением Хозяйственного суда г. Киева от 26 октября 2007 года, оставленным без изменений определением Киевского апелляционного административного суда от 3 февраля 2009 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
К такому же заключению пришла коллегия судей Высшего административного суда Украины в составе председательствующего — Любови Гончар, судей — Василия Харченко, Константина Конюшко, Николая Сироша, Марии Гордийчук, оставив без изменений решения судов первой и апелляционной инстанций определением от 6 октября 2010 года.
Судами установлено, что на основании данных проверки соблюдения законодательства Украины по вопросам определения таможенной стоимости товаров при оформлении таможенных деклараций было установлено нарушение истцом требований пунктов 3, 4 постановления Кабинета Министров Украины (КМУ) «Об утверждении Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины» от 28 августа 2003 года № 1375, а именно: занижены таможенные платежи на общую сумму 250 025,10 грн.
На основании акта о нарушении Киевской региональной таможней были приняты налоговые уведомления, которыми доначислены таможенные сборы, налоги и платежи, а также применены штрафы за нарушение таможенного законодательства. Спорными решениями ответчики оставили налоговые уведомления в силе в рамках их административного обжалования истцом.
Суды, принимая решения об отказе в удовлетворении исковых требований, исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 261 Таможенного кодекса (ТК) Украины, предусмотрено, что сведения о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, используются для начисления налогов и сборов (обязательных платежей), ведения таможенной статистики, а также в соответствующих случаях для расчетов при применении штрафов, других санкций и взысканий, установленных законами Украины.
Согласно постановлению КМУ № 1375, таможенная стоимость товара определяется в соответствии с ТК Украины на момент пересечения таможенной границы товаром и декларируется таможенному органу в соответствии с утвержденным этим постановлением Порядком.
Как установлено судами, уровень цен, указанных ООО «А» в документах, предоставленных для таможенного оформления, не соответствовал уровню цен, указанных в инвойсах, следовательно, выводы ответчиков о занижении истцом таможенной стоимости импортируемых товаров обоснованы.
При этом суд кассационной инстанции отметил, что довод истца о том, что таможенной службой была определена таможенная стоимость товаров на основании документов, не легализированных в установленном порядке, не может быть принят, исходя из того, что для данного вида документов легализация не требуется.
Так, в соответствии с общепринятыми нормами международного права, Венской конвенцией «О консульских сношениях» 1963 года документы, составленные на территории одной страны, принимаются на территории другой страны к рассмотрению при условии их легализации в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством государств или положениями международных договоров, отменяющих процедуру легализации, участниками которых они являются.
Консульская легализация состоит в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения для целей использования в международном общении и представляет собой подтверждение действительности подписи должностного лица и печати учреждения.
В то же время, в соответствии с международной практикой, не требуется легализация паспортов, а также документов, имеющих прямое отношение к коммерческим и таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, договоры, контракты о поставке товаров, таможенные декларации, инвойсы, международные товарно-транспортные накладные и прочее).
Согласно пункту 4.3. Инструкции о порядке консульской легализации официальных документов на Украине и за границей (утвержденной приказом Министерства иностранных дел (МИД) Украины от 4 июня 2002 года № 113), Департамент консульской службы МИД Украины принимает на легализацию, в частности, официальные документы, составленные и удостоверенные на территории иностранных государств органами государственной власти, кроме документов коммерческого характера.
Процедура легализации может быть отменена положениями международных договоров, участником которых является Украина. Например, к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требования консульской легализации, Украина присоединилась 2 апреля 2003 года, Эстония — 11 декабря 2000 года, Норвегия — 30 мая 1983 года, Дания — 30 октября 2006 года. В соответствии с Конвенцией документы, предназначенные для предъявления в официальные органы стран — участниц Конвенции, удостоверяются в особом порядке — путем проставления апостиля.
Но статьей 1 Гаагской Конвенции установлено, что ее действие не распространяется на административные документы, которые имеют прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям.
Аналогичное исключение сделано для документов коммерческого и/или таможенного характера и в приказе Министерства иностранных дел Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства юстиции Украины от 5 декабря 2003 года № 237/803/151/5, которым утверждены Правила проставления апостиля на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств.
Исходя из этого, коллегия судей ВАСУ считает, что утверждение истца относительно необходимости легализации или проставления апостиля на письмах иностранных таможенных органов, экспортных декларациях стран-экспортеров, инвойсах иностранных юридических лиц, на какой-либо товарно-транспортной документации противоречит как требованиям пункта b части 2 статьи 1 Гаагской Конвенции 1961 года, так и требованиям действующего украинского законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…