Существующий порядок рассмотрения ходатайств о проведении негласных следственных (розыскных) действий, в случае если такие действия планируется проводить в отношении судьи, работника суда, работника правоохранительного органа и/или относительно помещения суда, правоохранительных органов, предлагается изменить. Законопроект соответствующего содержания (рег. № 2500) внес на рассмотрение парламента народный депутат Украины Юрий Луценко. Дабы устранить потенциальные опасности для целей досудебного следствия, связанные, в частности, с возможной утечкой информации, он предлагает дополнить статью 247 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины частью 2, установив, что ходатайства о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия в отношении судьи, работника суда, работника правоохранительного органа и/или относительно помещения суда, правоохранительных органов могут рассматриваться следственным судьей апелляционного суда вне территориальной юрисдикции органа досудебного расследования, который осуществляет предварительное расследование.
Предложение достаточно актуальное — наличие определенных бытовых, дружеских или других социальных связей между следственными судьями апелляционного суда и остальными судьями, работниками суда или работниками правоохранительных органов, которые обусловлены именно территориальным признаком, нельзя отрицать. Для адвокатов не секрет, насколько тесно в рамках одного региона коммуницируют между собой суды и правоохранительные органы. Но также нельзя полностью исключить наличие таких связей между судьями из различных регионов Украины.
Кроме того, в законопроекте отсутствует описание механизма определения надлежащего суда — по сути, подать такое ходатайство можно будет в любой из 27 апелляционных судов (включая и тот, в границах территориальной юрисдикции которого находится орган досудебного расследования). Более того, вероятно возникновение ситуации, когда ходатайство может подаваться в разные суды, пока какой-нибудь из них не санкционирует проведение запрашиваемого негласного следственного (розыскного) действия.
Старший юрист МПЦ EUCON Анна Шишко считает, что такого рода «свобода» выбора следователем, прокурором суда вне территориальной юрисдикции органа досудебного расследования с целью обращения с ходатайством о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия в отношении судей, работников суда и правоохранительных органов и/или в помещениях судебных и правоохранительных органов без определения механизма такого выбора может привести к злоупотреблению и возникновению еще большего влияния коррупционной составляющей на эти процессы и не будет способствовать принятию следственными судьями законных определений о предоставлении разрешения на проведение негласного следственного (розыскного) действия, что приведет к нарушению основоположных прав человека и гражданина.
Екатерина Гупало, советник, глава практики защиты в уголовных делах по преступлениям в сфере предпринимательства АО Arzinger, оценивает законопроект № 2500 достаточно положительно. Но в то же время она обращает внимание на то, что в разрезе нашумевших обысков в ряде судов г. Киева по определениям следственных судей из других регионов не совсем правильно воспринимать его как работу над ошибками и исправление «задним числом». «Обыски не относятся к негласным следственным действиям. То есть статья 247 УПК Украины, в которую предлагается внести изменения, не применялась. Что же касается территориального аспекта при вынесении определения о предоставлении разрешения на обыск, то, как следует из копии такого судебного определения, которая «засветилась» в Интернете, соответствующее разрешение выдал Шевченковский районный суд. г. Черновцы по обращению следователя прокуратуры Черновицкой области. Таким образом определение вынес следственный судья из того же региона, что и орган досудебного расследования, и формальности соблюдены. А вот подследственность уголовного производства — почему досудебное расследование ведется именно в указанном регионе — это уже отдельный вопрос, хотя в принципе для этого могут быть достаточные основания», — объясняет адвокат.
Конкретизация компетентности
Сергей МАКОВЕЦКИЙ, адвокат, партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович»
Суть негласного следственного (розыскного) действия состоит в возможности получить информацию о преступлении или лице, его совершившем, без его ведома, а в условиях современных отечественных да и, по признанию многих зарубежных юристов, общечеловеческих реалий социальные связи следственных судей апелляционных судов с судьями, работниками суда или правоохранительных органов, в отношении которых инициируется вопрос о проведении подобных действий, могут привести к принятию неправосудного судебного решения или к распространению информации о самом факте поступления такого ходатайства либо постановления такого определения, что навредит целям уголовного производства.
Однако законопроект № 2500 не содержит порядка определения компетентного суда в случае, если инициатор проведения негласного действия действительно сочтет необходимым обратиться с соответствующим ходатайством в суд другой области, таким образом, оставляя вопрос всецело на усмотрение следователя и прокурора без установления каких-либо критериев, что полностью не соответствует духу УПК Украины. Вместе с тем, согласно части 4 статьи 248 УПК Украины, определение о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия должно соответствовать общим требованиям к судебным решениям — таким образом, следственный судья лишается возможности обоснованно установить, подсудно ли ему подобное ходатайство. Представляется, что данную проблему можно разрешить по аналогии с направлением уголовных производств из одного апелляционного суда в другой в порядке части 3 статьи 34 УПК Украины посредством Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, который и определит компетентного следственного судью. Однако здесь, необходимо признать, могут возникнуть сложности с обеспечением необходимой оперативности рассмотрения ходатайств о проведении негласных следственных (розыскных) действий, часто чрезвычайных по своей природе и назначению.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…