Авиация Украины динамично развивается, несмотря на различные препятствия, прежде всего экономического характера. В недавно опубликованном отчете Госавиаслужбы Украины за 2017 год говорится, что в прошлом году пассажиропоток украинских аэропортов вырос на 27,6 % по сравнению с 2016 годом и составил более 16 млн человек, существенно увеличилось число пассажиров и на внутренних линиях. Украинские авиакомпании в 2017 году перевезли 10,5 млн человек, улучшив этот показатель на 27,5 % по сравнению с 2016-м. И чем масштабнее работа субъектов авиационной деятельности, тем больше средств от них поступает в государственный бюджет, а поскольку с механизмом взимания сборов сегодня не все гладко, парламентарии решили внести законодательные коррективы — в Верховном Совете Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О Государственном специализированном фонде финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участия Украины в международных авиационных организациях» (№ 7514).
Основная задача законопроекта — закрепление на уровне закона правовых, финансовых и организационных основ функционирования Государственного специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участия Украины в международных авиационных организациях (Госавиафонд). В законопроекте определяются плательщики, объекты взимания, перечень государственных сборов, размеры их ставок, порядок расчета и уплаты государственных пошлин, порядок зачисления сборов в государственный бюджет Украины и использования средств Госавиафонда. Напомним: речь идет о сборах за сертификацию, регистрацию объектов и субъектов авиационной деятельности, за предоставление прав на эксплуатацию воздушных линий, за пассажиров и грузы, авиационную безопасность и т.д. Кроме того, предусмотрено внесение изменений в Воздушный кодекс Украины и Закон Украины «О Государственной программе авиационной безопасности гражданской авиации».
Устанавливается также ответственность за нарушение законодательных требований. Так, в случае неуплаты субъектом авиационной деятельности государственных сборов Госавиаслужбой не будут осуществляться процедуры сертификации, регистрации, перерегистрации объектов и субъектов авиационной деятельности и сопровождение их деятельности. Сбор, не уплаченный субъектом авиационной деятельности в течение 30 дней с даты оформления счета-фактуры, будет считаться просроченной задолженностью перед Госавиафондом.
«Необходимость разработки и принятия данного законопроекта возникла в связи с неоднозначным толкованием субъектами авиационной деятельности норм действующего законодательства Украины, регламентирующих порядок взимания государственных сборов с субъектов авиационной деятельности, что привело к многочисленным судебным спорам, — рассказала Леся Самарина, адвокат, руководитель днепровского офиса ЮФ «Ильяшев и Партнеры». — Сегодня на законодательном уровне отсутствует определение организационных, правовых и финансовых основ функционирования Госавиафонда и участия Украины в международных авиационных организациях».
Положениями Воздушного кодекса Украины установлены семь видов сборов с субъектов авиационной деятельности в качестве поступлений в Госавиафонд, а перечень, размер и порядок их уплаты определены Кабинетом Министров Украины в положении о Госавиафонде. Как известно, Конституция Украины предусматривает, что исключительно законами должна устанавливаться система налогообложения, налоги и сборы. А Конституционный Суд Украины в решении от 23 июня 2009 года № 15-рп/2009 по делу № 1-21/2009 указал, что конституционное полномочие правительства не предусматривает права устанавливать общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) или определять отдельные элементы их правового механизма регулирования — таким правом наделен Верховный Совет.
Верховный Суд Украины в постановлении от 12 января 2016 года по делу № 826/11299/14 отметил, что государственные сборы с субъектов авиационной деятельности относятся к неналоговым платежам, которые являются обязательными, целевыми, фактически возмездными платежами, поступающими в государственный бюджет. Такая позиция стала основанием для прекращения уплаты некоторыми перевозчиками сборов и последующих обращений в суд с исками к Госавиаслужбе о признании противоправными действий по начислению таких сборов.
Леся Самарина считает такую тенденцию крайне опасной и позитивно оценивает законодательную инициативу: «Отсутствие поступлений субъектов авиационной деятельности в специальный фонд может иметь серьезные последствия для всей отрасли в целом. Украина уплачивает членские взносы в международные организации (например, IATA и ICAO) из заложенных в государственном бюджете сумм, формируемых из поступлений в фонд. Если сбор не будет взиматься, соответственно, государство не сможет уплачивать членские взносы, что чревато исключением из данных организаций, а это, в свою очередь, поставит под угрозу безопасность полетов, что недопустимо. Принятие данного закона устранит лазейки для неуплаты государственных сборов и позволит привести в соответствие с действующим законодательством механизм их взимания с субъектов авиационной деятельности, что будет способствовать поступлению средств в Госавиафонд».
«Этот законопроект появился вследствие конфликта между авиакомпанией «Международные Авиалинии Украины» (МАУ) и Госавиаслужбой вокруг авиационных сборов, — разъяснил Андрей Гук, адвокат, партнер ЮФ Ante. — Сейчас такой сбор регулируется на уровне постановления правительства о спецфонде авиации. Юристы МАУ сочли, что такой сбор может быть установлен только законом, и компания перестала его платить еще до оспаривания сбора в суде. Был период, когда МАУ взыскивала такой сбор с пассажиров, но не перечисляла его в бюджет — по данным фактам начато уголовное производство НАБУ, которое, однако, не поддержала Специализированная антикоррупционная прокуратура из-за наличия судебных споров. При этом речь идет о больших суммах. Несмотря на то что сегодня порядок оплаты сбора урегулирован изменениями, принятыми КМУ, зарегистрирован и этот законопроект. По сути, кардинальных изменений к существующим сборам закон не предполагает, но позиция МАУ будет окончательно подтверждена, что позволит выйти победителем из уголовного производства и имущественных споров с Госавиаслужбой. Все другие авиакомпании и сегодня платят авиационные сборы, и больших изменений для них не будет».
Тем же авторским составом (народные депутаты Виталий Корчик, Федор Бендюженко и другие от фракции «Народный фронт») в парламент подан сопутствующий законопроект № 7515 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно взимания государственных сборов с субъектов авиационной деятельности». В частности, предлагается установить, что действие Налогового кодекса не распространяется на вопросы взимания государственных авиасборов, поскольку такое взимание будет осуществляться в соответствии с новым законом о Госавиафонде.
Ожидается, что принятие данных законопроектов обеспечит усовершенствование существующего механизма взимания государственных сборов с субъектов авиационной деятельности, что поспособствует поступлению средств в фонд и их дальнейшему использованию в целях реализации основных направлений государственной политики в сфере авиационной деятельности.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…