Изменения в налоговом законодательстве — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Не вешать взнос

Изменения в налоговом законодательстве: законопроект №1209

Законопроект об устранении технических и логических неувязок в налоговом законодательстве в том числе существенно корректирует закон о едином социальном взносе

Юридическое сообщество сегодня живет в очень напряженном режиме, поскольку скорость принятия нормативных актов и внесения законодательных изменений невероятно высока. Не является исключением и налоговое законодательство: целый ряд законов в этой сфере уже был принят, а часть парламентариям еще предстоит рассмотреть. Как правило, больше внимания уделяется нормативным актам глобального характера, при этом на заднем плане остаются законопроекты, которые вносят точечные изменения в определенные законы. В частности, законопроект № 1209 предусматривает внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве. Помимо точечных изменений к Закону Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» уточняется порядок направления требования об уплате недоимки по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ). Авторы законопроекта № 1209 предлагают установить следующее: если требование об уплате недоимки по ЕСВ вынесено с целью взыскания недоимки по единому взносу, то в случае его неуплаты плательщиком в определенные сроки оно направляется контролирующим органом плательщику в бумажной и/или электронной форме в порядке, определенном статьей 42 Налогового кодекса Украины, и ежедневно размещается на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику в этой сфере. При этом предлагается уточнить, что данная информация публикуется с указанием даты публикации и даты обновления. Более того, в данном случае будет считаться, что доступ плательщика к таким сведениям обеспечен, а информация о направлении требования доведена до сведения плательщика.

Уточнения также могут коснуться и порядка подачи жалобы на требование об уплате недоимки по ЕСВ. В частности, предлагается предусмотреть, что не подлежат обжалованию обязательства по уплате единого взноса, самостоятельно определенные плательщиком.

Авторы законопроекта № 1209 намерены исключить обязанности контролирующего органа по предоставлению информации Пенсионному фонду Украины о согласовании результатов проверок в части начисления ЕСВ, а также изменить размер штрафных санкций за нарушения определенных требований. Речь идет об обязанностях банков относительно соблюдения законодательства о сборе и ведении учета единого взноса. За нарушение этих требований может быть наложен штраф в размере 200 % суммы ЕСВ, подлежащей уплате. Отметим, что действующее законодательство предусматривает штраф в размере суммы единого взноса, которая подлежит уплате налогоплательщиками.

Следующий нормативный акт, который может претерпеть изменения, — Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности». В частности, предлагается включить Налоговый кодекс Украины в перечень законодательных актов, формирующих законодательство об управлении объектами государственной собственности.

«Плательщики части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю несут ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление в контролирующие органы расчета части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю или нарушение правил начисления и уплаты (перечисления) этих платежей в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины», — говорится в законопроекте № 1209. При этом обязанности по контролю за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты в бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями и дивидендов на государственную долю хозяйственными обществами, в уставном капитале которых имеются корпоративные права государства, а также по взысканию указанных платежей в бюджет возлагаются на Государственную налоговую службу Украины.

Не менее важные законодательные изменения вносятся и в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Несмотря на то что предложенные новшества затрагивают лишь статью 18, регламентирующую порядок проведения государственной регистрации прав, они коснутся всех юридических лиц, пользующихся услугами государственных регистраторов. Так, предусматривается, что государственная регистрация прав юридических лиц (резидентов и нерезидентов) может быть проведена лишь при наличии документов (сведений), подтверждающих постановку таких юрлиц на учет в контролирующих органах.

Также законопроектом № 1209 предлагается внести изменения в Закон Украины «О судебном сборе» в части установления максимального размера ставки судебного сбора за подачу в административный суд апелляционной или кассационной жалобы на решение суда: за подачу кассационной жалобы — не более 20 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а для апелляционной — не более 15. Напомним, что действующее законодательство не устанавливает граничного размера ставки судебного сбора в этой части.

Остальные изменения в основном имеют точечный характер, например, речь идет об изменении названий центральных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из пояснительной записки, данный законопроект напрямую связан с проектом Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (рег. № 1210). Тем не менее именно этот документ в большей степени направлен на введение международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли и имплементацию норм, предусмотренных Планом противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (план BEPS), реформирование института финансовой ответственности и усовершенствование процедуры администрирования налогов и сборов (детально о законопроекте в части имплементации этих норм мы писали в статье «Избыточный BEPS» в газете «Юридическая практика» № 40 (1136) от 1 октября 2019 года.

В части усовершенствования администрирования налогов и сборов предлагается установить требования к решению контролирующего органа о наложении штрафных санкций. В данном случае речь идет об обязательности наличия описательной и мотивировочной частей в налоговом уведомлении-решении.

«Контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины» — такую норму предлагает закрепить законопроект № 1210. При этом также предложено установить, что контролирующие органы несут ответственность в виде возмещения вреда лицу, в отношении которого было совершено налоговое правонарушение, в соответствии с положениями статьи 114 Налогового кодекса Украины. Данная статья законопроектом № 1210 излагается в абсолютно новой редакции и устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц. К слову, вопрос об ответственности контролирующих органов давно волновал бизнес, поскольку безнаказанность нередко приводила к злоупотреблению представителями регулятора своими служебными обязанностями.

Этим же законопроектом предлагается изменить и порядок обжалования решений контролирующих органов. В частности, предусматривается создание постоянно действующего коллегиального органа — Апелляционного совета по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику.

Как известно, цель имплементации плана BEPS — приведение налогового законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем налогоплательщиков больше волнуют вопросы, касающиеся усовершенствования администрирования налогов и сборов. В то же время, если в законопроект № 1210 будут внесены существенные изменения, поскольку реакция бизнеса и практикующих юристов на его положения неоднозначна, особенно в части имплементации отдельных положений плана BEPS, то на точечные и технические аспекты мало кто обратит внимание, хотя положения законопроекта № 1209 также направлены на усовершенствование механизмов администрирования налогов.

 

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA