Сегодня в Украине отсутствует комплексная система обеспечения защиты свидетелей и потерпевших в уголовном производстве. Действующий Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве» (Закон) не соответствует международным стандартам защиты свидетелей. Так, одним из требований рекомендаций Комитета министров Совета Европы является создание отдельных органов, которые должны иметь оперативную автономию и не принимать участия в подготовке дел или расследовании. Также Консультативная миссия ЕС в Украине призывает украинское правительство ускорить процесс создания эффективного механизма защиты свидетелей.
С целью имплементации в национальное законодательство опыта стран Европейского Союза в парламент был внесен законопроект № 8457 об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве (законопроект).
Главным нововведением законопроекта является создание специального органа — Национальной службы защиты свидетелей и потерпевших (НСЗС), основная задача которого — обеспечить безопасность лиц, нуждающихся в защите.
Напомним: сегодня, согласно Закону, меры по защите осуществляют, в частности, органы службы безопасности, Государственное бюро расследований, органы внутренних дел, Национальная полиция, Национальное антикоррупционное бюро Украины. Как указано в заключении к законопроекту Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) аппарата Верховной Рады Украины, все эти органы принадлежат к органам досудебного расследования и фактически являются органами обвинения. О целесообразности создания нового органа своим мнением поделился адвокат Александр Плахотнюк: «Если будет создан независимый орган, злоупотреблений со стороны органов досудебного расследования станет меньше. На практике я сталкивался с тем, что эти органы очень часто под предлогом защиты формально выносят постановления об обеспечении безопасности, а на самом деле получают контроль над лицами, нуждающимися в защите».
Так, законопроектом предусмотрены программы защиты первой и второй степени. Программа защиты определяется как комплекс мер безопасности соответствующей степени, применяемый с целью поощрения участников уголовного производства и лиц, предоставляющих помощь в предотвращении и противодействии коррупции (обличителей), и активного сотрудничества с правосудием.
Программу защиты первой степени будут осуществлять органы, которые уполномочены защищать свидетелей согласно действующему законодательству. Программа защиты второй степени будет реализовываться только НСЗС.
В то же время программа защиты второй степени будет применяться исключительно в уголовных производствах, касающихся преступлений против основ национальной безопасности Украины, тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами или преступными организациями, преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, а также коррупционных правонарушений, совершенных госслужащими категории А.
Независимо от степени защиты право на обеспечение мер по безопасности будут иметь, в частности, лица, непосредственно связанные с уголовным судопроизводством: свидетель, потерпевший, показания которых критически важны для решения дела в суде; лицо, которое в соответствии с законом исполняет специальное задание в организованной группе или преступной организации; подозреваемый, обвиняемый, осужденный, активно содействующий расследованию уголовных правонарушений, а также лица, способствующие расследованию преступлений, заявившие в правоохранительный орган об уголовном правонарушении либо предоставляющие помощь в предотвращении и противодействии коррупции, в том числе на условиях конфиденциальности.
По этому поводу адвокат Александр Плахотнюк отмечает: «Содействие расследованию коррупции на практике не что иное, как провокация. В Украине около 90 % случаев разоблачений коррупции — провокация взятки. Подобные предложения — это способ создать «крышу» для провокаторов. Если засекретить данные об этих лицах путем обеспечения их безопасности, сторона защиты будет лишена возможности обосновывать недопустимость доказательств, так как часто доказательства, полученные путем провокации, признаются недопустимыми Европейским судом по правам человека».
В числе предложенных законопроектом условий применения защитных мер — «весомость» показаний свидетеля в расследовании дела, тяжесть преступления и уровень угрозы. Так, избранная степень программы защиты должна быть соразмерна со степенью участия лица в конкретном уголовном производстве и (или) с информацией, которая им предоставляется. При этом меры по безопасности должны быть соразмерны с интенсивностью и характером угрозы жизни и здоровью, а связь между угрозой и участием лица в уголовном производстве подтверждена.
Но все же законопроект достаточно расплывчато разъясняет, кто и при каких обстоятельствах может претендовать на получение защиты. По этому поводу в заключении Главного научно-экспертного управления отмечено, что законопроектом не определены точные критерии, по которым можно судить о необходимости и достаточности мер защиты, поскольку используются оценочные понятия, такие как «критически важны» либо «активно содействует».
Основанием для применения мер по защите в соответствии с предложенной законопроектом программой первой степени может быть заявление лица, имеющего право на защиту, либо его близкого родственника, тогда как основанием для рассмотрения вопроса о применении программы второй степени защиты может быть исключительно ходатайство следователя, прокурора, следственного судьи, судьи либо другого работника правоохранительных органов. На основании такого ходатайства будет проводиться проверка наличия и степени реальной угрозы, и в случае подтверждения наличия таких угроз заключение о применении программы второй степени защиты будет направляться в НСЗС. Решение о применении программы защиты НСЗС будет принимать по согласованию с Генеральным прокурором Украины или его заместителем. Отменить меры по обеспечению безопасности при наличии для этого оснований председатель НСЗС сможет по согласованию с Генеральным прокурором Украины.
Национальную службу по защите свидетелей и потерпевших законопроект определяет как центральный орган исполнительной власти. Деятельность НСЗС будет направляться и координироваться Кабинетом Министров Украины через Министерство внутренних дел.
Предложенный статус Национальной службы защиты свидетелей и потерпевших адвокат Александр Плахотнюк прокомментировал так: «Этот орган должен быть самостоятельным и независимым. Генеральная прокуратура априори не может принимать участие в обеспечении безопасности, поскольку это может привести к тотальному контролю над свидетелем либо потерпевшим. НСЗС должна быть независимой от Генеральной прокуратуры и подчиняться органу, не относящемуся к органам расследования, например к Министерству юстиции».
Национальную службу по защите свидетелей и потерпевших законопроект наделяет достаточно широкими полномочиями: правом проводить гласные и негласные оперативные мероприятия, правом прямого доступа к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и базам данных.
Исходя из вышеизложенного, Главное научно-экспертное управление в своем заключении сделало вывод, что создание органа со значительными полномочиями, высоким финансовым обеспечением при условиях недостаточно четкой системы контроля может вызвать существенную опасность. А сам текст законопроекта, по мнению ГНЭУ, нуждается в технико-юридической доработке.
Состояние защиты
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту № 8457, с 2017 года в Украине осуществляются долгосрочные мероприятия защиты относительно около 300 лиц (более четверти из них являются не свидетелями, а работниками правоохранительных органов).
Для защиты 300 лиц нужно 1200 профессиональных охранников. Защита одного лица обходится государству минимум 1,5 млн грн в год. Таким образом, только на личную охрану государство тратит ежегодно до 500 млн грн (не учитывая стоимости охраны имущества лиц).
Как правило, защита свидетелей осуществляется путем предоставления им физической личной охраны — четырех-шести спецназовцев, которые поочередно сопровождают свидетеля (его близких родственников или членов семьи).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…